«Разработка и применение диагностического инструментария по изучению культуры межнациональных отношений учащихся» ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1472 Научно-практический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ЦЕНТР». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
Advertisements

МОУ Октябрьская средняя общеобразовательная школа 1 Октябрьского муниципального района Волгоградской области. Проект: «Вместе - целая страна, Вместе –
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Культура - образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.
Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» Является, прежде всего, средством формирования у школьников поликультурной компетентности,
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 1 открытого акционерного обществаРоссийские железные дороги Санкт - Петербург.
Цель программы: - создать условия для реализации программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики » (ОРКСЭ) в начальной школе Методист : Пешехонова Л.В.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы. Родительское собрание 15 октября 2012 года.
Программа социальной деятельности обучающихся должна быть направлена на овладение обучающимися принципов сотрудничества и диалога. Необходимо обеспечить:
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Региональная программа в сфере дошкольного и общего среднего образования, направленная на развитие навыков межнациональной и межконфессиональной коммуникации,
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Толерантность Толерантность - (от латинского терпение) проявляется в терпимости к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувством, мнениям, идеям, верованиям.
Транксрипт:

«Разработка и применение диагностического инструментария по изучению культуры межнациональных отношений учащихся» ГБОУ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 1472 Научно-практический семинар для психологов и социальных педагогов 15 февраля 2012 г. Учащиеся: проблема воспитания культуры межнациональных отношений Б.А. Кирмасов, доктор исторических наук, профессор, заведующий лабораторией педагогических проблем социализации детей и молодёжи МГПИ

В.В.Путин. Россия: национальный вопрос Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных отношений и культур.

В.В.Путин. Россия: национальный вопрос Одной из важных проблем является цивилизованная интеграция и социализация мигрантов. И здесь вновь необходимо вернуться к проблемам образования. Речь должна идти не столько о нацеленности образовательной системы на решение вопросов миграционной политики (это далеко не главная задача школы), но прежде всего о высоких стандартах отечественного образования как такового.

В.В.Путин. Россия: национальный вопрос Привлекательность образования и его ценность – мощный рычаг, мотиватор интеграционного поведения для мигрантов в плане интеграции в общество. Тогда как низкое качество образования всегда провоцирует еще большую изоляцию и закрытость миграционных сообществ, только теперь уже долгосрочную, на уровне поколений.

Евразийский подход Сохраняем этническую самобытность – как русского ядра, так и иных этносов России; Отказываемся от стирания этнических различий и, напротив, укрепляем этническую культурно-религиозную идентичность; Отвергаем все виды политического национализма на этнической основе; Интегрируем все этносы в единое стратегическое державное пространство;

Евразийский подход За основу этого единого державного пространства берется «культурный код» российского общества, как квинтэссенция исторического и культурного опыта России, который закрепляется и развивается в образовательном пространстве;

Евразийский подход Совершенствуется работа с мигрантами на основе обеспечения изучения историко- культурных традиции России и российского общества как необходимого условия жизни в нашей стране.

Аналитическое изучение вопроса Основные вопросы: - обострение межнациональных отношений; - повышение роли общего образования в поликультурном воспитании; - проблемы межкультурного взаимодействия; - Интеграция и адаптация школьников- мигрантов.

Как Вы оцениваете состояние межнациональных отношений в вашем городе сегодня?» (данные в процентах от числа опрошенных) Межнациональные отношения стабильны (без напряженности) 4723 Имеется межнациональная напряженность Налицо сильная межнациональная напряженность, возможны конфликты 2332

Как Вы думаете, что власти должны делать для того, чтобы не допустить в Москве роста межнациональной напряженности и конфликтов между коренным населением и мигрантами? года Ограничить приток в Москву67 Ужесточить наказание за пропаганду идей, разжигающих межконфессиональную и межнациональную рознь 32 Не допускать концентрированного проживания мигрантов в отдельных районах Москвы и Подмосковья 22 Запретить деятельность всех экстремистских религиозных и политических организаций 18

Как Вы оцениваете отношения между представителями различных национальностей в Москве? Возраст Спокойные, дружественные13% В целом спокойные, дружественные, но иногда бывает напряженность 36% Отношения достаточно напряженные37% Отношения плохие, конфликтные9% Затрудняюсь ответить5%

Какие проблемы волнуют молодежь? Возраст Рост цен38% Алкоголизм31% Коррупция33% Наркомания29% Ситуация с мигрантами25%

РейтингЦенности 9 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл) 10 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 11 общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 12 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 13 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил способностей) 14 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 15 Развитие межнациональных отношений с другими народами

Убежден­ ный атеист К религии равнодушен Интересуюсь изучением религии Считаю себя верующим человеком Сред- ние 8%38%13%41% Отношение к религии

Проявляется ли интерес у школьников к национальным культурам? Не хватает знаний42% Проявляют интерес44% Отсутствует интерес16%

Знание культуры народов России Знаю10% Участвовал в изучении22% Не знаю68%

Социальная толерантность (отношение к товарищам, коллективу, к старшим) Результаты представлены в баллах по 100-балльной шкале

Межличностная толерантность (отношение к другому человеку) Результаты представлены в баллах по 100-балльной шкале

Межнациональная толерантность (принятие ценностей, традиций и культуры других народов) Результаты представлены в баллах по 100-балльной шкале

Считаете ли Вы возможным принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы?» (данные в процентах от числа опрошенных) Да, безусловно4946 Это зависит от обстоятельств3230 Ни в коем случае1924

Русский репортер, 1-2, 2012 На черной-черной улице стоит черная-черная школа…

В столице учатся 70 тысяч детей мигрантов. С 2006 года в Москве действуют более двухсот «групп русского языка» для детей и 13 школ русского языка в том числе вечерние. В текущем учебном году откроются 245 школ с курсами русского языка для дошкольников.

Район Гольяново Восточного округа – один из рекордсменов по количеству трудовых мигрантов. Школа 1076 – единственная в округе, где русский преподают как иностранный.

Уроков русского языка у детей 38 часов в неделю. Их также обучают петь русские песни и танцевать. С каждым из них индивидуально работает логопед.

Школа русского языка работает при школе 1076 с 2006 года как отдельное подразделение. Дети в ШРЯ целый день изучают только русский. Обучение длится год, после чего иностранец переходит в обычный русскоговорящий класс в соответствии со своим возрастом, а ходить на занятия по русскому языку продолжает по вечерам.

В школе больше всего детей из Киргизии, Таджикистана, Афганистана и Азербайджана. Приезжие из бывших русскоговорящих республик типа Грузии или даже Украины русского языка тоже не знают, их приходится учить в этих же группах.

Родительское собрание в школе – это славянские мамы и неславянские папы. Потому что русский язык в иностранной семье знает только отец: женщины- мусульманки сидят дома и учить его не собираются.

Поэтому более действенный метод рекламы образования – пойти к директорам рынков с просьбой оповестить отцов. Неблагополучные семьи мигрантов никак не выявляются. Дети без образования обнаруживаются случайно.

У значительной части учащихся отмечается тревожность к окружающим, заниженная самооценка, неуверенность в себе. Отмечаются случаи повышенной агрессивности, вызванной боязнью интолерантного отношения со стороны других детей.

Проблема национализма – для взрослых. Дети не виноваты, когда их друг на друга натравливают.

Городская панорама воспитательных систем образовательных учреждений Восточного округа «Поликультурное воспитание в современной школе: опыт, проблемы, технологии» 20 декабря 2011года

Обсуждаемые вопросы: Поликультурное воспитание в начальной школе: формы и методы воспитания в духе мира, взаимопонимания и уважения к национальной культуре и традициям. Изучение традиций, ценностей и опыта жизнедеятельности разных народов в целях воспитания самосознания гражданина многонациональной России. Школьные поликультурные коммуникации: развитие различных форм общения, взаимодействия и сотрудничества в едином воспитательном пространстве. Поликультурный аспект как основополагающий в воспитательной системе современной школы.

Этнокультурное воспитание: а) знакомство подростков с культурой народов нашей страны и воспитание у них культуры межнационального общения; б) организация деятельности ученического коллектива по укреплению содружества школы и учащихся в формировании этнокультурной воспитанности.

Поликультурное воспитание рассматривается как важнейшая часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, духовных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.

мультикультурное воспитание направлено на понимание учениками механизмов развития культуры и этнокультурного многообразия, воспитание восприятия этнического и культурного многообразия человеческого сообщества; формирование этнокультурной толерантности.

Диагностический инструментарий изучения динамики развития культуры межнациональных отношений Основные этнокультурные воспитательные проблемы: Анализ развития этнопедагогической среды; Определение уровня этнической идентификации школьников; Изучение этнокультурных проблем учащихся с учетом разновозрастных особенностей; Состояние толерантных отношений. Качество межкультурного сотрудничества.