117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) 334-76-21, (495) 429-92-68 Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник.
Advertisements

Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
Мероприятия по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) Институциональный уровень.
Цель: 1. Познакомить слушателей семинара с нормативно - правовой базой внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Алгоритм внедрения ФГОС в образовательное пространство ОУ Проектирование ООП НОО Трупп О.Л
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Создание организационных условий для успешного введения ФГОС в школе ОБЛАСТНАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ.
1 Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: актуальные вопросы введения Апрель 2011 г. Молчанова.
Транксрипт:

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник

Управление введением в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов 5 направлений 20 управленческих задач

С = 3 Т Результаты освоения Программы Структура Программы Условия реализации Программы Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки России от )

Приказ Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Требования: -к структуре и разделам программы; -к соотношению частей и объему программы; -к соотношению обязательной и вариативной частей Учет в СОШ, НШДС

Письмо Минобрнауки России от 21 ноября 2010 г. N «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» «Работники ДОУ и органы управления образованием испытывают определенные трудности при реализации ФГТ» «Необходимость установления переходного периода для введения ФГТ» «Разработка плана поэтапного перехода ДОУ к реализации ФГТ»

Введение ФГОС по мере готовности Учебный годКлассы, переходящие на ФГОС 2010/ / / / / / / / / / / / Поэтапное введение ФГОС Распоряжение Правительства РФ от р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011/15 годы» Обязательное ведение ФГОС Продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Стратегия управления (5 направлений, 20 задач) Направления: 1. Нормативно-правовое обеспечение 2. Финансово-экономическое сопровождение 3. Кадровая политика 4. Информационное обеспечение 5. Материально-техническое сопровождение

1. Нормативно-правовое обеспечение (9 возможных задач) Задача 1.1. Утверждение плана (сетевого графика) введения ФГОС НШ Предлагаемые управленческие действия можно назвать примерными. НаправленияЗадачиСроки реализацииОтветственные Нормативно- правовое 9 задач Финансово- экономическое 2 задачи Кадровое3 задачи Информационное2 задачи Материально- техническое 4 задачи

Создание рабочей группы по разработке Образовательной программы: -определение состава рабочей группы: - зам. директора по УВР - педагоги дошкольного образования, начальной и основной школы - представители учреждений дополнительного образования - педагог-психолог, социальный педагог -воспитатели ГПД - общественность -консультант и т.д. -назначение руководителя (зам. директора или руководитель МО) -определение порядка и плана работы группы.

п/п Структурные компоненты основной образовательной программы Сроки и формы проектиров ания Сроки и формы обсуждения промежуточных и конечных результатов 1. Проектирование пояснительной записки 2. Определение планируемых результатов освоения обучающимися Образовательной программы 3. Разработка учебного плана начального общего образования 4. Создание программы формирования УУД 5. Отбор и разработка программ учебных предметов 6. Проектирование программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся 7. Создание программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни 8. Разработка программы коррекционной работы 9. Создание системы оценки достижения планируемых результатов освоения Образовательной программы. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной программы

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.2. Создание совета по введению ФГОС, обеспечивающего координацию действий педагогического коллектива, информационное, научно-методическое, экспертное сопровождение Стандарта (возможно, под руководством директора школы).

Задача 1.2. Состав совета по введению ФГОС: представители органов государственно- общественного управления образованием, органов исполнительной власти и местного самоуправления, образовательных и научных организаций, общественных объединений, педагогической общественности.

ПРИКАЗ ______от __________ 2010 года «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС общего образования» Проект «О Координационном совете по введению ФГОС НОО в МОУ СОШ ____» В целях обеспечения эффективного введения ФГОС НОО, приказываю: 1. Создать Координационный совет по введению ФГОС НОО (далее – Совет) в составе: … 2. Утвердить Положение о Координационном совете согласно приложению к настоящему приказу. Директор ОУ ….

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.3. Принятие решения органа государственно-общественного управления (совета школы, управляющего совета, попечительского совета) о поддержке введения в образовательном учреждении ФГОС НОО. Принятие решения о введении в ОУ ФГОС НОО происходит посредством утверждения образовательной программы. Программа утверждается приказом руководителя, по согласованию с органами самоуправления ОУ

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.4. Формирование списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС НОО. Использование критериев оценки качества современного УМК для младших школьников

Основные критерии оценки качества современного УМК для младших школьников: - соответствие содержания требованиями ФГОС НОО; - реализация УУД, представленных в Образовательной программе; - наличие возможности организации внеурочной деятельности по направлениям, определенным ФГОС НОО; - организация учебного материала, предоставляющего возможностью самостоятельного получения знаний; - развитие коммуникативно-познавательной активности каждого школьника; - взаимосвязь системы методического сопровождения комплекта (пособия для педагога, технологические карты, тематическое планирование и т.д.) и учебных программ и другие.

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.5. Разработка рабочей группой, обсуждение и утверждение основной образовательной программы образовательного учреждения

Комментарии к Закону РФ «Об образовании» Статья 7. ФГОС. В РФ устанавливаются ФГОС, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального основного, среднего (полного) общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Статья 8. Понятие системы образования Система образования в РФ представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, ФГОС и ФГТ…

Статья 9. Образовательные программы 1. В РФ реализуются общеобразовательные и профессиональные (основные и дополнительные) образовательные программы. 3. К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего образования. 6. Основные общеобразовательные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов и материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся К основной общеобразовательной программе дошкольного образования федеральным органом исполнительной власти устанавливаются ФГТ.

Статья 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе ФГОС или ФГТ примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности Примерные основные образовательные программы могут включать в себя БУП и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Необходимо говорить об использовании двух документов: Первый - Основная образовательная программа, в т.ч.: - примерная основная образовательная программа; - образовательная программа ОУ (ступени); - общеобразовательная программа; - преемственная образовательная программа Второй программы учебных предметов (воспитания), в т.ч.: - примерные программы учебных предметов; - рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); - комплексные и парциальные образовательные программы.

После завершения проектирования Образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в т.ч. используя компетенцию совета по введения ФГОС НОО, органа ГОУ; -обсудить и согласовать образовательную программу с органами самоуправления ОУ; - утвердить Образовательную программу приказом директора ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в ИПК и т.д.)

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.6. Разработка и утверждение формы договора о предоставлении общего образования в образовательном учреждении (на сайте standart.edu.ru в разделе «Рекомендации по организации введения ФГОС»): ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ И ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.7. Внесение необходимых изменений в Устав образовательного учреждения (в соответствии с целями и требованиями ФГОС): в цели, задачи и принципы деятельности учреждения; в основные характеристики организации образовательного процесса; в права и обязанности участников образовательного процесса; в перечень локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения и т.д.

Дополнения в перечне локальных актов могут касаться: - утверждения плана (сетевого графика) введения ФГОС НОО; - создания совета по введению ФГОС НОО; - утверждения Образовательных программ каждой ступени образования; - разработки формы договора о предоставлении общего образования в ОУ; - заключения договоров о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

В должностных инструкциях это касается: - перечня документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности; - разделов «Учитель должен знать» и «Права и ответственность». 1.Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.8. Приведение в соответствие с требованиями ФГОС и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников МОУ

Дополнения в перечень документов, которыми работник руководствуется в своей деятельности: - ФГОС НОО - примерная основная образовательная программа; - образовательная программа ОУ

Дополнения в разделы «Учитель должен знать»: -требования ФГОС НОО: к структуре и результатам освоения Образовательной программы; к условиям ее реализации и т.д. «Права и ответственность»: - право на материально-технические условия, необходимые для введения ФГОС НОО и реализации Образовательной программы; - ответственность: за достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов; за эффективную реализацию программ: формирования УУД; воспитания, здоровьесбережения, коррекционной работы

1. Нормативно-правовое обеспечение : Задача 1.9. Заключение договоров о взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта по организации внеурочной деятельности школьников.

Варианты моделей взаимодействия: 1. Организация дополнительного образования на базе общеобразовательных учреждений: -привлечение работников УДО к работе в общеобразовательном учреждении на условиях совместительства -размещение образовательного УДО на базе общеобразовательного учреждения на условиях аренды (безвозмездного пользования).

2. Организация дополнительного образования детей на базе УДО. В этом случае общеобразовательное учреждение выполняет информационные, диагностические, организационные функции, а также (при необходимости) решает кадровые вопросы. Варианты моделей взаимодействия:

3. Использование «смешанной модели», когда применяются организационно-управленческие решения из первых двух вариантов. В этом случае, с учетом оптимальности, на паритетной основе используются: материально-техническая база, кадровый потенциал, реализуются совместные программы учреждений общего и дополнительного образования детей.

2. Финансово-экономическое сопровождение (две задачи) Задача 2.1. Разработка локальных актов, регламентирующих установление заработной платы, в т.ч. стимулирующих надбавок и доплат, порядок и размеры премирования в соответствии с НСОТ Задача 2.2. Заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками

2. Финансово-экономическое сопровождение Педагогов начальной школы: - участие в разработке основной образовательной программы образовательного учреждения; - создание рабочих программ учебных предметов, соответствующих требованиям ФГОС НОО; - проведение открытых уроков по формированию универсальных учебных действий обучающихся; - участие в опытно-исследовательской, методической работе по апробации и введению стандарта 2 поколения. Введении оснований для премирования:

2. Финансово-экономическое сопровождение Заместителей директоров по УВР, ВР: - участие в разработке плана введения ФГОС НОО и организации деятельности рабочей группы по разработке образовательной программы; -участие в проектировании и реализации образовательной программы; - организация системы мониторинга введения ФГОС НОО. Введении оснований для премирования:

2. Финансово-экономическое сопровождение Заместителя директора по АХЧ: обеспечение материально-технического сопровождения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Педагога-психолога, социального педагога: участие в разработке и реализации программ: духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся; формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; коррекционной работы – в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Введении оснований для премирования:

2. Финансово-экономическое сопровождение Библиотекаря: комплектование библиотеки образовательного учреждения фондом дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно- библиографических и периодических изданий, необходимым для реализации ФГОС НОО. Введении оснований для премирования:

п/п ФИО педагога Участие педагогически работников в реализации Образовательной программы, в т.ч.: Примеча ние Обязательн ой части учебного плана Части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса Внеурочной деятельности обучающихся в рамках учебного плана Программ воспитания, здоровьесбе- режения, коррекционно й работы Список педагогических работников, участвующих в реализации Образовательной программы

3. Кадровая политика (три задачи) Задача 3.1. Комплектование учреждения педагогическими, руководящими работниками, соответствующими новым квалификационным характеристикам и должностным инструкциям: -ротация кадров; - организация стажировок и прохождение педагогической практики студентов педагогических специальностей высших учебных заведений; - прохождение педагогическими и руководящими работниками аттестации.

3. Кадровая политика Задача 3.2. Разработка и реализация план- графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников, плана научно- методических семинаров - (с ИПК, муниципальной методической службой ). Информационно-методические центры. Базовые площадки. Задача 3.3. Разработка плана и осуществление внутришкольного контроля реализации основной образовательной программы

В соответствии с планом введения ФГОС содержание контроля должно выстраиваться по направлениям: нормативно-правовое финансово-экономическое кадровое информационное материально-техническое. Форма плана может быть традиционной и включать в себя: содержание и формы контроля, сроки, ответственных и формы обсуждения полученных результатов

4. Информационное обеспечение (две задачи) Задача 4.1. Организация и проведение публичных отчетов образовательного учреждения Задача 4.2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)

Организация и проведение публичного отчета включает в себя три условных этапа: 1. Организационный этап (формирование рабочей группы, сбор документов, статистических и методических материалов). 2. Проектировочный (анализ информации, подготовка текстовой части, графиков, таблиц, диаграмм, обсуждение варианта отчета совместно с органами ГОУ, включая Совет по введению ФГОС НОО). 3. Презентация отчета (подготовка и проведение конференции, опубликование отчета, размещение его на сайте образовательного учреждения)

Публичный отчет включает в себя, как правило, следующие структурные составляющие: - общая характеристика ОУ и направления развития; - характеристика педагогического коллектива; - структура управления и условия обучения; - учебный план и режим обучения; - результаты образовательной деятельности; - экспериментальная работа, инновации; - состояние здоровья школьников; - доп. образование и социальная активность обучающихся; -проблемы ОУ и основные направления развития. В обозначенные разделы публичного отчета (по мере необходимости) целесообразно поместить информацию об особенностях введения и реализации ФГОС НОО.

«О подготовке публичных докладов» Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2010 года Общие рекомендации по подготовке Публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием и образовательных учреждений

Размещение на сайте ОУ Образовательной программы с целью ознакомления родительской общественности с особенностями реализации ФГОС НОО. Другие ресурсы: - выпуск школьных газет с отдельной рубрикой, посвященной новому стандарту; - проведение выставок, презентаций, участие в других открытых мероприятиях; - оформление информационных стендов о реализации основных образовательных программ и т.д.

5. Материально-техническое сопровождение (четыре задачи) Задача 5.1. Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам. Задача 5.2. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о культурно- досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)

5. Материально-техническое сопровождение Задача 5.3. Обеспечение учебниками и учебно- методической литературой в соответствии с утвержденным федеральным перечнем. Задача 5.4. Комплектование в библиотеке достаточного фонда дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно- библиографических и периодических изданий.

Спасибо за внимание! Соломатин Александр Михайлович