Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Логинова Анастасия Аркадьевна кандидат психологических наук, ведущий научный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Оценка воспитательной деятельности реализуемой в классе, как неотъемлемая часть реализации программы по духовно-нравственному развитию. Ульянова Елена.
Advertisements

Мониторинг личностных результатов образования Начальная школа.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Мониторинг формирования экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни система диагностических исследований, направленных на комплексную.
Анастасия Аркадьевна Логинова, Александр Ярославович Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов.
LOGO ФГОС как общественный договор: слагаемые успешного внедрения нового Стандарта.
Федеральный государственный стандарт второго поколения Принципиально новый для отечественной школы документ, назначение и функции которого беспрецедентны.
Об оценке личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования Щеклеина Светлана Николаевна, к.п.н., зав. центром.
Р ЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРТИЗЫ ООП ООО: НОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
1 Основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г
Транксрипт:

Мониторинг духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Логинова Анастасия Аркадьевна кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра образовательных проектов издательства «Просвещение» Издательство «Просвещение»

ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования 16. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 16. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы: 1.пояснительная записка; 2.планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; 3.учебный план начального общего образования; 4.программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; 5.программы отдельных учебных предметов, курсов; 6.программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; 7.программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; 8.программа коррекционной работы; 9.система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 2

ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна содержать перечень планируемых результатов воспитания – формируемых ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников, рекомендации по организации и текущему педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; 3

ФГОС НОО III. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.) Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; В процессе оценки достижения планируемых результатов духовно- нравственного развития, освоения основной образовательной программы начального общего образования должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.). 4

ФГОС НОО II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования 13. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться (!!!) в ходе различных мониторинговых исследований. 13. Результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться (!!!) в ходе различных мониторинговых исследований. 5

Выводы (Часть I) Комплексная оценка результатов воспитательной деятельности в начальной школе – новое направление в образовательном процессе и новое направление психолого-педагогической работы, которая регламентируется требованиями заложенными в ФГОС НОО. Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе), является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки результатов воспитательной деятельности должна содержать описания критериев оценивания, состава инструментария, форм предоставления результатов, границы применения оценки и т.д.. Комплексная оценка результатов воспитательной деятельности в начальной школе – новое направление в образовательном процессе и новое направление психолого-педагогической работы, которая регламентируется требованиями заложенными в ФГОС НОО. Оценка воспитательной деятельности, реализуемой в классе (школе), является неотъемлемой частью реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Система оценки результатов воспитательной деятельности должна содержать описания критериев оценивания, состава инструментария, форм предоставления результатов, границы применения оценки и т.д.. 6

Подходы к изучению проблемы нравственного развития личности в зарубежной психологии Эволюционный (Р.Л. Триверс, Д. Капбелл, Р. Доукинс и др.) Психоаналитический (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон и др.) Гуманистический (В. Франкл, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) Когнитивистский (Ж. Пиаже, Л. Колберг) Интегративный (К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Дж. Рест, М. Хоффман и др.) и т.д. Эволюционный (Р.Л. Триверс, Д. Капбелл, Р. Доукинс и др.) Психоаналитический (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Эриксон и др.) Гуманистический (В. Франкл, Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу и др.) Когнитивистский (Ж. Пиаже, Л. Колберг) Интегративный (К. Гиллиган, Н. Айзенберг, Дж. Рест, М. Хоффман и др.) и т.д. 7

Основные направления научно-исследовательской деятельности Л.И. Божович в области нравственного развития личности: 1) Раскрытие проблемы нравственного развития («нравственного мировоззрения») как составляющей сложного процесса развития личности в целом. 2) Изучение проблемы развития личности, в том числе и нравственного как высшего уровня психического развития. 3) Изучение возрастных закономерностей формирования нравственного сознания личности. 4) Разработка научных основ психологии воспитания и конкретно- психологических рекомендаций, направленных на нравственное развитие учащихся в процессе воспитательной работы в школе. 1) Раскрытие проблемы нравственного развития («нравственного мировоззрения») как составляющей сложного процесса развития личности в целом. 2) Изучение проблемы развития личности, в том числе и нравственного как высшего уровня психического развития. 3) Изучение возрастных закономерностей формирования нравственного сознания личности. 4) Разработка научных основ психологии воспитания и конкретно- психологических рекомендаций, направленных на нравственное развитие учащихся в процессе воспитательной работы в школе. 8

Выводы (Часть II) Исследование нравственного развития необходимо для обеспечения эффективности воспитательного процесса. Для оценки эффективности реализуемой образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся необходима организация комплексного исследования (нравственное развитие учащихся; содержание воспитательной программы; развивающая образовательная среда; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). В рамках исследования нравственного развития учащихся необходимо использовать научно обоснованные подходы и методы исследования. Изучение нравственного развития учащихся имеет ряд ограничений и предполагает соблюдение этических правил исследования. Исследование нравственного развития необходимо для обеспечения эффективности воспитательного процесса. Для оценки эффективности реализуемой образовательным учреждением Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся необходима организация комплексного исследования (нравственное развитие учащихся; содержание воспитательной программы; развивающая образовательная среда; характер взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников). В рамках исследования нравственного развития учащихся необходимо использовать научно обоснованные подходы и методы исследования. Изучение нравственного развития учащихся имеет ряд ограничений и предполагает соблюдение этических правил исследования. 9

Общие требования к оценке эффективности реализации учебным заведением программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 1. Оценка воспитательной деятельности – неотъемлемая часть реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2. Организация исследования требует совместных усилий административного и психолого-педагогического коллектива учебного заведения, предполагает фиксацию основных результатов развития обучающихся и этапов реализации Программы в течении учебного года. 1. Оценка воспитательной деятельности – неотъемлемая часть реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. 2. Организация исследования требует совместных усилий административного и психолого-педагогического коллектива учебного заведения, предполагает фиксацию основных результатов развития обучающихся и этапов реализации Программы в течении учебного года. 10

Цель исследования Основной целью исследования является изучение динамики развития и социализации обучающихся в условиях специально- организованной воспитательной деятельности (разработанная учебным заведением программа духовно-нравственного развития). Также, в рамках исследования осуществляется комплексная оценка эффективности реализуемой учебным заведением воспитательной программы. Основной целью исследования является изучение динамики развития и социализации обучающихся в условиях специально- организованной воспитательной деятельности (разработанная учебным заведением программа духовно-нравственного развития). Также, в рамках исследования осуществляется комплексная оценка эффективности реализуемой учебным заведением воспитательной программы. 11

Направления исследования Направление 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников (достижение планируемых результатов духовно-нравственного развития воспитания и социализации обучающихся по основным направлениям Примерной программы; динамика развития учащихся). Направление 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в учебном заведении (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий направленных на нравственное развитие учащихся). Направление 3. Исследование взаимодействия учебного заведения с семьями воспитанников в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации Программы; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс). Направление 1. Исследование особенностей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников (достижение планируемых результатов духовно-нравственного развития воспитания и социализации обучающихся по основным направлениям Примерной программы; динамика развития учащихся). Направление 2. Исследование целостной развивающей образовательной среды в учебном заведении (классе), включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, нравственный уклад школьной жизни (создание благоприятных условий и системы воспитательных мероприятий направленных на нравственное развитие учащихся). Направление 3. Исследование взаимодействия учебного заведения с семьями воспитанников в рамках реализации Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся (повышения педагогической культуры и ознакомление родителей (законных представителей) с возможностями участия в проектировании и реализации Программы; степень вовлеченности семьи в воспитательный процесс). 12

Этапы исследования Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации учебным заведением программы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; составление годового плана воспитательной работы. Этап 2. Формирующий этап исследования (в течении всего учебного года) предполагает реализацию учебным заведением основных направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; выполнение и корректировка плана воспитательной работы. Этап 3. Интерпретационный этап исследования (окончание учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого- педагогического исследований после реализации учебным заведением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики развития младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы. Этап 1. Контрольный этап исследования (начало учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого-педагогического исследований до реализации учебным заведением программы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; составление годового плана воспитательной работы. Этап 2. Формирующий этап исследования (в течении всего учебного года) предполагает реализацию учебным заведением основных направлений программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; выполнение и корректировка плана воспитательной работы. Этап 3. Интерпретационный этап исследования (окончание учебного года) ориентирован на сбор данных социального и психолого- педагогического исследований после реализации учебным заведением Программы духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся. Заключительный этап предполагает исследование динамики развития младших школьников и анализ выполнения годового плана воспитательной работы. 13

Критерии оценки Критерии по которым изучается динамика развития учащихся в течении учебного года, характер изменения развивающей образовательной среды и взаимодействия с семьями воспитанников (динамика развития). Возможные виды динамики: 1. Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 2. Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития. Критерии по которым изучается динамика развития учащихся в течении учебного года, характер изменения развивающей образовательной среды и взаимодействия с семьями воспитанников (динамика развития). Возможные виды динамики: 1. Положительная динамика увеличение значений выделенных показателей исследования на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 2. Отсутствие (инертность) положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений исследуемых показателей на интерпретационном этапе (конец учебного года) по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (начало учебного года). 3. Устойчивость (стабильность) высоких показателей на интерпретационном и контрольном этапах исследования. Устойчивость высоких показателей является одной из характеристик положительной динамики развития. Устойчивость низких показателей указывает на отсутствие положительной динамики и тенденцию отрицательной динамики развития. 14

Методологический инструментарий Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включённое и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы). Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод изучения развития и социализации обучающихся. Методологический инструментарий исследования предусматривает использование следующих методов: тестирование (метод тестов), проективные методы, опрос (анкетирование, интервью, беседа), психолого-педагогическое наблюдение (включённое и узкоспециальное) и эксперимент, педагогическое проектирование (моделирование), анализ педагогической деятельности (плана воспитательной работы). Особо следует выделить психолого-педагогический эксперимент как основной метод изучения развития и социализации обучающихся. 15

Основополагающие принципы исследования И сследование должно полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и принципам конфиденциальности. Р езультаты исследования должны быть представлены в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу учащегося. И сследование должно полностью отвечать этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и принципам конфиденциальности. Р езультаты исследования должны быть представлены в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу учащегося. 16