ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФГОС НОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)
Advertisements

Объекты нормирования Портрет выпускника начальной школы Ведущие целевые установки изучения отдельных предметов Требования к результатам освоения основных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Система оценки планируемых результатов» Копотева Г.Л.
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Модели информационно - образовательной среды начальной школы Шигаева Любовь Михайловна МОУ СОШ 28 г. Ульяновска.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
Транксрипт:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ФГОС НОО

Федеральный государственный стандарт начального общего образования: организация внеурочной деятельности Кафедра начального образования ГОУ ДПО НИРО

План Цели и задачи современного начального образования в условиях реализации ФГОС. Современное содержание процесса воспитания. Внеурочная деятельность как полноценное пространство воспитания и социализации личности. Программы внеурочной деятельности.

Основные направления инициативы «Наша новая школа» Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

ФГОС совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования(ООП НОО) образовательными учреждениями

ФГОС Три группы требований: К структуре основных общеобразовательных программ К результатам освоения К условиям их реализации

(п.1.6.) Стандарт направлен на обеспечение: равных возможностей получения качественного начального общего образования; духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

Новая цель образования: воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Ключевые задачи начального образования Формирование основ гражданской идентичности личности на основе самоопределения в форме осознания «Я» как гражданина России; реализации гражданской позиции в деятельности и поведении. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России. Развитие личности ребенка в процессе его учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий. Укрепление физического и психического здоровья обучающихся.

Гражданская идентичность Гражданская идентичность - осознание индивидом своей государственной принадлежности, т.е. представление человека о себе как о гражданине определённого государства, союза государств или мирового сообщества.

Результаты освоения ООП НОО Предметные Метапредметные Личностные

Требования к результатам освоения ООП НОО Личностные ценностные установки обучающихся социальные компетенции личностные качества готовность и способность обучающихся к саморазвитию

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из них; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16.) пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП

К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

18 Познающий себя как личность, ищущий свою систему ценностей, жизненные цели, утверждающий себя как взрослый Умеющий учиться, подготовленный к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории на основе избирательности интересов Принимающий ценности межличностных отношений и «Кодекс товарищества» (право свободного выбора, справедливости, уважения, взаимопомощи, личного достоинства) Умеющий дружить, осознанно выбирающий круг общения, направленный на освоение гендерной роли Умеющий конструктивно разрешать конфликтные ситуации, работать в команде и быть лидером Инициативный, готовый нести ответственность перед самим собой, другими людьми за результаты и последствия своих действий Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни, поддерживающий сохранность окружающей среды Требования к результатам освоения основной образовательной программы

19 Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться Любящий родной край и свою страну Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих Требования к результатам освоения основной образовательной программы

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(П.19.6.) Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

22 Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Здоровье Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать:

создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.

В соответствии с требованиями Стандарта Концепция и Примерная программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Базисный учебный план Инвариантная часть Вариативная часть Внеучебная деятельность по направлениям (до 10 ч/нед)

Внеурочная деятельность деятельностная организация создаваемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения (экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования) занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС

Формы экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

Направления ВД ФГОС спортивно- оздоровительное духовно-нравственное социальное общекультурное общеинтеллектуальн. ПООП ОУ Спортивные кружки, секции Военно-патриотические, экологические клубы Предметные кружки Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа Проектная деятельность

Виды внеурочной деятельности игровая познавательная проблемно-ценностное общение досугово- развлекательная деятельность художественное творчество социальное творчество трудовая (производственная) деятельность спортивно-оздоровительная деятельность туристско-краеведческая деятельность

При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения.

Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Уровни воспитательных результатов Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Уровни воспитательных результатов Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Типы образовательных программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.)

Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая 1-й уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая 1-й и 2-й уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая 2-й и 3-й уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2 – 3-го класса – образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

Типы образовательных программ внеурочной деятельности образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы

Диагностика эффективности внеурочной деятельности Изучение изменений в личности школьника- субъекта внеурочной деятельности Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности Изучение профессиональной позиции педагога – организатора внеурочной деятельности

ГОУ ДПО НИРО кафедра начального образования Сборник «Организация внеурочной деятельности младших школьников»

Программы внеурочной деятельности ПРОГРАММА «ДОРОГОЮ ОТКРЫТИЙ ДОБРА» ПРОГРАММА «МЫ - НИЖЕГОРОДЦЫ» ПРОГРАММА «СТРАНА РАДУЖНОГО СОЛНЫШКА» ПРОГРАММА «МЫ ДОЛЖНЫ ЖИТЬ В МИРЕ И СОГЛАСИИ» ПРОГРАММА «УМНОЕ ПЕРЫШКО» ПРОГРАММА «СОКРАТ» ПРОГРАММА «ОТ ИДЕИ ДО МОДЕЛИ» ПРОГРАММА «Я-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ПРОГРАММА «ОБРАЗ И МЫСЛЬ» ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА» ПРОГРАММА РАЗГОВОР ОЗДОРОВЬЕ ПРГРАММА «ИгРусичи»

Внеурочная деятельность должна быть по-настоящему воспитывающей !

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является также концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа разрабатывается с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса и подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

При этом образовательное учреждение должно создавать условия для реализации указанной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к базовым общечеловеческим ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально-ответственного поведения в обществе и в семье.

Для организации и полноценного функционирования такого образовательного процесса требуются согласованные усилия многих социальных субъектов: образовательного учреждения семьи учреждений дополнительного образования культуры и спорта традиционных религиозных организаций и общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации

Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся носит рекомендательный характер. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определённые в Концепции и данной Примерной программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.

Национальный воспитательный идеал высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность.

Принципы стандартов второго поколения Непрерывность образования Учет возрастных возможностей ребенка Учет его индивидуальных возможностей Здоровьесбережение Взаимосвязь с окружающим миром Развитие личности как субъекта творческой деятельности Признание ребенка как активного субъекта познания Доступность и достаточность Духовно-нравственное воспитание Психологическая адаптация Взаимодействие семьи и педагога

Содержание стандарта второго поколения Результаты общего начального образования Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.). Выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта.Предметные результаты (ЗУНы, опыт творческой деятельности и др.). Выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта. Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях)Метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе предметного содержания, применяемые как в области образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях) Личностные результаты (система ценностных ориентаций, мотивы деятельности, интересы, толерантность)Личностные результаты (система ценностных ориентаций, мотивы деятельности, интересы, толерантность)

Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ предметные Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы Ожидаемые результаты: портрет выпускника начальной школы деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляцияответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Примерная программа Пояснительная записка Планируемые результаты Основное содержание Рекомендации Варианты тематического планирования Рекомендации по внеурочной деятельности Рекомендации по оснащению и методической литературе Все предметы начальной школы, 2 части Примерные программы

Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку Планируемые результаты, выносимые на итоговую оценку опорный учебный материал актуальные: исполнительская компетентность Выпускник научится перспективные: зона ближайшего развития На итоговую оценку выносятся метапредметные и предметные результаты, представленные в блоках «Выпускник научится» Достижение этих результатов проверяется с помощью учебно-познавательных и учебно-практических задач базового и повышенного уровней, построенных на опорном учебном материале Задания повышенного уровня Задания базового уровня Особое место занимают: Русский язык Математика Чтение. УУД

Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации К результатам, которые подлежат проверке и аттестации, относятся следующие: научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности коммуникативные и информационные умения коммуникативные и информационные умения умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций способность к контролю и самоконтролю способность к контролю и самоконтролю способность к творческому решению учебных и практических задач способность к творческому решению учебных и практических задач

Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации К результатам, которые не подлежат итоговой аттестации, относятся следующие: - ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях

Система оценки: портфолио Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и матери- алы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности

Образовательная среда: учебное и игровое пространства Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей соучастник, третейский судья Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать