РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Паневина Татьяна Александровна учитель начальных классов (МБОУ Фрязевская СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Advertisements

Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Урок в начальной школе в аспекте системно-деятельностного подхода Кузнецова Маргарита Павловна Учитель начальных классов МБОУ «Строевская СОШ»
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Основа Стандарта нового поколения Системно-деятельностный подход на уроках музыки Овсянникова Н.П.
СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего.
Урок с позиций системно- деятельностного подхода Урок с позиций системно- деятельностного подхода.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
Транксрипт:

РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА НА УРОКАХ РАЗНОЙ ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Паневина Татьяна Александровна учитель начальных классов (МБОУ Фрязевская СОШ 41 им. Б.А. Воробьёва) Ногинский филиал МГОУ 2011 г

Концепция деятельности Ведущая ключевая идея Применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений развивают не только учебную деятельность учащихся, но и повышают качество образования. Проблема опыта Ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах, в среднем звене становится неуспевающим. Обучение через деятельностный метод формирует и совершенствует интеллектуальные качества личности. Гипотеза Использование деятельностного метода обучения оптимизирует учебный процесс, устраняет перегрузку ученика, предотвращает школьные стрессы и делает учёбу в школе единым образовательным процессом. Цель - определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе. Задачи - раскрыть понятие деятельностного метода, используя методическую литературу; - показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе; - показать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, хотя и криво, да сами», - немецкий драматург и философ Г.Э. Лессинг. «Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он их находил. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет к его разрабатыванию...» - А. Дистервег. «Научиться учиться» - главный тезис деятельностного подхода. Был разработан А.Н. Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, П.Я.Гальпериным, А.В.Запорожцем.

Моделирование уроков различной целевой направленности в технологии деятельностного метода Способность к саморазвитию формируется при организации учебной деятельности со следующей структурой: 1. индивидуальная деятельность ученика, 2. затруднение в индивидуальной деятельности; 3. выявление причин затруднения; 4. определение пути выхода из затруднения; 5. осознание собственной деятельности по выходу из затруднения. Уроки, организованные по вышеуказанной структуре – развивающие уроки.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода 1. уроки открытия новых знаний; 2. уроки рефлексии; 3. уроки-тренинги; 4. уроки развивающего контроля. Г.Г. Щедровицкий и О.С.Анисимов

Урок открытия новых знаний 1. Самоопределение к деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи. 4. «Открытие» детьми нового знания. 5. Первичное закрепление. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности. 9. Домашнее задание.

Уроки рефлексии 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка проблемы. 4. Устранение затруднений. 5. Проговаривание причин типичных ошибок. 6. Самоконтроль с самопроверкой. 7. Повторение. 8. Подведение итога.

Уроки-тренинги 1. Постановка цели. 2. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. 3. Выслушивание классом различных мнений и доказательств. 4. Экспертная оценка учителя. 5. Самооценка. 6. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа.

Уроки развивающего контроля 1. Написание работы. 2. Сопоставление с эталоном. 3. Оценка результата.

Критерии результативности урока 1. Цели урока задаются с передачей функции от учителя к ученику. 2. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 3. Стиль и тон отношений на уроке создают атмосферу психологического комфорта. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. 5. Учитель сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 7. На уроке осуществляется воздействие «учитель – ученик» через совместную деятельность. 8. Учитель оценивает продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи 9. Учитель обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

Результативность для учащегося можно оценить: а) наличием у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации, б) наличием у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере, в) переживанием учащимися субъективного открытия, г) осознанием учеником усвоения нового знания как личностной ценности, д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций.

Выводы 1.Реализация программы через использование деятельностного подхода и проблемно – диалогического метода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем. 2. В результате использования проблемно – диалогического метода повышается мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения высказывать свою точку зрения, активизирует мышление. 3. Образовательная система создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социально-психологической ориентации в окружающей действительности. Эти задачи решаются совместной и самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учеников.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Существует три возможности постановки учебной проблемы на уроке: 1. создание проблемной ситуации, например: - классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения; - учитель даёт задание, невыполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение; - учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение. 2. подводящий к теме диалог; 3. сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема. Высшая степень проблемности присуща учебной задаче, в которой ученик: сам формулирует проблему, находит ее решение, самоконтролирует правильность этого решения.

Пример приёма создания проблемной ситуации Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника» УчительУченики - Постройте треугольник с углами 90, 120, 60 градусов. Оказываются в затруднении.

Пример формулирования учебной проблемы Урок математики в 3 классе по теме «Сумма углов треугольника» УчительУченики - Вы выполнили моё задание? - А почему? - В чём затруднение? (Побуждение к осознанию противоречия) - Значит, какой вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы) - Нет. -Не получается. -Такой треугольник не строится (осознание затруднения) - Почему не строится треугольник? (Учебная проблема как вопрос)

Подводящий к теме диалог Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках» УчительУченики - Спишите слова: долетел, забежал, надписал и др. - Поставьте ударение. - Подчеркните безударные гласные. - В каких частях слова находятся безударные гласные? - Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? - А какого правила о безударных гласных ещё не учили? - Значит, какая сегодня тема урока? Записывают слова. Ставят ударение. Подчеркивают. - В корне и приставке. О безударной гласной в корне. - Наверное, о безударных гласных в приставках. - Безударные гласные в приставках (тема).

Подводящий к открытию знания диалог Урок русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова» УчительУченики - Почему птичку назвали «мухоловка»? - Запишите «ловит мух». - Подберите и запишите однокоренные слова к слову «муха». Выделите корень. - Подберите однокоренные слова к слову «ловит». Выделите в них корень. - Есть ли корни -мух- и -лов- в слове «мухоловка»? - Так сколько же корней в слове «мухоловка»? - Такие слова называются сложными. Сформулируйте определение. - Она ловит мух. Пишут. - Да, есть. - Два корня. - Сложными называются слова с двумя иди более корнями (открытие нового знания)

Мотивирующий приём Урок чтения в 3 классе по теме «Пьеса» Зачитывается фрагмент текста учебника. Настя с папой побывали в детском театре, где посмотрели спектакль «Тили – бом» по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Кошкин дом». По дороге домой Настя рассказала папе, что они в классе решили поставить спектакль, и, наверное, это будет сказка. - Пап, а любую сказку можно поставить на сцене? – спросила Настя. - Да, любую, но для этого она должна быть написана как пьеса. - А что это значит – «как пьеса»? Учитель. Ребята! Давайте поможем Насте разобраться, что такое пьеса (сообщение темы).

Использованные источники 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.) 2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М.: УМЦ «Школа 2000…» Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.

УСПЕХОВ ВАМ !!!