Педагогический совет «Современные способы формирования коммуникативной профессонально-педагогической компетентности педагога».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Культура педагога – условие успешной профессиональной деятельности.
Advertisements

1 Профессиональный стандарт педагогической деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Компетентности педагогического работника Подготовила заведующий МБДОУ 8 Т.В.Субач.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности Требования к учителю и к педагогическому образованию.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие качественной реализации ФГОС НОО» Педагогический совет МБОУ «НОШ 43» 11 января.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА Вариативность решения.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
ГС(К)ОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат I вида Деловая игра для.
Личность и культура педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения.
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Транксрипт:

Педагогический совет «Современные способы формирования коммуникативной профессонально-педагогической компетентности педагога».

«Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни, - необходимое условие модернизации системы образования России». Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г

Этапы работы на педагогическом совете 1.Теоретическая часть. 2.Практическая часть. 3.Рефлексия занятия. 4.Решение педагогического совета.

Этапы работы на педагогическом совете Теория вопроса: Профессонально-педагогическая компетентность педагога. Коммуникативная компетентность педагога. Диагностика состояния уровня ПЗЛК педагогов школы.

Компетенция - это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа " или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией. Компетенции не передаются «из рук в руки», не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть «выращены», практически поставлены «на себе» при непосредственном участии всех субъектов педагогического процесса.

Компетентность - степень выраженности, проявления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной деятельности

КомпонентСодержание - знания осведомленность, понимание, представление, содержание - опыт умение, навыки, применение, использование, раскрытие - ценностно- смысловое отношение важность, значимость, качество, ответственность - готовность стремление, желание, потребность, интерес Компоненты содержания компетентности

Профессонально-педагогическая компетентность педагога Профессионально-педагогическая компетентность - совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия особым образом структурировать научное и практическое знание в целях наилучшего решения педагогических задач.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Профессиональная педагогическая компетентность - способность оптимально, эффективно, системно, с учетом достижений современной науки и собственных интересов, способностей прогнозировать, осуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Профессонально-педагогическая компетентность педагога Элементы педагогической компетентности специальная и профессиональная компетентность, в области предмета методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся социально- психологическая компетентность в сфере общения дифферинциально- психологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности

В ыделя ю т четыре вида профессиональной компетентности специальную социальную личностную индивидуальную

Специальная, или д еятельностная профкомпетентность характеризует владение деятельностью на высоком профессиональном уровне и включает не только наличие специальных знаний, но и умение применить их на практике.

Социальная профкомпетентность характеризует владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, принятыми в профессиональном сообществе приемами профессионального общения.

Личностная профкомпетентность характеризует владение способами самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональной деформации. Сюда же относят способность специалиста планировать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Индивидуальная профкомпетентность характеризует владение приемами саморегуляции, готовность к профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, наличие устойчивой профессиональной мотивации. О дна из важнейших составляющих профкомпетентности это способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАЗОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬСПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ Способность решать профессиональные задачи на основе использования информации и коммуникации социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Компетентность, необходимая для «построения» профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Структура педагогической компетентности

Коммуникативная компетентность педагога В рамках формирования ППК педагога особое внимание уделяется проблеме развития коммуникативной компетентности, благодаря которой педагог создает и поддерживает контакт с воспитанниками. Это умения использовать механизмы профессионального общения, т. е. способов, с помощью которых педагог реализует сам процесс общения, достигая тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и воспитанников. Это умение педагога самостоятельно решать педагогические проблемы с точки зрения того, насколько такое решение способствует личностному развитию ребенка.

ПЗЛКВлияние Организация деятельности Передача информации Основные компоненты коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность педагога

ПЗЛК - профессионально значимые личностные качества педагога: эмпатия, способность к рефлексии, эмоциональная и поведенческая гибкость, общительность, эмоциональная привлекательность, способность и готовность к сотрудничеству.

Уровень профессиональной компетентности Низкий Средний Высокий 0% 55% 45%

Итоги. Самодиагностика. Обладаю умением учиться у коллег 77% Поддерживаю единые ценности, принятые в коллективе учителей 74% Постоянно стремлюсь повышать свою квалификацию 71% Стремлюсь преобразовывать опыт своей профессии, обогатить свою профессию личным творческим вкладом, новизной идей, овладеть новым знанием 68% Умело использую свои знания в практической деятельности 61% Ориентируюсь на индивидуальные качества обучающихся 52% Обладаю высоким уровнем педагогической культуры 42%

Стремлюсь участвовать в исследовательской, инновационной работе 19% Умело разрабатываю и использую систему критериально-оценочных показателей развития познавательных интересов 23% Умею изобретать оригинальные способы решения педагогических задач 23%

Виды педагогических компетентностей: Базовая (репродуктивная, применение знаний на практике) Творческая Интеллектуальная (способность к продуктивной аналитической деятельности) Социальная (знание правовой культуры, гражданская грамотность) Коммуникативная (организация взаимодействия, общение, перцепция, эмпатия) Поведенческая Социально-личностная (критичность, самокритичность, самооценка) Проектная культура (решение проблем через создание проектов). Рефлексивно-продуктивная (анализ результатов, доработка) Профессиональная мобильность (умение изменяться, приспосабливаться, способность к быстрому освоению нового).

Личностные качества Вера в силы и возможности обучающихся Уметь создавать ситуацию успеха для обучающихся. Осуществлять грамотное педагогическое оценивание, мобилизующее академическую активность. Уметь находить положительные стороны у каждого обучающегося, строить образовательный процесс с опорой на эти стороны, поддерживать позитивные силы развития. Уметь разрабатывать индивидуально- ориентированные образовательные проекты

Интерес к внутреннему миру обучающихся Умение составить устную и письменную характеристики обучающихся, отражающие разные аспекты его внутреннего мира Умение выяснить индивидуальные предпочтения (индивидуальные образовательные потребности), возможности ученика, трудности, с которыми он стал­кивается. Умение построить индивидуализированную образовательную программу. Умение показать личностный смысл обучения с учетом индивидуальных характеристик внутреннего мира

Открытость к принятию других по­зиций, точек зрения (неидеологизированное мыш­ ление педагога) Убежденность, что истина может быть не одна. Интерес к мнениям и позициям других. Учет других точек зрения в процессе оценивания обучающихся Общая культура Ориентация в основных сферах материальной и ду­ховной жизни. Знание материальных и духовных интересов молодежи. Возможность продемонстрировать свои достижения. Руководство кружками и секциями

Эмоциональная устойчивость В трудных ситуациях педагог сохраняет спокойствие. Эмоциональный конфликт не влияет на объективность оценки. Не стремится избежать эмоционально- напряженных ситуаций Позитивная направленность на педагогическую деятельность. Уве­ ренность в себе Осознание целей и ценностей педагогической деятельности. Позитивное настроение. Желание работать. Высокая профессиональная самооценка

Постановка целей и задач педагогической деятельности Умение перевести тему урока в педагогическую задачу Знание образователь­ных стандартов и реализующих их программ. Осознание нетождественности темы урока и цели урока. Владение конкретным набором способов перевода темы в задачу

Умение ставить педагогические це­ли и задачи сооб­разно возрастным и индивидуальным особенностям обу­чающихся Знание возрастных особенностей обучающегося. Владение методами перевода цели в учебную задачу на конкретном возрасте

Мотивация учебной деятельности Умение обеспечить успех в деятельности Знания возможностей конкретных учеников. Постановка учебных задач в соответствии с возможностями ученика. Демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

Компетентность в педагогическом оценивании Знание многообразия педагогических оценок. Знакомство с литературой по данному вопросу. Владение (применение) различными методами оценивания Умение превращать учебную задачу в личностно значимую Знание интересов учащихся, их внутреннего мира. Ориентация в культуре, умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов

Информационная компетентность Компетентность в предмете преподавания Знание генезиса формирования предметного знания (история, персоналии, для решения каких проблем разрабатывалось). Возможности применения получаемых знаний для объяснения социальных и природных явлений. Владение методами решения различных задач. Свободное решение задач ЕГЭ, олимпиад: региональных, российских, международных

Компетентность в методах преподавания Знание нормативных методов и методик. Демонстрация личностно ориентированных методов образования. Наличие своих «находок» и методов, авторской школы. Знание современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий. Использование в учебном процессе современных методов обучения

Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов) Знание теоретического материала по психологии, характеризующего индивидуальные особенности обучающихся. Владение методами диагностики индивидуальных особенностей (возможно со школьным психологом). Использование знаний по психологии в организации учебного процесса. Разработка индивидуальных проектов на основе индивидуальных характеристик обучающихся. Владение методами социометрии. Учет особенностей учебных коллективов в педагогическом процессе. Знание (рефлексия) своих индивидуальных особенностей и их учет в своей деятельности.

Умение вести самостоятельный поиск информации Профессиональная любознательность. Умение пользоваться различными информационно-поисковыми технологиями. Использование различных баз данных в образовательном процессе.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений Умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты Знание образовательных стандартов и примерных программ.

Наличие персонально разработанных образовательных программ: а)характеристика этих про­ грамм по содержанию, по источникам информации; б)по материальной базе, на которой должны реализовываться программы; в)по учету индивидуальных характеристик обучающихся. Обоснованность используемых образовательных программ. Участие учащихся и их родителей в разработке образовательной программы, индивидуального учебного плана и индивидуального образовательного маршрута.

Участие работодателей в разработке образовательной программы. Знание учебников и учебно- методических комплектов, используемых в образовательных учреждениях, рекомендованных органом управления образованием. Обоснованность выбора учебников и учебно-методических комплектов, используемых педагогом

Умение принимать решения в различ­ных педагогических ситуациях Знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения. Владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций. Владение критерием предпочтительности при выборе того или иного решающего правила. Знание критериев достижения цели. Знание нетипичных конфликтных ситуаций. Примеры разрешения конкретных педагогических ситуаций. Развитость педагогического мышления

Компетенции в организации учебной деятельности Компетентность в установлении субъект-субъектных отношений Знание обучающихся. -Компетентность в целеполагании. -Предметная компетентность. -Методическая компетентность. -Готовность к сотрудничеству

Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способах деятельности Знание того, что знают и понимают ученики. Свободное владение изучаемым материалом. Осознанное включение нового учебного материала в систему освоенных знаний обучающихся. Демонстрация практического применения изучаемого материала. Опора на чувственное восприятие

Компетентность в педагогическом оценивании Знание функций педагогической оценки. Знание видов педагогической оценки. Знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности. Владение методами пе­дагогического оценивания. Умение продемонстрировать эти методы на конкретных примерах. Умение перейти от педагогического оценивания к самооценке

Компетентность в организации информационной основы деятельности обучающегося Свободное владение учебным материалом. Знание типичных трудностей при изучении конкретных тем. Способность дать дополни тельную информацию или организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи. Умение выявить уровень развития обучающихся. Владение методами объективного контроля и оценивания. Умение использовать навыки самооценки для по­строения информационной основы деятельности (ученик должен уметь определить, чего ему не хватает для решения задачи)

Компетентность в использовании современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса Знание современных средств и методов построения образовательного про­цесса. Умение использовать средства и методы обучения, адекватные поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам. Умение обосновать выбранные методы и средства обучения

Компетентность в способах умственной деятельности Знание системы интеллектуальных операций. Владение интеллектуальными операциями. Умение сформировать интеллектуальные операции у учеников. Умение организовать использование интеллектуальных операций, адекватных решаемой задаче

СтажЭтап профессио нализма Характерные чертыТипичные проблемы До 6 лет Этап формирова ния стиля - низкий материальный уровень; - нагрузка до 30 часов и менее; - ситуация не соответствует подготовке в вузе (недостаток опыта и знаний); - желание самоутвердиться; - сложный период приспособления к нормам и принципам школы; - большая часть сил и времени уходит на подготовку к урокам; - перенапряжение, неумение переключать внимание, отделять главное от второстепенного - Как добиться взаимопонимания с учащимися? - Как завоевать авторитет в глазах учеников? - Что значит найти свое место в педагогическом коллективе? - Как вести себя в каждом конкретном случае?

лет Этап професси ональной зрелости лет стажа - стабильн ый период; лет стажа - период лидерств а и мастерств а Этот этап характеризуется как педагогический кризис, когда учителя, достигшие высокого уровня профессионализма, единовременно испытывают некоторую монотонность, однообразие, статичность в преподавании. В то же время именно педагогические кадры с пятнадцатилетним стажем пополняют «золотой фонд» педагогических кадров. - нет ожидаемой отдачи от своей деятельности; - «механизм мастерства» (при объективно эффективной работе субъективно нет чувства новизны, увлеченности, удовлетворения); - взаимоотношения с коллективом

После 25 лет Этап мастерства « Зрелые люди - это те, кто заботится о детях, которых они произвели на свет, о работе, которую они выполняют, о благосостоянии других людей в том обществе, в котором они живут » Э. Эриксон - коммуникативные нагрузки - с учениками учитель говорит часов в сутки - за урок учитель предъявляет около 100 требований учащимся - неудовлетворенность бытовыми условиями (приблизительно 65% учителей) - неудовлетворенность своей работой в качестве классного руководителя или лет Стабильный период - профессия - главный смысл деятельности - завышенное количество времени, отданного работе - в воскресенье 60% учителей работают, а среди учителей русского языка и литературы - 80% нежелание работать классным руководителем (приблизительно 40%) -непонимание в коллективе (приблизительно 50%) -- нет социального признания

лет Пик мастерств а - исполнительность - ответственность - трудовой патриотизм - ощущение одиночества в семейной сфере (более 80%) - психофизиологические и нервно-эмоциональные перегрузки - состояние здоровья (70 %) - дефицит общественного признания - неудовлетворенность своим положением в педагогическом коллективе

Профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

При постановке и решении педагогических задач: ориентируется на ученика как на активного участника учебно- воспитательного процесса (ученик не объект обучения, а субъект); объединяет развивающие, обучающие и воспитательные задачи; владеет педагогической технологией; строит урок как систему познавательных задач; Учителя можно считать компетентным, если...

При организации учебой деятельности обучающихся: выделяет ключевые идеи учебного предмета; формирует ведущую учебную деятельность (учит учиться); осуществляет межпредметные связи; знает возрастные, психологические и индивидуальные особенности учащихся, работает в зоне ближайшего развития школьника; формирует положительную мотивацию учения; применяет дифференцированный и индивидуальный подход к обучению детей; организует их самостоятельную учебную деятельность, поиск разных способов решения поставленных задач;

При осуществлении педагогической рефлексии: проводит грамотный педагогический самоанализ; осуществляет обратную связь; При постановке задач общения: производит взаимообмен информацией учителя и учащихся; допускает взаимопонимание друг друга и взаимокоррекцию поведения; разумное, педагогически целесообразное самовыражение личности педагога;

При владении приемами организации взаимодействия, общения с учениками: преимущественно использует организующие (по сравнению с оценивающими и дисциплинирующими) воздействия; у педагога преобладает демократический стиль общения ( в отличие от авторитарного и либерального); учитель способен занимать разные позиции в общении и гибко его перестраивать по мере изменения ситуации; умеет слушать ученика, воздействовать на него не прямо, а косвенно, создавая условия для появления желаемого качества; управлять своим эмоциональным состоянием; определяет позитивные возможности учащихся; осуществляет творческий поиск.

Этапы работы на педагогическом совете Рефлексия занятия.

Метод незаконченного предложения Выберете одно из предложений и запишите на листочках его законченный вариант. Сегодня было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… У меня получилось … Меня удивило… Мне захотелось…

Этапы работы на педагогическом совете Решение педагогического совета.

Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, неуспех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Б. Пастернак