Время отпусков, поездок, встреч. Летом детей в ДОУ становится меньше кто-то отдыхает на даче, некоторые уезжают с родителями, например к морю. Но многие дошкольники остаются в городе и посещают детский сад весь летний период. Для нас педагогов лето - самое плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в природе. Однако, часть педагогов уходит в отпуск, детей соединяют в разновозрастные группы. И встает вопрос, как же сделать это время для ребят познавательным, веселым, насыщенным новыми впечатлениями? Где найти интересный материал? Учитывая, что в летний период дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе во внезанятийной деятельности, творческая группа педагогов нашего сада взяла за основу и адоптировала проект «Веселый летний марафон» (авт.-сост. Н.В.Бобровская и др.). Он охватывает всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих способностей, а также повышения информационной компетентности родителей в области организации летнего отдыха детей.
Тип проекта: информационно-творческий. Срок реализации: 3 летние месяца. Вид проекта: фронтальный. Актуальность. На современном этапе развития общества острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость, снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его физического, психического и социального компонентов. Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительнопрофилактических задач. Одной из наиболее эффективных форм их реализации является организация отдыха воспитанников ДОУ в летний период. Одной из наиболее эффективных форм реализации здоровьесберегающих технологий, их оптимальное и рациональное использование в решении воспитательных, развивающих, оздоровительнопрофилактических задач, является организация отдыха воспитанников ДОУ в летний период.
Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья воспитанников ДОУ в летний период. Задачи: 1. Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма. 2.Развивать двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности воспитанников в разнообразных видах деятельности. 3. Создавать атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех участников образовательного процесса. 4. Развивать и поддерживать интерес к художественной литературе на материале произведения Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». 5. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов ДОУ и родителей. Предполагаемые результаты: оптимальные психолого- педагогические условия, системное использование здоровьесберегающих технологий и эмоционально- познавательное общение взрослых с детьми будут способствовать развитию общекультурных, социально- нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка.
Особое внимание уделяется именно физкультурно-оздоровительному направлению проекта. Цель физкультурно-оздоровительного направления: реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни. Кирпичиками оздоровительного или здоровьесберегающего направления являются два основных компонента двигательного режима: самостоятельная и организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из пяти основных жизненно важных движений: бега и ходьбы, прыжков и лазанья, метания. Здоровьесберегающее направление предполагает ежедневные физкультминутки, дыхательные и око- гимнастики, психогимнастики, пальчиковые игры, спортивные и подвижные игры и упражнения - с целью понижения утомляемости, переключения, повышения уровня адаптации и сопротивляемости детского организма, улучшения эмоционального состояния, повышения творческой активности, а в конечном счёте - всестороннего развития физических и духовных сил дошкольников. Поэтому в реализации проекта указываются только новые игры, упражнения, связанные с конкретной темой недели.
1.Щадящий режим (адаптационный период). 2.Гибкий режим. 3.Организация микроклимата и стиля жизни групп в летний период. 4.Соблюдение питьевого режима 1.Утренняя гимнастика. 2.Физкультурно-оздоровительные занятия, упражнения, развлечения, игры. 3.Подвижные и дидактические игры. 4.Профилактическая гимнастика (элементы йоги, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, улучшение зрения и т. д.). 5.Спортивные игры. 6.Физкультурные минутки и динамические паузы 1.Умывание. 2.Мытье рук по локоть. 3.Игры с водой и песком. 1.1.Проветривание помещений (сквозное). 2.2.Сон при открытых фрамугах. 3.3.Прогулки на свежем воздухе 2 раза в день. 4.4.Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха 1.Развлечения и праздники. 2.Игры и забавы. 3.Дни здоровья. 4.Походы на территории детского сада 1.Обеспечение светового режима. 2.Цветовое и световое сопровождение среды и воспитательного процесса. 1.Музыкальное сопровождение режимных моментов. 2.Музыкальное сопровождение игр, упражнений, развлечений. 3.Музыкальная и театрализованная деятельность в летний период 1.Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы. 2.Игры-тренинги на снятие невротических состояний. 3.Минутки вхождения в день. 4.Психогимнастика. 5.Игровой самомассаж.. 6.Дыхательная, звуковая, пальчиковая гимнастика 1.Хождение босиком на улице. 2.Игровой массаж. 3.Обтирание. 4.«Тренажёрный путь» (в группе). 5.«Дорожка здоровья» (на улице). 6.Обливание ног водой 1.Организация консультаций, бесед, спецзанятий 1.Включение в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени, фиточая Обеспечение здорового ритма жизни --- Физические упражнения Гигиенические и водные процедуры Свето-воздушные ванны Активный отдых Свето-и цветотерапия Музыкотерапия Витаминотерапия Спецзакаливание Пропаганда ЗОЖ Аутотренинг и психогимнастика
В основе Комплексного проекта «Веселый летний марафон» - произведение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с которым дети знакомятся в процессе проживания проекта. Проект длится три месяца, каждому месяцу даны оригинальные названия: июнь - «Незнайка в Цветочном городе», июль - «Путешествие Незнайки», август - «Незнайка в Зеленом городе». У каждого дня недели есть свой необычный герой: Незнайка (понедельник), Винтик и Тюбик (вторник), Знайка (среда), Пилюлькин (четверг), который несет «идею дня». День всех коротышек – это пятница. Герои проводят утреннюю зарядку, где дети сами узнают с утра о названии и идее дня. Герои могут периодически появляться или передавать различные сообщения, преподносить внезапные сюрпризы.
Название месяца Июнь Июль Август недели «Незнайка в Цветочном городе» «Путешествие Незнайки» «Незнайка в Зеленом городе» 1 Пусть всегда будет солнце! Иван Купала Воздушные путешествия 2 Азбука безопасности Собираемся в поход С праздником, любимый город! 3 Там, на неведомых дорожках В лес за чудесами Чудеса на грядках 4 Детский экологический театр Олимпиада в Березках Песочные фантазии
Понедельник «День Незнайки» Основная идея дня: Незнайка знакомит с темой недели, вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность Вторник «День Винтика и Тюбика» Основная идея дня: Герои приступают к воплощению идеи через ручной труд, труд в природе, изобразительную деятельность и конструирование Среда «День Знайки» Основная идея дня: Знайка проводит беседы, наблюдает, экспериментирует, побуждает детей к открытию новых знаний, способов познания Четверг «День Пилюлькина» Основная идея дня: Пилюлькин проводит беседы, наблюдения, опыты, активизирует детей, приобщая к здоровому образу жизни, через различные здоровье-сберегающие технологии, эстафеты, состязания, подвижные игры Пятница «День всех коротышек» Основная идея дня: Развлечения, игры, праздники проводятся с обязательным участием героев романа-сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с элементами драматизации романа. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно отнеслись к «событиям недели», заразились идеей дня и осознали важность совместного праздника.
ДНИ НЕДЕЛИ Понедельник «День Незнайки» Вторник «День Винтика и Тюбика»» Среда «День Знайки» Четверг «День Пилюлькина» Пятница «День всех коротышек» Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Незнайка: Выходите по порядку, Становитесь на зарядку, Начинай с зарядки день, «Лето, лето, лето - какого оно цвета?». Беседы: «Лето», Разгоняй движеньем лень! Музыкальная зарядка на свежем воздухе проводит Тюбик. Беседы: «День защиты детей», «Права детей»; Тюбик проводит беседу «Кто придумал рисовать красками и откуда они взялись» Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит Знайка. Беседы: «Правила поведения в природе», «Правила поведения на воде». Музыкальная зарядка на свежем воз духе, проводит Пилюлькин. Беседы: «О вреде и пользе солнца», «Солнечный удар». Труд: конструирование пилоток из бумаги, газеты и их украшение. Музыкаль ная зарядка на свежем воздухе, про водит любой герой. Наблюдения: «Тень», «Солнечный жучок».
В летний период мы работаем по данному проекту в течение последних 3-х лет. На установочном педагогическом совете в августе, мы подводим итоги реализации данного проекта. Вот выдержки из выступлений воспитателей: Очень понравилось работать по данному проекту. Не надо ничего придумывать, на каждый день расписаны все темы и задания. Только бери и делай. (воспитатель Задорова Е.И.) Детям очень нравилось участвовать в играх и выполнять задания веселых человечков, тем более, что каждый день кто-то из детей становился таким героем – Незнайкой, Тюбиком, Знайкой. (воспитатель Понедельникова Л.Ф.)
« Мы с ребятами сделали много дел по художественно-эстетическому направлению (беседы; оформление выставки «Летний вернисаж» - рисование, лепка, аппликация, поделки из природного и бросового материала; наблюдения в природе). Такая деятельность не только способствует развитию интереса каждого ребенка к изобразительному творчеству, но и дает возможности для проявления познавательной активности, инициативы и самостоятельности каждого ребенка.» (воспитатель Ложкина М.В.)
«Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы, Проект «Веселый летний марафон» учитывает то, что познавательная активность дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период я большое внимание уделяю опытно-исследовательской деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. В рамках проекта с детьми проводились наблюдения, труд в природе, целевые прогулки, познавательные беседы, были организованны различные опыты.» (воспитатель Пущина Т. )
Все воспитатели сделали вывод, что по проекту работать значительно легче и интересней не только детям, но и педагогам. В ходе проектирования дети приобрели следующие умения и навыки: У детей сформированы: эмоционально-положительное, уважительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту, неповторимость; представления о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы; элементарные представления о природных особенностях человека и работе человеческого организма; навыки экологически грамотного и безопасного поведения. Дети умеют: устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов; пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия; Дети создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений, используя разные материалы и способы создания изображения. Дети выражают свои впечатления от музыки в движениях или рисунках. Дети поют несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию; инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах. Дети используют разнообразные средства выразительности драматизации; широко используют в театральной деятельности разные виды театра.