Педагог – психолог МБДОУ 1 СП «Лукоморье» Кислицына Марина Сергеевна
Не молчи – говори, но по делу. Краткость – сестра таланта. Уважай говорящего. Позитивное настроение – залог успеха в совместной деятельности. Соблюдайте регламент – экономьте время.
сформировать представление об общении, как основном инструменте воспитания ребёнка эффективным субъектом современного общества. ЗАДАЧИ: 1. Познакомиться с основными принципами и техниками эффективного общения. 2. Изучить правила воспитания и конструктивного разрешения конфликтов. 3. Освоить бесконфликтный способ установления правил поведения. 4. Научиться на практике применять техники - «Я – сообщение» и «активное слушание».
Гиппенрейтер Ю. Б. «Родителям: Книга вопросов и ответов». Гиппенрейтер Ю. Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» Гиппенрейтер Ю. Б. «Родителям: как быть ребенком». Гиппенрейтер Ю. Б. «У нас разные характеры. Как быть?» Алан Маршал «Я умею прыгать через лужу». Осорина М. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
Безусловное принятие ребёнка Ответственность за процесс общения лежит на взрослом. - Если у ребёнка есть эмоциональная проблема, то взрослому необходимо «активно слушать» ребёнка. - Если у взрослого возникает эмоциональная реакция на поведение ребёнка, то взрослый применяет высказывание в технике «Я – сообщение».
Активно слушать ребёнка значит возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначать его чувства. Важно, чтобы глаза ребёнка и ваши находились на одном уровне. Расстроенному или огорченному ребёнку не следует задавать вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Повторите, что как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначьте его чувства. После каждой реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребёнку.
1. Приказы. Команды: «Убери!», «Быстро в кровать!», «Чтобы больше я этого не слышала!» и т.д.. 2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «Не придёшь вовремя, пеняй на себя!», «Если не прекратишь плакать, я уйду!» и т.д.. 3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты должен вести себя как подобает» и т.д. 4. Критика, выговоры, обвинения: «Всё изза тебя!», «Зря на тебя понадеялась!», «Вечно ты!» и т.д.. 5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: Сколько раз тебе говорила. Не послушаласьпеняй на себя», «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки» 6. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи...», « Я бы на твоём месте...» 7. Похвала. Нельзя хвалить оценочно («Ты молодец!»). Лучше выразить ваше чувство используя местоимения «я», «мне» («Мне нравится», «Я рад за тебя»). 8. Обзывание, высмеивание: «Какой же ты лентяй!», «Плаксавакса» и т. д.. 9. Догадки, интерпретации: «Я знаю, это всё изза того, что ты…», «Небось опять подрался» и т. д Выспрашивание, расследование: « Скажи! Я всё равно узнаю», «Ну почему ты молчишь?» и т.д. 11. Сочувствие на словах, уговоры: «Я тебе сочувствую», «Не обращай внимания!» 12. Отшучивание, уход от разговора: «Как много между нами общего!»
Ситуация и слова ребёнка: «Сегодня, когда мы пошли на прогулку Ваня толкнул меня и я упала». Чувства ребёнка: Обида, боль. Ваш ответ: «Когда вы пошли на прогулку Ваня толкнул тебя, и ты упала. Тебе было больно и обидно». «
Ситуация и слова ребёнкаЧувства ребёнкаВаш ответ 1. (Ребёнку сделали укол, плачет) «Доктор плохой!» 2. (Старший сын – маме): «Ты всегда её защищаешь, говоришь «маленькая, маленькая», а меня никогда не жалеешь». 3. «Сегодня на занятии я ничего не поняла и сказала об этом воспитателю, а все ребята смеялись». 4. (Ребёнок роняет чашку, та разбивается). «Ой!!! Моя чашечка!» 5. (Влетает в дверь): «Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» Практическая работа «Активное слушание»
«Когда….. я чувствую…... потому что……. поэтому хочу чтобы……..»
СитуацияЯ - сообщениеТы - сообщение Вы который раз зовёте дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», и продолжает заниматься своими делами. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже. Да сколько же раз тебе надо говорить? У вас важный разговор с другом. Ребёнок то и дело его прерывает. Мне трудно беседовать, когда меня прерывают. Не мешай разговаривать. Ты не можешь заняться чем то другим пока я разговариваю? Вы приходите домой усталая. У вашего сына друзья, веселье. На столе - следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю дома бардак. Тебе не приходит в голову, что я могу быть усталой?!
Ситуация: «По полу разбросаны игрушки ребёнка, который занят другим делом. Мама ходит и наступает на кубики». Ваше чувство: Раздражение, боль. Я – высказывание: «Мне не нравится, когда после игры всё валяется на полу, потому что приходится вставать на игрушки, а это больно, поэтому, я хочу, чтобы после игры всё лежало на своих местах».
СитуацияВаше чувствоЯ - сообщение 1. Ребёнок шалил за столом и, не смотря на предупреждение, пролил молоко. 2. Вы только что вымыли пол, а сын пришёл и наследил. 3. Вы ждёте гостей. Дочь отрезала себе кусок торта, который вы приготовили к торжеству. 4. С работы должен прийти муж. Вы просите дочь сбегать за хлебом, она отказывается. 5. Дочь взяла без разрешения новую мамину косметику и вместе с подружкой учатся накладывать макияж. Практическая работа «Я – сообщение»
Этапы разрешения конфликтов 1 Прояснение конфликтной ситуации. Сначала выслушиваем ребёнка, потом говорим о своём желании или проблеме. 2 Сбор предложений. Начинаем с вопроса «Как же нам быть?» и даём возможность ребёнку первому предложить решения, затем предлагаем свои. 3 Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. Лучшим решением считается то, которое выбрали единогласно. 4 Детализация решения. Уточняется кто и что будет делать. 5 Выполнение решения; проверка.
Причина непослушанияЧувства которые испытывает взрослый Что делать Борьба за вниманиеРаздражениеПоложительное внимание к ребёнку, игнорирование привычных непослушаний. Борется за самоутверждение ГневУменьшить контроль за делами ребёнка. Давать свободу выбора между тем, что предлагаете вы. Ребёнком движет желание отомстить ОбидаПонять и устранить причину той «боли», которую взрослый причинили ребёнку. Ребёнок потерял веру в собственный успех Чувство безнадёжности, отчаянья Перестать требовать «полагающегося» поведения. «Сбросить на ноль» свои ожидания. Причина непослушания Чувства, которые испытывает взрослый Что делать Борьба за вниманиеРаздражениеПоложительное внимание к ребёнку, игнорирование привычных непослушаний. Борется за самоутверждение ГневУменьшить контроль за делами ребёнка. Давать свободу выбора из того, что предлагаете вы. Ребёнком движет желание отомстить ОбидаПонять и устранить причину той «боли», которую взрослый причинил ребёнку. Ребёнок потерял веру в собственный успех Чувство безнадёжности, отчаянья Перестать требовать «полагающегося» поведения. «Сбросить на ноль» свои ожидания.
1. Безусловно принимать ребёнка. 2. Активно слушать его переживания и потребности. 3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе. 4. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок если он не просит помощи. Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, помогите ему. · Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. · По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему. 5. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребёнка и передавайте их ему. 6. Позвольте вашему ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своих бездействий). Только так он станет самостоятельным. 7. Делитесь своими чувствами. Когда вы говорите о своих чувствах ребёнку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его переживании. 8. Не требуйте от ребёнка невозможного или трудно выполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке. 9. Соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребёнка. 10. Конструктивно разрешайте конфликты. 11. Используйте в повседневном общении приветливые фразы и обнимайте ребёнка не мене 4-х, а лучше по 8 раз в день.
1 Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка. 2 Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. 3 Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка. 4 Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. 5 Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественноразъяснительным, чем повелительным. 6 Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое. Создавайте зону радости (совместные занятия с ребёнком, традиции, маленькие праздники и т.д.) В качестве наказания вы можете отменить их, но только если случился проступок, действительно ощутимый и вы на самом деле расстроены. Лучше наказывать двигаясь в направлении от «плюса» к нулю, чем от нуля к «минусу»; причем под нулём подразумевается нейтральный, ровный тон ваших взаимоотношений.
Всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ. Такие действия ребёнка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению или желанию Разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определённых границ. Такие действия ребёнка, которые, в общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас допускаются. Действия ребёнка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Исчезают или сильно ослабевают отрицательные переживания ребёнка. Ребёнок убеждается, что взрослый его слушает, и начинает доверять больше. Ребёнок сам продвигается в решении своих проблем. Дети начинают сами активно слушать взрослых. Становятся внимательнее. Родители меняются, становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребёнка. Легче принимают его «отрицательные чувства». Эффективное общение позволяет не допустить разлад ребёнка с миром и с самим собой. Поддерживает у ребёнка чувство самоценности.
Успехов вам! И спасибо за внимание!