Серебряный век в мире искусства Валовая Г.Е.. Духовная жизнь рубежа столетий – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразилась.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
Advertisements

Валерий Яковлевич Брюсов (1873 – 1924 ). В.Я. Брюсов Поэт,прозаик, критик,переводчик, ученый-филолог, один из основоположников символизма в русской поэзии.
Мастер-класс «Литературное чтение» 4 класс Нина Григорьевна Стругова, учитель начальных классов Частинской средней общеобразовательной школы, высшей квалификационной.
В этом имени – слово «есень». Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёз и синь – рассвет. Что-то.
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Зеркало- -косы- -серёжки- -перламутр. затон Глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой. Запруда, плотина для ловли рыбы.
Средства выразительности языка в лирическом произведении Анализ стихотворения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Абакана Республики Хакасия Надежда Николаевна Широглазова Отличник просвещения РФ Заслуженный.
Тихая моя Родина Стихотворения о родной природе о родной природе Курсовая работа Ивановой Валентины Васильевны Валентины Васильевны Школа 638.
ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ Я хочу жить, чтобы в истории всеобщей литературы обо мне было две строчки. И они будут. Вал.Брюсов.
Тема урока в 5 классе: «Синтаксис». Цели: сформулировать понятие синтаксиса русского языка; привить любовь и уважение к родному языку.
Части речи.. План План 1.Что это? 2.Что обозначает? 3.На какие вопросы отвечает? 4.С какой частью речи согласуется? 5.Как изменяется? 6.Каким членом предложения.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
- период высшего духовного и художественного развития в русской литературе и искусстве в конце 19 – начала 20 века.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ РАСЦВЕТ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Философия – Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.Н.Трубецкой,
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Цветная музыка стиха Семь вкусов спектра пробует язык Б.Ахмадулина Исполнители: Ермак Екатерина Мамонтова Ксения Мамонтова Ксения Руководитель: Пешкова.
«ЖИВУТ СЛОВА, ПОКА ДУША ЖИВА» И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А. Ахматова.
Транксрипт:

Серебряный век в мире искусства Валовая Г.Е.

Духовная жизнь рубежа столетий – одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразилась сложность и противоречивость эпохи, полной острейших конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Начало XX века – переломное время не только в политической и социально-экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. Процессы переосмысливания принципиальных проблем человечества затронули, в той или иной степени, и философию, и науку, и литературу, и искусство. Расцвет культуры в этот период был беспрецедентным. Он схватил все виды творческой деятельности, породил выдающиеся художественные произведения и научные открытия, новые направления творческого поиска, открыл плеяду блестящих имён, гордостью не только русской культуры, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социо-культурный феномен вошёл в историю под названием «серебряного века» русской культуры.

Наука Н.Е. Жуковский ( ) К.Э. Циолковский ( ) И.П. Павлов ( ). И.И. Мечников ( ) В.И. Вернадский ( )

Живопись Константин Коровин «Париж. Бульвар Капуцинок» 1906 год.Михаил Нестеров«Видение отроку Варфоломею» гг.Валентин Серов «Заросший сад» год.Лев Бакст «Античный ужас» 1908 год.Лев Бакст «Портрет А. Н. Бенуа» 1898 год.

Живопись Казимир Малевич «Крестьянка» год.Марк Шагал «Святое семейство» 1976 год.Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой» 1921 год.Аристарх Лентулов «Мир, торжество, освобождение» 1917 год.Владимир Татлин «Гвоздика» 1908 год.Владимир Татлин «Продавец рыб» 1911 год.Павел Филонов «За столом» («Пасха») гг.

Театр К.С. Станиславский (1863 – 1938) В.И. Немирович-Данченко (1858 – 1943)

Музыка С.В. Рахманинов (1873 – 1943) А.Н. Скрябин ( )

Литература СимволизмАкмеизмФутуризмИмажинизм Новокрестьянские поэты Поэты «Сатирикона»

Символизм Александр Блок (1855 – 1937) Возмездие И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть и ненависть к отчизне... И черная, земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи... К.А. Сомов. Портрет А.А. Блока

Символизм Валерий Брюсов (1873 – 1924) Юному поэту Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. М.А. Врубель. Портрет В.Брюсова

Символизм Федор Сологуб (1863 – 1927) Я – Бог таинственного мира, Весь мир в одних моих мечтах. Не сотворю себе кумира Ни на земле, ни в небесах. Моей божественной природы Я не открою никому. Тружусь, как раб, а для свободы Зову я ночь, покой и тьму. Ю. Анненков. Портрет Ф.К. Сологуба

Акмеизм Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. «Господи!» – сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетело из моей груди. Впереди густой туман клубится И пустая клетка позади. О.Э. Мандельштам г. Осип Мандельштам (1891 – 1938)

Акмеизм Николай Гумилев (1886 – 1921) Восьмистишие Ни шороха полночных далей, Ни песен,что певала мать,– Мы никогда не понимали Того,что стоило понять. И, символ горнего величья, Как некий благостный завет,– Высокое костноязычье Тебе даруется,поэт. Н.Гумилев г.

Акмеизм Анна Ахматова (1889 – 1966) Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле. И от лености или от скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки И любовные песни поют. Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно И с тех пор все как будто больна. А.А. Ахматова.

Футуризм Кубофутуризм («Гилея») «Мезонин поэзии» «Центрифуга»Эгофутуризм

Кубофутуризм Велимир Хлебников (1885 – 1922) Вечер. Тени. Сени. Лени. Мы сидели, вечер пья. В каждом глазе – бег оленя, В каждом взоре – лет копья. И когда на закате кипела вселенская ярь, Из лавки вылетел мальчонка, Провожаемый возгласом «Жарь!» И скорее справа, чем правый, Я был более слово, чем слева. В. Хлебников.

Эгофутуризм Игорь Северянин (1887 – 1941) Это было у моря, где ажурная пена, Где встречается редко городской экипаж… Королева играла – в башне замка – Шопена, И, внимая Шопену, полюбил ее паж. Было все очень просто, было все очень мило: Королева просила перерезать гарант, И дала половину, и пажа истомила, И пажа полюбила, вся в мотивах сонат. А потом отдавалась, отдавалась грозово, До восхода рабыней проспала госпожа… Это было у моря, где волна бирюзова, Где ажурная пена и соната пажа. И. Северянин г.

«Мезонин поэзии» Рюрик Ивнев (1891 – 1981) Сергею Есенину Был тихий день и плыли мы в тумане. Я отроду не видел этих мест. В последний раз на крест взглянул в Рязани И с этих пор я не гляжу на крест. Тяжелый сон мне сдавливает горло И на груди как будто море гор, Я вижу: надо мною ночь простерла Свой удручающий простор. Р. Ивнев

«Центрифуга» Борис Пастернак (1890 – 1960) Любить иных – тяжелый крест, А ты прекрасна без извилин, И прелести твоей секрет Разгадке жизни равносилен Весною слышен шорох снов И шелест новостей и истин. Ты из семьи таких основ. Твой смысл, как воздух, бескорыстен. Легко проснуться и прозреть, Словесный спор из сердца вытрясть И жизнь, не засоряясь впредь, Все это – не большая хитрость. Б. Пастернак.

Имажинизм Вадим Шершеневич (1893 – 1942) Эскизетта Белые золотой сургуч… Синие руки гетры… Шляпа без фетра… Губ нахального ветра Трогают локоны туч. Трель мотоцикла… Дама поникла… Губы сжаты в тоске… Чтенье галантное быстрого цикла В лунном шале на песке. В городе где-то возле Эгрета Модный кружит котелок, В траурном платье едет планета На голубой five o'clock.

Новокрестьянские поэты Сергей Есенин (1894 – 1925) С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!" С. Есенин.

Поэты «Сатирикона» Тэффи (1872 – 1952) Меня любила ночь, и на руке моей Она сомкнула черное запястье… Когда ж настал мой день – я изменила ей И стала петь о солнце и о счастье. Дорога дня пестра и широка – Но не сорвать мне черное запястье! Звенит и плачет черная тоска В моих словах о солнце и о счастье!

Заключение. 1. Более широко и глубоко, чем раньше, осваивается собственная и западная культурная традиция. Так, именно с подачи деятелей «серебряного века» в кругозор образованного человека вошли творения таких больших художников, как Рокотов, Левицкий и Боровиковский, перестал быть архаичным Державин и т.д. 2. «Серебряный век» выразил себя полнее и шире, чем его предшественник, «золотой век». Если вершина последнего – русская словесность, то в «серебряном» нельзя отдать предпочтение какой-либо одной сфере культуры. По- прежнему высок уровень художественной литературы, расцвет переживает драматический и музыкальный театр. Живопись поражает коллекцией громких имен. Достижения русской науки конца XIX – начало XX вв. некоторые склонны считать научно-технической революцией. 3. «Серебряный век» поражает невиданной ранее в русской культуре интенсивностью творческой жизни. Такое огромное количество громких имен не дал ни XIX, ни последующий XX век.