ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. М. Монтень. Усердие – мать успеха. Дистервег. Моя работа – просто мозаика из тех камушек, которые собрали другие. А.Д. Сахаров.
Цель семинара - помочь разобраться в понятии «передовой педагогический опыт» и активизировать желание создавать, обобщать и распространять опыт.
определить, зачем необходимо изучать и обобщать ППО; выработать общее представление о сущности ППО: сформулировать понятие ППО; познакомиться с: видами ППО; критериями ППО; актуализировать знания о передовом опыте работе; определиться с моделью описания опыта (работа в группах); провести рефлексию. Задачи семинара:
«Камни ношу»: труд- принудиловка, рабство. «Деньги зарабатываю»: труд – источник средства к существованию. «Мы строим собор»: труд –радость служения великой цели.
«Мой педагогический конёк» Закончите эту фразу, назвав приём, форму, технологию, которыми владеете в совершенстве.
Задание. Ответьте на вопрос, что такое педагогический опыт, нарисуйте образ, с которым у вас ассоциируется понятие «педагогический опыт».
Как возникает педагогический опыт
продолжение
Педагогический опыт – это отрефлексированная деятельность. Опыт обусловлен деятельностью, предрешён ей. Главной причиной, которая вызывает появление нового опыта, является затруднение, а механизмом его «выведения» в жизнь может быть только рефлексия. Отсюда можно сделать вывод: у опытного педагога в его профессиональной жизни было много затруднений, и он думал над их причинами, искал пути их устранения, нарабатывал профессиональные средства.
Типы педагогического опыта массовый опыт передовой педагогический опыт: совершенствующий преобразовательный (новаторский) инновационный
Анкета для учителя Что Вы понимаете под выражением «передовой педагогический опыт»? С чьим педагогическим опытом вас познакомила педагогическая литература? Опыт каких педагогов-новаторов в рамках вашего предмета вами хорошо изучен? Чей педагогический опыт в вашей школе вам интересен? Чей педагогический опыт в школе вы бы рекомендовали для обобщения? Почему? Считаете ли вы, что можете сами участвовать в обобщении опыта? Какая тема, проблема могла бы стать предметом обобщения вашего опыта? Какие виды помощи вам для этого необходимы? Кто мог бы вам помочь в обобщении вашего опыта? Что могло бы стать результатом обобщения вашего опыта (публикация, методическое пособие, авторская мастерская, авторские курсы и т.д.?
Что такое передовой педагогический опыт (ППО) ? это эффективный, отвечающий современным запросам общества, открывающий возможности постоянного совершенствования опыт, позволяющий достигать высоких результатов в учебно- воспитательной работе.
Передовой педагогический опыт - это новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, соответствующие современным требованиям, дающие высокий результат, направленные на совершенствование учебно- воспитательного процесса.
Передовой педагогический опыт – это социальный опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания детей, опирающийся на научные достижения, обновляющий содержание, средства, способы социально-педагогического процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов
Зачем изучать и обобщать передовой педагогический опыт? одна из главных задач МС - создание системы накопления, хранения, осмысления и использования педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта позволяют сделать его достоянием многих; опора на ППО позволяет руководителям ОУ руководить с перспективой. изучение и обобщение ППО позволяет сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой;
продолжение важно изучать передовой опыт, чтобы, сравнивая его со своей деятельностью, иметь возможность самосовершенствоваться; важно знать находки учителей по решению важнейших задач школы, как они помогут ускорить процесс создания системы средств, путей перевода в новое качественное состоянии; формирование, изучение и использование передового опыта – это конкретный и действенный путь повышения педагогического мастерства учителя.
Вывод Итак, изучение и обобщение педагогического опыта – это не кампания по подготовке к педчтениям, а постоянный процесс, составная часть управленческой деятельности руководителя школы.
Значение и задачи передового опыта: решение проблем, возникающих перед образованием на современном этапе развития общества ; внедрение достижений психолого - педагогических наук в практику ; выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса ; освоение идей и технологии сотрудничества и развития ; отработка компонентов опережающих педагогических концепций, перевод их на уровень методических решений ; корректирование и доводка новаций для разнообразных видов и условий образования ; выработка рекомендаций для массового учителя.
Для зарождения и развития ППО необходимы определенные условия: наличие в ОУ творческой обстановки; положительное отношение к росткам передового (замечать, поддерживать, развивать) со стороны руководителей ОУ; наличие в ОУ системы работы по управлению процессом формирования опыта.
Виды передового педагогического опыта: Опыт, ценный новыми оригинальными идеями в решении актуальных педагогических проблем. Опыт, ценный новыми формами, методами, приемами. Три направления: использование совершенно новых, инновационных форм, методов и приемов в педагогической деятельности; использование уже известных форм, методов и приемов, не применявшихся ранее в педагогической деятельности (например – деловая игра и др.); использование в работе отдельных элементов системы, которую нельзя перенести в условия, отличные от условий деятельности педагога – носителя опыта, но можно использовать в работе отдельные элементы этой системы (например, система Шаталова). Опыт, который широко применяется в педагогической практике, но объединенный в систему становится инновационным (например, система воспитания через КТД). Передовой опыт – мастерство. С развитием общества и системы образования меняются и педагогические проблемы, способы их решения, а, следовательно, и представление о педагогических достижениях (проведение ежегодных конкурсов педагогического мастерства и др.).
Актуальность ПроблемыТребованияРешения
Чем …, тем опыт актуальнее
Результативность/Эффективность
Как наглядно представить результативность?
Стабильность Условия Другие условия
Оптимальность/Рациональность
Новизна ? Креативность
Новизну можно найти у каждого учителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методических рекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства, педагогической техники. Новизну можно найти у каждого учителя на одном из трех уровней: теоретических идей и положений; методических рекомендаций и принципов; индивидуального педагогического мастерства, педагогической техники. Ф. Ш. Терегулов
Перспективность
Репрезентативность/ воспроизводимость
Научность Системность, целостность
Критерии ППО Научность, системность, целостность Репрезентативность/воспроизводимость Результативность/эффективность Стабильность Новизна/креативность Перспективность Оптимальность/рациональность Актуальность