Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения Стандарт образования – как поле общественного согласия. В основе лежит общественный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности подросткового возраста.
Advertisements

Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. В основе ФГОС лежат принципы: 1.Единство преемственности и инновации. 2.Преемственно развивает многие идеи,
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
К РИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Структура Основной образовательной программы основного общего образования и планируемые результаты её освоения.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральные государственные образовательные стандарты: их особенности и теоретические основы.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения Стандарт образования – как поле общественного согласия. В основе лежит общественный договор- новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством. Стандарт обеспечивает единство образовательного пространства России

Федеральные государственные стандарты общего образования учитывает основные направления модернизации образования переход к 4-летнему начальному образованию; введение профильного обучения; нормализация учебной нагрузки учащихся; соответствие возрастным особенностям и возможностям; личностная ориентация; деятельностный характер усиление воспитательного потенциала и социально- гуманитарной направленности содержания образования; переход к 4-летнему начальному образованию; введение профильного обучения; нормализация учебной нагрузки учащихся; соответствие возрастным особенностям и возможностям; личностная ориентация; деятельностный характер усиление воспитательного потенциала и социально- гуманитарной направленности содержания образования; формирование ключевых компетенций; усиление вариативности; усиление роли экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности; повышение значения и качества занятий физической культурой. формирование ключевых компетенций; усиление вариативности; усиление роли экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения; обеспечение всеобщей компьютерной грамотности; повышение значения и качества занятий физической культурой.

НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Государственный стандарт общего образования СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ГОСУДАРСТВО Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность ГОСУДАРСТВО Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Компетенции: Личностная Социальная Общекультурная Интеллектуальная Коммуника- тивная ОБЩЕСТВО Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ОБЩЕСТВО Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние Требования к условиям, содержанию образования

Стандарт – как общественный договор. Как предмет солидарной ответственности действующих сил образования. Реализующий потребности: Индивидуальные потребности личности ( семьи) - Личностная, социальная, профессиональная успешность - Социальный заказ интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей: - безопасный и здоровый образ жизни - свобода и ответственность ( нравственность, развитость правосознания,умение делать осознанный и ответственный выбор. - социальная справедливость - благосостояние – активная жизненная позиция Государственные требования направлены на обеспечение приоритетов: - Национальное единство и безопасность-формирование системы ценностей; -Развитие человеческого капитала; -конкурентноспособность ( общекультурная подготовка как база профессионального образования,прикладная ориентация общего образования.

Новый ФГОС - средство не фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а средство ориентации образования на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства. Ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на развитие и формирование личности. Деятельностный подход к построению стандартов выражается в овладении учащимися универсальными способами учебной деятельности,обеспечивающими успешность на всех этапах дальнейшего образования. Отличия ФГОС второго поколения от первого Отличие в структуре. Все версии стандартов первого поколения имели структуру, состоящую из двух компонентов: минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускников.

Фундаментальное ядро содержания образования ФГОС второго поколения Обязательный минимум содержания образования ФГОС первого поколения (минимизированный подход) Два поколения стандартов…

Действующий стандарт Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Требования к уровню подготовки выпускников. ? Отсутствие регламентации учебной нагрузки на изучение дидактических единиц Обобщенная формулировка требований Отсутствие заданий, демонстрирующих уровень требований

Подробное описание содержания с указанием учебной нагрузки. Операционализация планируемых результатов (определение перечня умений, формируемых предметным содержанием). Задания разного уровня для одного умения Стандарт второго поколения Примерная программа и тематическое планиро- вание. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Система заданий для оценки планируемых результатов.

Стандарт - инструмент реализации государственной политики в образовании равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях сохранение единства образовательного пространства России преемственность ступеней общего образования

СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное Стандарт как общественный договор: ориентиры развития

Стандарт как система требований Стандарт как система требований к структуре образователь- ных программ к результатам образования к условиям образования организация и содержание Планируемые результаты достижения ОП ресурсы и условия

Процесс формирования новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности Компетентная личность должна обладать способностью: быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве получать, использовать и создавать разнообразную информацию принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков

воспитание успешного поколения граждан страны, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями на идеалах демократии и правового государства в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытие своих возможностей обучающихся подготовка к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода придание образовательному процессу воспитательной функции ОСОБЕННОСТИ ФГОС

Федеральные государственные образовательные стандарты

Регламентация содержания предмета: определение обяза- тельных дидактических единиц, включаемых в рабочую программу по предмету. Ориентация в требованиях к результатам обучения: уровень усвоения каждой из дидактических единиц, уровень овладения умениями, формируемыми в рамках предмета Стандарты для учителя-предметника

Стандарт впервые определяет такие составляющие, как здоровье школьников и их экологическая культура в качестве важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

19 Фундаментальное ядро содержания общего образования

Н.В.Горбенко Базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно- методических материалов и пособий. Новые социальные запросы определяют новые цели образования и стратегию его развития. Конкретизирует цели как результат общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Фактически нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности. ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В.Горбенко ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные - познавательные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО

Н.В.Горбенко сохранение единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы обеспечение равенства и доступности образования достижение социальной консолидации и согласия формирование общего деятельностного базиса как системы УУД ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности социальные компетенции правосознание способность ставить цели и строить жизненные планы способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) способность их использования в учебной, познавательной и социальной практик самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками способность к построению индивидуальной образовательной траектории владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности

ПРЕДМЕТНЫЕ освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования Общеобразовательный уровень формирование общей культуры, реализацию мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся Профильный уровень ориентированы на более глубокое освоение систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности Базовый уровень освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования результаты промежуточной аттестации динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования результаты государственной (итоговой) аттестации уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования

Системообразующая составляющая стандарта Требования к результатам освоения основных образовательных программ, представляющие собой конкретизированные и операционализированные цели образования Изменилось представление об образовательных результатах - ориентация не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты

Изменения Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования - критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений

Портрет выпускника ФГОС начального общего образования ФГОС основного общего образования -любящий свой народ, свой край и свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; -любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; -владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; -готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; -доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; -выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. -любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; -осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; -активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; -умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; -социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; -уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; -осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; -ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Методологические основы содержания ФГОС Системно- деятельностный подход, который предполагает( п.7): -воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества; -переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся; -ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; -признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; -учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения; -обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; -разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья); -гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности».

II. Требования к результатам освоения основной II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НОО: 9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями. ФГОС ООО: 8. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НОО: 11. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; ФГОС ООО: 10. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС НОО: Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования. ФГОС ООО: При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

III. Требования к структуре основной образовательной программы III. Требования к структуре основной образовательной программы ФГОС НОО: направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное ФГОС ООО: направления внеурочной деятельности духовно-нравственное, физкультурно-спортивное, оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное