«Пословицы и поговорки на уроках чувашского языка в русской школе». Автор проекта: Храброва Галина Гурьевна учитель чувашского языка МОУ «СОШ 57» Чебоксары.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проект: «Пословицы В. Бахтина» Выполнила обучающаяся д/о «Юный художник»:Конова Яна.
Advertisements

(Доброта в пословицах и поговорках). Пословицы – краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Поговорка – краткое устойчивое.
Чувашский фольклор: культурно- образовательные аспекты.
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры: Песни сказки загадки пословицы былины.
Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощницы И в жизни верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают.
Пословица не даром молвится. Над проектом работали ученики 2 а класса.
Русский фольклор Выполнил ученик 5 А класса Гук Егор.
«Пословицы и поговорки – кладовые мудрости» Выполнил: ученик 2В кл. Сафин Линар Научный руководитель: учитель нач.классов Якупова Нурия Давлятшовна.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
Стартовая презентация проекта «Путешествие в мир пословиц» Подготовлена учителем русского языка Зиновьевой Е. Е.
Волосово 2012 г. Авторы: Ученики 2 класса Руководитель: Учитель начальных классов МОУ СОШ 1 Гоголева Ирина Николаевна УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
Подготовили работу Блинова Анастасия Беланова Ксения Яковлева Анастасия.
Уважаемые родители! С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.
«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги.» А. М. Горький. Исследовательская работа.
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры: Песни сказки загадки пословицы былины.
Народное Автор - народ Устное Из уст в уста Творчество Жанры: Песни сказки загадки пословицы былины.
МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа 1» Проект Риторика. Культура речи. Орфоэпия. Проект выполнили: ученики кадетского 7 «а» класса Григорьева.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ : ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ » МОУ «Багарякская СОШ» Февраль 2013г. 1.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ воспитателя МДОУ «ПЛЕШАНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 1» Мамбетова Г.Г. «Использование художественной литературы в духовно – нравственном.
Транксрипт:

«Пословицы и поговорки на уроках чувашского языка в русской школе». Автор проекта: Храброва Галина Гурьевна учитель чувашского языка МОУ «СОШ 57» Чебоксары – 2009.

«Ч ǎ ваш çĕр-шывĕ – çĕр пин тĕрĕ, çĕр пин юр ǎ, çĕр пин с ǎ мах çĕр-шывĕ» И. Я. Яковлев

Актуальность выбранной темы. Значением изучения чувашских пословиц и поговорок для интеллектуального и нравственного уровня учащихся. Низким уровнем патриотизма, человеколюбия и трудолюбия в современном обществе. Показать эффективность применения пословиц и поговорок на уроках чувашского языка Помочь ребенку преодолевать языковой барьер и привить любовь к народному творчеству.

Цель проекта: Выявление значения и роли пословиц и поговорок на уроках чувашского языка в русской школе. Основные задачи: Анализировать учебник «Ч ǎ ваш с ǎ махĕ» для 8 класса. Выявить в нем пословицы и поговорки. Рассмотреть, с какой целью они включены в материалы учебника. Сгруппировать пословицы и поговорки, включенные в учебник. Провести анкетирование среди учащихся 8 классов, с целью определения отношения школьников к пословицам и поговоркам и употребления их в своей речи.

Объект исследования: Тексты (теоретические и практические) учебника «Ч ǎ ваш с ǎ махĕ» для 8 класса.

Предмет исследования: выбраны пословицы и поговорки, включенные в учебник «Ч ǎ ваш с ǎ махĕ» для 8 класса. Методы исследования: Типологический. Анкетирование. Метод анализа.

I.Теоретическая часть. Среди многих устно поэтических произведений чувашского народа издавна бытовали и бытуют краткие по форме, но емкие по смыслу произведения малого эпического жанра– ваттисен с ǎ махĕсем – изречения старых (т.е. бывалых, имеющих большой жизненный опыт людей).

Пословицы – авторитетное мнение народа, поддерживаемые мудрыми старцами. У чувашей пословицы именуются «ваттисен с ǎ махĕсем», что означает «поучения умудренных жизненным опытом старцев», а поговорки именуются «калар ǎ ш». Пословица – это утвержденное веками общественное мнение народа, которое применено к нравственной оценке всех случаев жизни.

II. Практическая часть.

На основе углубленного анализа учебника Печникова О.И., Печниковой М.Н. Чувашское слово: Учебник чувашского языка для 8 класса русской школы. – Чебоксары: Чуваш. Кн. Издательство, – 287с. нами обнаружено всего 135 единиц пословиц и поговорок. Пословицы содержаться как в теоретической, так и практической части текстов.

Учитывая типологию академика Г.Н.Волкова, пословицы, включенные в учебник, по смыслу можно разбить на следующие группы: Группы пословицКоличество Аккуратность, терпимость3 Честность4 Скромность, доброта. Жадность. 27 Дружба, друзья4 Бдительность5 Уверенность1 Знание12 Воспитание34 Труд13 Родители, семья6 Родина3 Природа23

Таким образом, пословицы и поговорки дают четкую оценку всем сторонам жизни чувашского народа: скромность и уверенность (Çынна с ǎ пайл ǎ х илем кÿреть), правда и ложь (С ǎ мах пат ǎ н – пурн ǎ çла), ум и глупость ( Ǎ са мул тумасть, мула ǎ с т ǎ вать ), любовь к работе и лень (Ĕçне кура каш ǎ к шыра), нечестность и жадность (Тÿрĕпе кук ǎ р килĕштермеççĕ), стремление к достатку (Пĕр пус пĕр тенкĕне перекетлет).

С целью определения отношения школьников к пословицам и поговоркам и употребления их в своей речи среди учащихся 8 классов провела анкетирование. Было опрошено 40 учащихся. В анкете всего 4 вопроса и выглядят следующим образом. Анкета. 1. Раскройте содержание термина «пословицы и поговорки» 2. Назовите пословицы и поговорки, часто используемые в вашей речи, на русском и на чувашском языках. 3. Зачем нужны пословицы и поговорки? 4. Любимые пословицы вашей семьи.

Вопросы анкетыОтветы и результаты 1. Раскрой содержание термина «Пословицы и поговорки» 92% 2. Используемые в вашей речи пословицы и поговорки на русском и чувашском языке «Çиччĕ виç те пĕрре касс» - 8 чел. «Ĕçрен ан хǎра вǎл хǎй санран хǎратǎр» - 7 чел. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» - 5 чел. «Çǎкǎртан асли çук» - 4 чел. «Знание- сила» - 4 чел. «Кам ĕçлеместь çав çиместь» - 3 чел. «Тише едешь – дальше будешь» - 2 чел. «Уй куçла, вǎрман хǎлхаллǎ» - 2 чел. «Лес рубят, щепки летят» - 2 чел. «Поспешишь – людей насмешишь» - 2 чел. «Чем дальше в лес, тем больше дров» - 1 чел.

3. Зачем нужны пословицы и поговорки? 1. Чтобы сделать речь интересной, содержательной и поучительной. 2. Привить любовь к родной земле и родному языку. 3. Чтобы быть добрыми, справедливыми. 4. Чтобы уметь высказывать свою мысль, мнение 5. Чтобы любить и уважать своих родителей, почитать старшее поколение. 4. Любимые пословицы вашей семьи. «Паян тумалли ĕçе ырана ан хǎвар» «Язык до Киева доведет» «Тухман çын тухсан тǎман тухать» «Çǎкǎр тǎвар хире- хирĕç» «Кто не работает, тот не ест»

Вывод. - В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего. Пословицы - это живость языка, ум, начитанность говорящего. - Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении. Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

- Без пословиц и поговорок наша речь была бы скудной. Они имеют огромное воспитательное значение. И поэтому в учебники нужно включать такие тексты, задания, где содержатся пословицы и поговорки. - Долголетие пословиц и поговорок можно объяснить тем, что они переходят из поколения в поколение. Чувашские пословицы и поговорки создавались мудрыми людьми. Многие из них ценны и уместны и в разговорах и выступлениях нашего времени. Заключение.