Социальный педагог МОУ «СОШ 55» города Магнитогорска Большакова Н.Н.
Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» 14/4 от
это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»).
оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами.
дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей: дети-инвалиды; дети-сироты; дети-правонарушители; дети группы риска.
оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты); оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка); оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей); оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот);
оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья); оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка); оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность).
использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи; использование технологий и методов социально-педагогической работы.
В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с: детьми, имеющими социально-педагогические проблемы; с родителями; с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения); с представителями органов социальной защиты; с представителями милиции и суда и т.д.
в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно- гигиенической сред); по месту жительства детей, с которыми идёт работа; в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.
Знание нормативно-правовой базы социально- педагогической деятельности; Знание теории и истории социальной педагогики; Владение методами социально-педагогической диагностики; Владение методами социально-педагогической поддержки; Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности.
Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.
Конституция РФ Гражданский кодекс РФ51-ФЗ (ч.1); 14-ФЗ (ч.2) Семейный кодекс РФ 223-ФЗ от г.; Федеральный закон РФ «Об образовании» от г.(с изменениями и дополнениями) Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение ст.ст.5.35; 6.1; 6.8; 6.9; 6.1; 6.11; 6.12; 6.13; 7.27; 19.13; 20.1; 20.20; 20.21; 20.22) Федеральный закон от г 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от г., г., ,1, г.) (извлечение ст.ст с 1 по 8.1; с 9 по 31; 31.1; 31.2; 31.3; 32) Основы законодательства РФ об охране здоровья от г.;
Постановление правительства РФ от г. 906 «О Федеральных целевых программах по улучшению положения детей в РФ» Постановление правительства РФ от г. «О Федеральной целевой программе «Дети России» Конвенция о правах ребенка ООН от г. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»159-ФЗ от г.; Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» 98- ФЗ от г.;
Указ Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 г.» 154 от г.; Письмо Министерства образования РФ «О мерах по выявлению и учету детей в возрасте 6-15 лет,не обучающихся в ОУ» 419/ 25-8 от г.; Письмо Министерства образования РФ «Минимальный социальный стандарт РФ. Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования» / 16 от г.;
Приказ МОиН Челябинской области «О мерах по реализации права граждан на получение общего среднего (полного ) образования Закон Челябинской области «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Челябинской области» от г Постановление Законодательного собрания Челябинской области от г. 386 О региональной программе «Дети Южного Урала» Приказ УО и науки Челябинской области от г. «О системе сбора, обработке и обобщения информации о необучающихся несовершеннолетних»
Муниципальное Положение «О создании Единого банка семей и детей, находящихся в социально опасном положении» 51 от г. Приказ управления образования администрации города Магнитогорска 83 от г. «Об организации образовательными учреждениями внутришкольного и межведомственного взаимодействия по привлечению к учебному процессу детей, не посещающих школу» Приказ управления образования администрации города Магнитогорска 475 от г. «Об организации индивидуально-профилактической работы с учащимися группы риска» Приказ управления образования администрации города Магнитогорска 370 от г. О закреплении микрорайонов за образовательными учреждениями
Приказ управления образования администрации города Магнитогорска 373 от г. О мерах по обеспечению прав граждан на получение среднего (полного) общего образования в 2010/2011 учебном году Приказ УО «О проведении межведомственных городских акций» Приказ управления образования администрации города Магнитогорска 372 от г. О проведении акции «Образование всем детям» Приказ «Об утверждении Положения о Совете профилактики» 5/5 от г. Приказ «О создании Совета профилактики» 5/6 от г.
Локальные акты ОУ, р егламентирующие профилактическую работу: Положение о приеме, переводе и отчислении учащихся; Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме; Положение о социально-педагогической службе сопровождения; Положение о психологической службе; Положение о логопедической службе; Положение об общественном инспекторе по охране прав детства; Положение о Совете профилактики; Положение о Педагогическом совете; Положение о постановке обучающихся школы на педагогический учет; Положение о постановке на внутри-школьный контроль; Положение об учете неблагополучных семей ;
Локальные акты ОУ, р егламентирующие профилактическую работу: Положение о постановке обучающихся школы в группу риска ; Положение о едином банке о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении; Положение о Попечительском совете школы; Положение об общешкольном родительском комитете; Положение о родительских собраниях; Положение о правилах поведения учащихся в образовательном учреждении; Положение об организации дежурного учителя в школе; Положение об организации дежурного класса в школе; Положение о работе с письмами и обращениями граждан, связанными с нарушениями государственных гарантий на образование.
должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь: взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп; слушать и слышать; войти в ситуацию общения и установить контакт; выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;
должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь: создавать и развивать позитивные отношения; строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости; правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист; объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).