или Зачем родителям быть авторитетными ? Подготовила педагог - психолог Донскова Наталья Владимировна, МОУ « Гимназия 35» г. Владимир Правила и ограничения в системе семейного воспитания
Для психологического благополучия ребенку необходима уверенность, что наша любовь не оценочна и не зависит от каких - то условий. Мы любим его не « за то, что он …» и не « только, если он …», а просто потому, что он есть.
« От матери зависит, даст она ребенку грудь или вымя » Януш Корчак
ДЛЯ РЕБЕНКА МОЛЧАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ – ЗНАК ИХ СОГЛАСИЯ С ЕГО НАРУШЕНИЕМ.
Правила и ограничения нужны для формирования личности ребенка. Ребенка, не знающего запретов, нельзя назвать ни « свободным », потому что он становится заложником собственных порывов и эмоций, ни « счастливым », потому что он живет в постоянной тревоге.
Ребенку, которому взрослые не определили рамки дозволенного, трудно научиться ограничивать себя самому. Правила и запреты размечают для ребенка границы окружающего его мира.
РОДИТЕЛИ НЕ ТОЛЬКО ВПРАВЕ, НО И ОБЯЗАНЫ УСТАНОВИТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПРАВИЛА И ОГРАНИЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ЕМУ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ И УСВОИТЬ ПРАВИЛА ЖИЗНИ СРЕДИ ЛЮДЕЙ. ПРАВИЛА ЭТО ТО, ЧТО ЛЮДИ УСТАНАВЛИВАЮТ МЕЖДУ СОБОЙ И ДЛЯ СЕБЯ ; ИМЕННО ОНИ ДЕЛАЮТ ВОЗМОЖНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ И ЖИЗНЬ В ОБЩЕСТВЕ.
Мы способствуем развитию в ребенке уважительного отношения к другим ( в том числе и к себе ), когда помогаем ему различать его собственные потребности и потребности другого и, конечно, подавая личный пример в повседневной жизни.
ПРАВИЛА ЛЮДИ СОБЛЮДАЮТ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВОЗРАСТА : ТАК УСТРОЕН И НА ЭТОМ ДЕРЖИТСЯ МИР.
Разница между правилами и ограничениями : Ограничения чаще всего вызывают непроизвольное чувство протеста и не устраивают большинство из нас. Ограничения обычно распространяются на других. Правила стараются соблюдать многие. Правила распространяются на всех. Правила поведения не только помогают ребенку понять разницу между дозволенным и запрещенным, но и способствуют разрешению простых ( и сложных ) задач, которые возникают в семье каждый день. Правило становится правилом, только когда за его нарушение предусматриваются санкции, которые подтверждают серьезность правила.
Правильная система : Определите самое важное для вас в поведении детей. Исходя из этого формулируйте правила и ограничения, но помните : их не должно быть много. Договоритесь между собой : важно, чтобы у взрослых были единые требования. Будьте готовы удерживать границы дозволенного. Огласите правила. Если ребенку важно участвовать в их обсуждении, дайте ему возможность привести свои аргументы, всерьез отнеситесь к тому, что он предложит. Говорите да или нет своему ребенку с максимальной уверенностью и определенностью. Если взрослые занимают неопределенную позицию, дети теряются. Когда мы сами не уверены в том, что все делаем правильно, дети это чувствуют, и не слушают, и не слушаются. Определите, какими будут санкции, если ребенок нарушит правило. Предупреждая о наказании, мы побуждаем его к обдуманному послушанию. Помните, что санкции могут касаться развлечений, но не жизненно важных занятий. Изложите правила на бумаге ( нарисуйте или напишите ) и поместите на видное место : важно, чтобы ребенок их обязательно заметил. Время от времени пересматривайте правила. И всегда оставляйте за ребенком право на ошибку.
Ограничения, как и правила, должны быть понятны детям, и их не должно быть много. Обилие запретов отнимает у ребенка возможность себя реализовать, а отсутствие запретов ставит под угрозу его безопасность. Чрезмерные ограничения обязательно вызовут протест и будут нарушаться, а в результате потеряют смысл. Кроме того, из чрезмерных ограничений вырастает ограниченность.
Авторитет это психологически убедительные правила и ограничения, которые родители предлагают ребенку. Эта убедительность достигается в том случае, если требования внятны, обоснованы и соблюдаются всеми членами семьи.
Об этом : Януш Корчак. « Как любить ребенка ». Аудиокнига MP3. Ардис, Мария Осорина. « Секретный мир детей в пространстве взрослых ». Питер, Ирина Силенок. « Волшебные истины : пособие для родителей ». Ростов н / Д : Феникс, Елена Николаева. « Кнут или пряник ? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка ». СПб.: Речь, Юлия Гиппенрейтер. « Общаться с ребенком. Как ?» АСТ : Астрель, Юлия Гиппенрейтер « Продолжаем общаться с ребенком. Так ?» АСТ : Астрель, 2008.