Интерактивное обучение Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда. Китайская пословица.
Advertisements

Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Интерактивные формы обучения. Interactive - Inter – взаимный to act - действовать.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Кейс-технологии активного обучения Михайлова О.И. учитель истории и обществознания МОУ СОШ 5 с.Журавского.
Мастер-класс на тему: «Использование интерактивных методов в преподавании права». Кустова Марина Геннадьевна, учитель истории и права МОУ «Кувакинская.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Кейс-технологии Кейс-технологии относятся к интерактивным технологиям обучения. Кейс-стади – в переводе с английского языка означает «пример для изучения»,
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
«Формы организации познавательной деятельности на уроке » ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
«Проектная деятельность учащихся при обучении их английскому языку в начальной школе» Работу выполнила учитель английского языка МБОУ «СОШ 13» Абрамова.
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Современный урок. «Я делаю так…» Ярошенко В. А., учитель биологии ДОШ 13.
Выступление на методической неделе: «Деятельность ДОУ по организации психолого-педагогической поддержки семьи» (с 27 по 31 мая 2013 года на базе СИПКРО.)
Кейс-технология. К кейс-технологиям относятся: 1) Метод ситуационного анализа 2) Метод инцидента; 3) Метод разбора деловой корреспонденции; 4) Метод ситуационно-ролевых.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Эффективные технологии при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГИА по русскому языку и литературе Калугина Н.А.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Транксрипт:

Интерактивное обучение Великим ученым ребенок может и не быть, а вот самостоятельным человеком, способным анализировать свои поступки, поведение, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться необходимо. Презентацию составила: Руководитель МО учителей гуманитарного цикла Солнцева Г.П.

В педагогике различают несколько моделей обучения: пассивная (экстраактивная) активная (интраактивная) интерактивная

Пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит). Ученики усваивают материал из слов учителя или из текста учебника, не общаются между собой и не выполняют никаких творческих заданий. Примерами такой модели могут быть традиционные формы уроков, например в виде лекции.

Активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания). Эта модель предполагает наличие творческих (часто домашние) заданий и общение в системе ученик-учитель, как обязательных. Недостатком данной модели является то, что ученики выступают как субъекты учения для себя, учащие только себя, и совершенно не взаимодействующие с другими участниками процесса, кроме учителя.

Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения. В традиционном обучении учитель играет роль фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном – роль помощника в работе, активизирующего взаимонаправленные потоки информации.

Суть интерактивного обучения Учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Возникает целая система взаимодействий : учитель – учащийся учитель – класс учащийся – класс учащийся – учащийся группа - группа

Интерактивные технологии позволяют обеспечить глубину изучения содержания. Учащиеся усваивают все уровни познания (знание, понимание, использование, применение, анализ, синтез, оценка). При этом процент учеников, которые усвоили знания, высокий (50%). Изменяется роль учеников. Она – активна: ученики принимают решения в процессе обучения. Меняется основной источник мотивации обучения. Он становится внутренним, это – интерес самого ученика. Возрастает роль личности педагога. Он больше раскрывается перед учениками как организатор, лидер. Усвоение незначительного объема информации требует значительного времени. Требуется предварительно научить учеников этой технологии. Однако учитель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения. Дисциплина может быть проблемой для учителя. Практически отсутствуют методические разработки и литература по интерактивным технологиям.

Технологии интерактивного обучения (ТИО): работа в малых группах в парах, ротационных тройках, два, четыре, вместе; метод карусели, аквариум, броуновское движение, свеча, займи позицию, др. лекции с проблемным изложением; эвристическая беседа; уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов); конференции; деловые игры; использование средств мультимедиа (компьютерные классы); технология полноценного сотрудничества; технология моделирования, или метод проектов.

Структура интерактивного урока: 1. Мотивация. (5% рабочего времени) 2. Представление темы и ожидаемых результатов. (5% времени) 3. Выдача необходимой информации. Цель – дать ученикам необходимую информацию для того, чтобы на ее основе выполнять задания. Это может быть мини-лекция, знакомство с раздаточным материалом. Презентация выполненного домашнего задания. Возможен небольшой опрос (10% времени) 4. Интерактивные упражнения – главная часть урока. Цель – практическое усвоение материала. Последовательность такова: - инструктаж – учитель объясняет задачу, правила, последовательность действий, время на выполнение заданий; - объединение в группы и распределение ролей; -выполнение задания (учитель является организатором, консультантом, ведущим дискуссии); - презентация результатов работы (60% времени) 5. Подведение итогов: обговаривание выполненной работы на уроке, ожидаемых результатов: что нового узнали, какие навыки подучили, может ли это быть полезным в жизни (20% времени)

РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ Работа в малых группах дает возможность ученикам приобрести навыки, необходимые для общения и сотрудничества. Она стимулирует работу в команде. Идеи, выработанные в группе, помогают быть полезными друг другу. Высказывание мыслей помогает им ощутить личные возможности и укрепить их. Учитель объединяет учеников в малые группы, распределяет задания между группами. Они должны за короткое время (как правило, 3-10 минут) выполнить это задание и представить результаты работы своей группы. Большинство задач следует обрабатывать именно в малых группах или парах, так как ученикам лучше высказаться в небольшой группе. Работа в малых группах дает возможность сэкономить время урока, так как исчезает потребность выслушивать каждого человека в большой группе.

РАБОТА В ПАРАХ Одной из форм работы в малых группах есть работа в парах. Один из вариантов проведения: - поставьте ученикам вопросы для дискуссии или гипотетической ситуации. После объяснения вопроса или фактов, приведенных в ситуации, дайте ученикам немного времени для того, чтобы продумать возможные ответы или решение самостоятельно; - объедините учеников в пары, определите, кто из пары будет начинать высказываться, и попросите их обсудить свои идеи друг с другом. Лучше сразу определить время на высказывание каждого из участников пары и общее обсуждение. Это поможет ученикам сначала привыкнуть к четкой организации работы в парах. Они должны достигнуть согласия относительно ответа или решение. Каждая пара обменивается своими идеями и аргументами с всем классом, который помогает провести дискуссию.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ это эффективный и хорошо известный интерактивный метод коллективного обсуждения, который широко используется. Он побудит проявлять свое воображение и творчество путем выражения мыслей всех участников, помогает находить несколько решений относительно конкретной проблемы. Порядок проведения : 1. Предложите ученикам сесть так, чтобы они чувствовали себя удобно и непринужденно. 2. Определите основные правила (см. ниже). 3. Сообщите им проблему, которую надо решить. 4. Предложите участникам высказать свои идеи. 5. Спрашивайте их поочередно поступления. Не вносите в идеи никаких корректив. 6. Побуждайте участников к выдвижению новых идей, прибавляя при этом свои личные. 7. Старайтесь не допустить насмешек, комментариев или высмеивания каких- нибудь идей. 8. Продолжайте до тех пор, пока будут поступать новые идеи. 9. В конце обсудите и оцените предложенные идеи.

Правила проведения «мозгового штурма»: Говорите все, что придет вам в голову. Не обсуждайте и не подвергайте критике высказываний других. Можно повторять идеи, предложенные кем-то другим. Расширение предложенной идеи поощряется.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ Как остановить рост ругательных сленгов? Ваши предложения по выходу из сложившейся ситуации.

ЗАЙМИ ЛИЧНУЮ ПОЗИЦИЮ Этот метод полезен во время проведения в классе дискуссии на противоречивую тему. Как проблемы следует использовать две противоположные мысли, которые не имеют правильного ответа. Цель: полезное вступительное упражнение для демонстрации розни мыслей из исследуемой темы дает ученикам возможность высказать свою точку зрения и в конце урока оценить усвоение этой темы. Порядок проведения: 1. Разместите плакаты в противоположных концах кабинета. На одном из них написан «согласен», на другом «не согласен». (Варианты: на плакатах могут быть изложены полярные позиции относительно проблемы, например, «пробовать наркотик запрещено» и «пробовать наркотики разрешено всем»). 2. Вывесьте правила проведения упражнения и обсудите их (изложенные ниже). 3. Попросите участников стать возле соответствующего плаката в зависимости от их мысли относительно обсуждаемой проблемы. 4. Произвольно выберите несколько участников и попросите их обосновать свою позицию. 5. После изложения разных точек зрения спросите, не ли изменил кто-нибудь из участников своего мнения и не хочет ли перейти к другому плакату. Они должны обосновать причины своего перехода. 6. Попросите участников назвать наиболее убедительную причину противоположной стороны.

МЕТОД ПРЕСС Метод ПРЕСС следует использовать тогда, когда возникают противоречивые вопросы и во время проведения упражнений, в которых надо занять определенную позицию по обсуждаемой проблеме. Цель: этот метод дает ученикам возможность во время уроков выбирать аргументы или высказывать свою мысль по дискуссионному вопросу. Метод помогает ученикам объяснить свои мысли и сформулировать их в выразительной и краткой форме.

Порядок проведения: Раздайте материалы, в которых указан четырех этапы метода ПРЕСС: ПОЗИЦИЯ Я считаю, что _____________________________ (выскажите свою мысль, объясните, в чем состоит ваша точка зрения) ОБОСНОВАНИЕ __________ потому, что ___________________ (приведите причину появления этой мысли, то есть на чем основываются доказательства в поддержку вашей позиции) ПРИМЕР Например___________________________ (приведите факты, которые демонстрируют ваши доказательства, они укрепят вашу позицию) СЛЕДСТВИЕ (вывод) __________ поэтому ______________________ (обобщите свою мысль, сделайте вывод о том, что необходимо делать; то есть, это призыв принять вашу позицию).

ПРИМЕР (формула ПОПС) (по теме «Россия во второй половине XIX в») Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

МИКРОФОН Метод «Микрофон» дает возможность каждому сказать что-то быстро, поочередно, отвечая на вопрос или высказывая свою мысль или позицию. Вообразите, что у вас в руках микрофон и именно вам нужно высказать мысль. Поэтому другие ученики не могут говорить, кричать из места, поскольку право говорить имеет только тот, у кого «символический» микрофон.

РАЗЫГРЫВАНИЯ СИТУАЦИИ ПО РОЛЯМ Цель разыгрывания ситуации по ролям определить отношение к конкретной ситуации или проблеме, приобрести опыт путем игры. Ролевая игра имитирует реальность назначения ролей, которые вам достались, и дает возможность действовать «как на самом деле». Вы можете разыгрываться свои ситуации, в которых вы уже побывали. Она помогает научиться через опыт и чувство. В ходе ролевой игры участники «разыгрывают в ролях» определенную проблему или ситуацию.

ДИСКУССИЯ дает прекрасную возможность обнаружить разные позиции по определенной проблеме или по противоречивому вопросу. Для того чтобы дискуссия была откровенной, необходимо создать атмосферу доверия и взаимоуважения. Ориентировочные правила: 1. Говорить поочередно, а не все одновременно. 2. Не перебивать того, кто говорит. 3. Подвергать критике идеи, а не личность, которая их высказала. 4. Уважать все высказанные мысли. 5. Не смеяться, когда кто-то говорит, за исключением шуток. 6. Не изменять тему дискуссии. 7. Стараться поощрять к участию в дискуссии других. В своем классе вы можете дополнить эти правила, принять их после обсуждения и придерживаться во время проведения дискуссии.

«АКВАРИУМ» Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе» Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Синтез идей» Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листок возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников. Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Карусель» Учащиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос. Ученики заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках (на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных карточек и определяется победитель мини-игры.

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Например, при изучении темы «Непроизносимые согласные» детям можно предложить найти вещи, изображение предметов, отгадки на загадки, ребусы в классной комнате (при этом на столах, стенах, подоконниках, двери развешано множество различных материалов: фотографии, ребусы, карточки с загадками, которые относятся к теме или нет) и записать в тетради по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Каждый ученик должен найти в классе эти слова, записать их (при этом перемещаться по классу разрешается). После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, можно осуществить самопроверку: для этого следует продемонстрировать изображения этих слов, и их написание, следует отметить, что на доске важно написать больше слов на данную тему, чем было задано, например 10. Далее можно предложить учащимся списать те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные.

«Синквейн или Медленное погружение» Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Пример синквейна Любовь Сказочная, фантастическая Приходит, окрыляет, убегает Удержать ее умеют единицы Мечта

Кейс-метод Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся: метод инцидента; метод разбора деловой корреспонденции; метод ситуационного анализа.

Метод инцидента Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения. Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему. Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты) Вопросы к тексту: в чем заключается проблема? как государство ее решает? какие способы решения проблемы вы можете предложить? На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации. И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение. Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?» Вопросы: какое право нарушено? Кем нарушено? На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право? Что нужно сделать для его восстановления? Кто обязан это сделать? Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».

Метод ситуационного анализа Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности. Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению». Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему: В чем заключается проблема? Какие причины ее возникновения указаны в тексте? Как вы можете объяснить возникшие трудности? Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев? Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие. В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ: Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде. Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Интерактивная компьютерная технология обучения предполагает использование на уроках: Интернет-технологий, мультимедиа продукции учебного назначения (аудио, видео), компьютерных обучающих систем (электронные учебники, тренажеры), системы электронного тестирования знаний (компьютерные тесты), новых технических средств обучения (интерактивная доска, мультимедиа проектор и др.), метода проектов, элементов дистанционного обучения, технологии моделирования, элементов исследования.

При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен: -максимально четко сформулировать вопрос-импульс, - ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, -без лишних слов инструктировать учащихся, - организовать диалог в группе, - помочь распределить роли, - обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, - видеть всех и каждого в деятельности, - вовремя прийти на помощь, -проконсультировать, подсказать не подсказывая, - направить на поиск рациональных путей обработки информации, - обеспечить активное слушание в процессе социализации, - грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.

В целостном процессе обучения учителю необходимо применять сразу несколько технологий, обслуживающих различные его стороны. Но в реальной практике это положение не всегда реализуется. Дело в том, что зачастую учитель стремится, прежде всего, овладеть и применить в практике какую-либо одну технологию или отдельные внешне привлекательные ее элементы. В этом случае нарушается принцип целостности: процесс обучения требует всестороннего его обеспечения различными технологиями, сами же технологии дают педагогический эффект только будучи целостным процессом.

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся субъект познания Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах, где каждый обучающийся – субъект познания.