Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Организация учебного процесса по дистанционной форме обучения ознакомительный семинар для преподавателей и сотрудников СКГУ
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Определение Дистанционная форма обучения (ДФО) – одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно- познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Технологии ДО Кейсово-сетевая технология – технология, основанная на комплектовании наборов мультимедийных учебно-методических материалов на электронных носителях и включающая формы интерактивного взаимодействия участников учебного процесса на основе использования сети Интернет.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Общие положения Кейсово-сетевая технология дистанционного обучения обеспечивает: каждого обучаемого учебной литературой по дисциплинам рабочего учебного плана специальности; возможность проведения предусмотренных рабочим учебным планом лабораторных и практических занятий реально либо с применением технологий дистанционного обучения; доступ к средствам дистанционного обучения, которые реализуют двустороннюю связь между университетом (преподавателями, методистами) и студентами.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Общие положения Обучение студентов по дистанционной форме проводится по соответствующим утвержденным учебным планам специальностей заочной формы обучения.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Общие положения Для полноценного обеспечения учебного процесса по ДФО в СКГУ используется система дистанционного обучения «Прометей 4.1».
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Участники процесса ДО Разработчик Тьютор Организатор Администратор Студент
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Учебный процесс дистанционной формы обучения График учебного процесса на первом курсе ДФО предусматривает проведение 3-х сессий: установочной сессии; зимней учебно-экзаменационной сессии; летней учебно-экзаменационной сессии. График учебного процесса на остальных курсах обучения предусматривает проведение 2-х сессий в каждом учебном году: зимней учебно-экзаменационной сессии; летней учебно-экзаменационной сессии.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Учебный процесс ДФО предусматривает проведение аудиторных (во время сессии) и внеаудиторных (между сессиями) учебных занятий. К аудиторным учебным занятиям относятся: установочные занятия; консультации; лабораторные (практические) занятия. К внеаудиторным учебным занятиям относятся: самостоятельная работа студента (работа с ЭУМК); самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) (интерактивные индивидуальные консультации по всем учебным материалам дисциплины (чат, форум)). !Аудиторные учебные занятия в период учебно-экзаменационной сессии проводятся в объеме 50% от аудиторных занятий учебных планов заочного обучения соответствующих специальностей. !Аудиторные учебные занятия на установочной сессии проводятся в полном объеме аудиторных занятий учебных планов заочного обучения соответствующих специальностей.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Учебный процесс ДФО В период между сессиями дистанционная форма обучения предполагает изучение студентами теоретического материала и дистанционное консультирование студентов преподавателями СКГУ (посредством СДО «Прометей» и электронной почты).
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Учебные материалы для ДФО Для обучения студентов по ДФО необходимо наличие ЭУМК по всем дисциплинам образовательных программ, реализуемым с использованием дистанционных технологий. Подготовка ЭУМК осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам, разработанным в строгом соответствии с типовой учебной программой, и должна включаться в индивидуальные планы преподавателей в раздел методической работы. Примечание. Разработчиками курса (авторами) могут быть преподаватели, ведущие дисциплины в текущем году у студентов дистанционной формы обучения, а также авторский коллектив преподавателей кафедр.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Структура электронного учебно- методического комплекса (ЭУМК) ЭУМК каждой дисциплины должен включать обязательный и дополнительный комплекты. Обязательный комплект должен состоять из: типовой учебной программы; рабочей учебной программы (содержание предмета, календарно- тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбиение курса, график проведения дистанционных консультаций); курса лекций; материалов практических и семинарских занятий; лабораторного практикума (задания, примеры, методические указания); заданий для СРС и СРСП; материалов по организации рубежного контроля (контрольные работы, тестовые задания, индивидуальные задания и др.); материалов по организации итогового контроля (тестовые экзаменационные задания, вопросы к экзамену, билеты, экзаменационные контрольные работы). Дополнительный комплект может включать методические указания по выполнению контрольных, курсовых работ; компьютерные программы обучающего характера: тренажёры, репетиторы, справочно-методические материалы, мультимедийные варианты исполнения учебных и учебно- методических пособий и прочие материалы, помогающие усвоению учебного материала дисциплины.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Нормативы объема учебных материалов При создании ЭУМК 1 (лекционный) час должен соответствовать не менее 4 стандартным страницам. Стандартная страница – страница текста формата А4, набранная в MS Word, имеющая параметры: левое поле не менее 3 см; правое поле не менее 1 см; верхнее поле не менее 1,5 см; нижнее поле не менее 2 см; междустрочный интервал – одинарный; шрифт Times New Roman; кегль 12; режим «выравнивание по ширине».
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Примечание ЭУМК могут состоять из электронных аналогов печатных изданий (электронные издания, в основном воспроизводящие соответствующие печатные издания, в т.ч. расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания), а также из самостоятельных электронных изданий (не имеющих печатных аналогов).
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Определения СТ-РК «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание», Электронное издание (ЭИ) – совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио-, видео- и другой информации, которая имеет средства программного управления и документации и может быть размещена на любом электронном носителе информации или опубликована в компьютерной сети. Электронное учебное издание (ЭУИ) – ЭИ, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, обязательно соответствующее учебной дисциплине, а также позволяющее определить траекторию обучения и обеспечивающее проведение различных видов учебных работ. Электронный учебник (ЭУ) – ЭУИ, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины и обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом. Электронное учебное пособие (ЭУП) - ЭУИ, содержащее наиболее важные разделы учебного курса, а также сборник задач, справочники, энциклопедии, карты, атласы, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию и др.; обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Основные положения п.8, СТ-РК «Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание». Контент ЭУМК должен быть разбит на трехуровневые семантические единицы обучения: уровень 1 - модули, уровень 2 – блоки, уровень 3 – учебные занятия. Модуль является крупной синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из последовательности логически связанных блоков, имеющих смысловые связи по нарастанию объема и содержания информации от блока к блоку. Блок является средней синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из последовательности логически связанных уроков, имеющих смысловые связи по нарастанию объема и содержания информации от урока к уроку. Учебное занятие является минимальной синтаксической, семантической и прагматической единицей обучения и состоит из нескольких элементов обучения. Обязательными элементами обучения в уроке должны быть теоретический материал, примеры, задания, вопросы-ответы и тесты. Необязательными элементами обучения могут быть справочник, графика, аудио и видео, которые позволяют осознать, осмыслить, запомнить учебную информацию и обеспечить информационную плотность.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Состав учебного занятия Теоретический материал должен содержать актуальную информацию по выбранному учебному курсу и быть достаточным для самостоятельного изучения, выполнения заданий и прохождения контроля знаний без дублирования изложения уже приобретенных знаний на предыдущих уроках. Теоретический материал должен иметь специфические дидактические средства в виде подчеркивания или изменения цвета текста. Примеры должны обеспечивать детальный разбор отдельных важных аспектов теоретического материала в виде выполнения упражнений, решения задач, формулировки ответов на вопросы и т.п. Задания должны быть направлены на выявление внутренних связей изучаемых объектов, процессов и явлений, на исследование их функциональных характеристик при различных внешних воздействиях и на приобретение практических навыков выполнения упражнений и решения задач. Формулировки заданий должны сопровождаться пояснениями порядка выполняемых действий, а также требованиями к ожидаемым результатам и форме их представления. Вопросы-ответы должны быть направлены на усвоение знаний и приобретение навыков выполнения практических работ. В целях активизации познавательной деятельности обучаемого вопросы должны варьироваться по уровню сложности, характеру и формам представления ответов. Средства ввода ответа должны быть простыми. Обучаемый должен иметь возможность отвечать на вопросы, а не думать о технике его ввода. Обучаемый должен иметь механизм подтверждения правильности ответа. Тесты должны содержать вопросы и варианты ответов на них. Содержание тестовых заданий должно полностью соответствовать стандарту образования. Констатирующие части вопроса и правильного варианта ответа не допускают неоднозначных толкований. Неправильные варианты ответов должны содержать только типичные ошибки или правдоподобные варианты. Текст вопроса и правильного варианта ответа задания составляется грамотно (не допускаются различного рода ошибки, научная терминология используется корректно). В тексте вопроса и правильного варианта ответа должны отсутствовать логические, смысловые или другие неточности. Информация, содержащаяся в вопросе тестового задания, должна быть достаточной, но не избыточной для решения тестового задания. Справочник должен содержать текстовые, табличные, графические и другие учебно-методические сведения, касающиеся учебного материала, а также правила или указания по выполнению упражнений, решению задач или проведению эксперимента, подготовке курсовых, дипломных или других работ. Графика, аудио и видео предназначены для представления дополнительных дидактических материалов, которые необходимы для раскрытия и демонстрации наиболее важных сторон и состояний объектов, процессов и явлений, изучаемых в учебном курсе. Тезаурус должен содержать словарь терминов и сокращений, касающихся предметной области ЭУИ.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Предварительная содержательная экспертизы кафедры В результате предварительной содержательной экспертизы: в паспорте ЭУМК указываются данные о рассмотрении и утверждении на заседании кафедры; формулируется и оформляется аннотация к ЭУМК, которая в обязательном порядке заверяется заведующим кафедрой. ! ЭУМК может использоваться в учебном процессе только при положительном решении кафедры.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Аннотация к ЭУМК Аннотация к ЭУМК включает: оценку объема материала и степени разработки тем (соответствие обязательному минимуму по ГОСО, актуальность, новизна, оригинальность и пр.); оценку содержания в целом; педагогическую оценку (соответствие интересам преподавателя, обучаемого; организация материала и пр.); методическую состоятельность продукта (оценка используемых методик, системы контроля и пр.).
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Некоторые положения опубликования ЭУМК для ДО Разработанные ЭУМК представляются лично разработчиком в электронном виде методисту СДО УИС за 1 месяц до начала установочных занятий, согласно графику учебного процесса заочного обучения соответствующей специальности. Прием ЭУМК осуществляется только при наличии паспорта и аннотации. Если данный материал имеется только в бумажном виде, то автор представляет его в СДО УИС не позднее чем за 2 месяца до начала установочных занятий. Техническая помощь в наборе материалов, которые имеются только в бумажном виде, осуществляется методистом СДО УИС или методистом ДФО деканата. Автор материала не позднее чем за 1 месяц до начала установочных занятий обязан произвести выверку набранного материала.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Библиотека СДО «Прометей» ЭУМК, реализованный с возможностью распространения через сеть Интернет, размещается в СДО «Прометей» с разграничением прав доступа для различных категорий пользователей.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Система подсчета рейтинговых баллов за разработку ЭУМК следующая: за 2000 символов - 1,5 балла; за 1 рисунок, диаграмму, схему, чертеж, фотографию - 0,3 балла; за 1 минуту непрерывного видео - 0,5 балла; за 1 минуту непрерывного звука - 0,25 балла; за наличие интерактивности: системы регистрации пользователей - 7 баллов; навигации – 5 баллов; организации просмотра содержания – 5 баллов; тезауруса – 8 баллов; системы тестирования – 10 баллов; статистического учета – 10 баллов ! Отдельные элементы содержания ЭУМК оцениваются аналогично полному. ! Общее количество баллов за ЭУМК делится на число разработчиков.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Работа тьютора проводить аудиторные занятия согласно расписанию учебных занятий; получать у инженера-программиста СДО УИС логин и пароль для входа в СДО «Прометей»; обращаться в СДО «Прометей» не менее 4 раз в неделю; организовывать самостоятельную работу студентов; за 1 месяц до начала установочных занятий заполнять форму мероприятий по изучению дисциплины;
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Работа тьютора консультировать студента посредством СДО «Прометей» при помощи подсистемы общения (написание объявлений; передача файлов студенту (- ам); общение в чате); создавать в форуме СДО «Прометей» стартовые темы для обсуждения со студентами различных вопросов, а также своевременно, не позднее чем за семь дней со дня создания студентом стартовой темы, отвечать на его вопросы; предоставлять студенту результаты выполнения заданий, лабораторных и практических работ посредством подсистемы общения СДО «Прометей»; контролировать обращения студентов к учебным материалам (через журнал посещений); выдавать допуск студентам на тестирование;
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Работа тьютора создавать в СДО «Прометей» тесты при помощи дизайнера тестов, и/или конвертировать уже имеющиеся тесты в электронном банке ОКТ (из системы Web-тестирования, использующейся в СКГУ для студентов очной и заочной формы обучения, в СДО «Прометей»), для чего оформляется заявка; выставлять оценки по результатам проверки учебных достижений оцениваемых мероприятий; обновлять в течение учебного года банки контрольных заданий и вопросов (при необходимости).
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Возможности тьютора выбирать методы, средства и технологии дистанционного обучения, которые наиболее полно отвечают содержанию дисциплины, индивидуальным особенностям студентов и обеспечивают высокое качество учебного процесса; назначать дополнительные очные консультации; создавать индивидуальные планы изучения дисциплины для студентов ДФО; использовать ЭУМК или его часть, разработанную другими авторами, при условии их согласия (для этого преподавателем оформляется соответствующая служебная записка на имя начальника СДО УИС, визируется заведующим кафедрой, автором ЭУМК и передается в СДО УИС); отражать свои отзывы, предложения и пожелания в книге отзывов СДО «Прометей»; работать с электронной библиотекой СДО «Прометей» (в режиме поиска и чтения).
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Навыки тьютора Для успешного использования интерфейса СДО «Прометей» тьютору необходимо обладать следующими навыками: владеть персональным компьютером на уровне пользователя; понимать принципы работы веб- браузера.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Работа студента посещать аудиторные занятия согласно расписанию учебных занятий; соблюдать внутренний распорядок университета; получать у инженера-программиста СДО УИС логин и пароль для входа в СДО «Прометей»; обращаться в СДО «Прометей» не менее 4 раз в неделю; изучать в полном объеме материалы ЭУМК по дисциплинам, выложенным в электронную библиотеку СДО «Прометей»; в обязательном порядке участвовать во всех мероприятиях курса, согласно календарному плану; работать с группой и выполнять задания; вовремя выполнять лабораторные и практические задания; передавать выполненные задания преподавателю только посредством подсистемы общения СДО «Прометей» (раздел «Файлы»); обсуждать текущие вопросы в форуме; регулярно изучать объявления; иметь электронный адрес.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Права студентов: получить карточку пользователя корпоративной сети NKZU.Net; работать в любом компьютерном классе СКГУ; тестироваться в режиме самопроверки в СДО «Прометей»; просматривать результаты тестирования и выполнять работу над ошибками; отражать свои отзывы, предложения и пожелания в книге отзывов СДО «Прометей»; работать с подсистемой часто задаваемых вопросов.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Электронная библиотека СКГУ Главная страница Выбор материала Просмотр архива Иерархия меню Загрузка материала
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Порядок опубликования электронных изданий в электронной библиотеке СКГУ 1. В ЭБ СКГУ публикуются ЭИ различных типов, форматов и объемов. 2. Пользователями ЭБ СКГУ могут быть все пользователи корпоративной сети NKZU.Net (преподаватели, сотрудники, студенты всех форм обучения). 3. Разработанные ЭИ передаются в СДО УИС лично автором на любом электронном носителе. 4. При передаче электронных материалов для издания в электронную библиотеку в книге учета электронных материалов СДО УИС фиксируется следующая информация: кафедра; Ф.И.О. разработчика; дата представления; название дисциплины (полное название по учебному плану); тип материала (ЭУМК или часть ЭУМК); подпись разработчика; примечания. 5. Для более четкого представления смыслового содержания в паспорте ЭИ автором оформляется аннотация и передается в СДО УИС вместе с ЭИ. 6. Опубликование осуществляет инженер-программист СДО УИС.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Нормативные акты Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 7 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Казахстан от 9 июля 2004 года 597 "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании"). СТ РК Технические и программные средства дистанционного обучения. СТ РК Информационные технологии. Электронное издание. Электронное учебное издание. Постановление правительства РК «О внесении дополнений и изменений в постановление Правительства Республики Казахстан от 18 апреля 2000 г. 596». Постановление Правительства Республики Казахстан от 2 марта 2005 года 195 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования». Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 ноября 2004 года 953 об утверждении Правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой государственной аттестации обучающихся в организациях образования. Регламент учебного процесса. Петропавловск: СКГУ, Правила работы в компьютерных классах СКГУ от 30 апреля 2004 года.
Сектор дистанционного образования учебно-инновационной службы, 4 корп. 409 ауд., тел (доб. 1152) Спасибо за внимание! Вопросы, комментарии, предложения.