Основная образовательная программа образовательного учреждения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Ст. 9 п.1 Закона РФ «Об образовании» (309-ФЗ от ) О фициальным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования определенного.
Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения Медникова Л.А., к.п.н., доцент кафедры теории и методики обучения.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Структура основной образовательной программы начального общего образования Презентацию подготовила Колпащикова Людмила Михайловна, учитель I квалификационной.
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Образовательная программа. Система требований. Образовательная программа. Система требований.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Особенности обучения по ФГОС в начальной школе. Особенности обучения на начальной ступени Продолжительность уроков: 1 класс – 35 минут 2-4 классы – 45.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений МОУ СОШ 5 Г. Томск 2011.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
ФГОС НОО Примерная основная образовательная программа начального общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный.
1 Требования к основной образовательной программе образовательного учреждения.
Транксрипт:

Основная образовательная программа образовательного учреждения

Ст. 9. Образовательные программы 1.Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на: 1) общеобразовательные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные). ФЗ « Об образовании»

ФГОС 13. Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

ФЗ « Об образовании» 3. К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

ФЗ « Об образовании» 6. Основные общеобразовательные программы … обеспечивают реализацию ФГОС с учетом типа и вида ОУ, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников …

ФГОС 17. Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду ОУ и быть преемственной по отношению к основной образовательной программе начального общего образования.

Ст. 14. Общие требования к содержанию образования 5. Содержание образования в конкретном ОУ определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. ООП в имеющем государственную аккредитацию ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС … ФЗ « Об образовании»

ФГОС 16. Разработка и утверждение ОУ основной образовательной программы основного общего образования осуществляются самостоятельно с привлечением органов самоуправления ОУ, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ОУ. 14. ООП основного общего образования в ОУ, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной ООП основного общего образования.

Разработка ООП ФГОС Примерная ООП ООП ОУ

Основная образовательная программа Официальный нормативный документ ОУ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности.

Механизм разработки ООП ОУ 1.Для разработки ООП в ОУ создается рабочая группа. 2.ООП ОУ принимается педагогическим советом. 3.ООП ОУ утверждается управляющим советом и учредителем. 4.ООП ОУ вводится в действие приказом директора.

ФГОС 13. Основная образовательная программа основного общего образования реализуется ОУ через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов.

ФГОС 15. Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса...

Части ООП ФГОС ООО Обязательная часть ООП составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, 30% от общего объёма ООП ФГОС НОО Обязательная часть ООП составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, 20% от общего объёма ООП

ФЗ « Об образовании» 6. Основные общеобразовательные программы … включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно- нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Структура ООП НОО 16. ООП НОО должна содержать следующие разделы: пояснительная записка; планируемые результаты освоения ООП НОО; учебный план начального общего образования; программа формирования (развития) универсальных учебных действий; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития и воспитания (воспитания и социализации); программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО.

Структура ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Структура ООП ООО Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Структура ООП ООО Содержательный раздел состоит из: программы развития универсальных учебных действий; программ отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программы воспитания и социализации обучающихся; программы коррекционной работы.

Структура ООП ООО Организационный раздел включает: учебный план … как один из основных механизмов реализации ООП; систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями Стандарта.

Требования к разделам ООП Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации ООП, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП; 2) принципы и подходы к формированию ООП и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ 21

22 Рекомендации В пояснительной записке необходимо представить следующие компоненты: цели и задачи, реализуемые в ООП ОУ, структуру и содержание образовательной программы ОУ, концепцию и содержание линий УМК, используемых в данной программе, и обосновать выбор этих/этого УМК; условия реализации ООП в соответствии со спецификой и особенностями данного ОУ, соответствие СанПиНам; адресность ООП (характеристика обучающихся: контингент учащихся, возраст, состояние здоровья); кадровый состав, обеспечивающий реализацию ООП НОО; требования к комплектованию классов; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; особенности ступени общего образования;

23 Рекомендации указать наличие программ и аннотацию к ним; описать социокультурные особенности и потребности города; представить внеурочную деятельность (направления, формы); охарактеризовать содержание, технологии, специфику работы с одаренными детьми, которые планируется проводить в ОУ; представить специфику работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (целесообразно разрабатывать с участием родителей и тьютора ОУ); описать использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа; указать документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса в ОУ, права и обязанности в части формирования и реализации ООП НОО, установленными законом РФ и уставом ОУ

Планируемые результаты освоения ООП должны: 1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения ООП; 2) являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися ООП в соответствии с требованиями Стандарта. 24 Требования к разделам ООП

25 Рекомендации В структуре планируемых результатов выделяются три уровня описания: ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты; цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (выпускник научится); цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУНов, расширяющих и углубляющих опорную систему (выпускник получит возможность научиться).

Требования к разделам ООП Система оценки достижения ПРОООП должна: 1) закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов и формирование универсальных учебных действий; 3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП НОО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших ООП) и оценку эффективности деятельности ОУ; 5) позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. 26

Требования к разделам ООП Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся; типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию. 27

Требования к разделам ООП Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса. 28

Титульный лист рабочей программы полное наименование учредителя и образовательного учреждения в соответствии с уставом; где, когда и кем утверждена рабочая учебная программа; наименование учебного предмета (курса); указания на принадлежность рабочей учебной программы к ступени, уровню общего образования; срок реализации данной программы; указание примерной программы и ее авторов, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа; Ф.И.О. учителя, составившего данную рабочую учебную программу 29

Возможные варианты создания рабочих программ Использование имеющейся авторской программы (программы авторов учебника). Использование авторской программы с внесенными изменениями. В этом случае в пояснительной записке необходимо указать внесенные изменения (не более 20%) и разработать тематическое планирование. Авторская программа учителя. В этом случае программа разрабатывается с опорой на примерную и с соблюдением требований стандарта к структуре программ учебных курсов (+тематическое планирование). Для таких программ целесообразно организовать рецензирование – внутреннюю и внешнюю экспертизу. 30

Возможные варианты создания рабочих программ 1. РП Рассматривается на методическом объединении или на научно-методическом совете (см. Устав). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза. 2. Директором школы издается приказ об утверждении каждой РП. На каждой программе должна быть отметка о принятии программы ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Утверждение всех программ до 31 августа. 3. Один экземпляр РП является частью ООП и находится у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр - у педагога. 31

Требования к разделам ООП Программа духовно-нравственного развития и воспитания должна содержать: цель и задачи; основные направления; принципы и особенности организации содержания концептуальную основу уклада школьной жизни; основное содержание по каждому из направлений; виды деятельности и формы занятий; условия совместной деятельности ОУ с семьями обучающихся, с общественными институтами; принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся; планируемые воспитательные результаты.

Требования к разделам ООП Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать: пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье; формирование установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом; применение рекомендуемого врачами режима дня; формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей; становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены. 33

Требования к разделам ООП Программа воспитания и социализации должна содержать: 1) цель и задачи, описание ценностных ориентиров; 2) направления деятельности, отражающие специфику ОУ, запросы участников образовательного процесса; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий; 4) формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания в рамках ОУ, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями; 6) основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся по каждому из направлений с учётом урочной и внеурочной деятельности;

Требования к разделам ООП Программа воспитания и социализации должна содержать: 7) модели организации работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; 8) описание деятельности ОУ в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образованияобучающихся; 9) систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся; 10) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ; 11) методику и инструментарий мониторинга духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты.

Требования к разделам ООП Программа коррекционной работы должна содержать: цели и задачи коррекционной работы; перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; систему комплексного психолого-медико- педагогического сопровождения детей с ОВЗ; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников ОУ и других организаций; планируемые результаты коррекционной работы. 36

Требования к разделам ООП Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа начального общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов. 37

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ Учебный план п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания 1Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности 2 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания 4 Основы духовно- нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 5Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 6Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 7 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни Учебный план

Требования к разделам ООП Система условий реализации ООП ООО должна разрабатываться на основе соответствующих требований Стандарта и обеспечивать достижение планируемых результатов ООП ООО. Система условий должна учитывать организационную структуру ОУ, а также его взаимодействие с социальными партнерами. Описание системы условий должно опираться на локальные акты ОУ, нормативные правовые акты муниципального, регионального, федерального уровней.

Требования к разделам ООП Система условий реализации ООП ООО должна содержать: описание имеющихся условий: кадровых, психолого-педагогических, финансовых, материально-технических, информационно- методических; обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами ООП ООО ОУ; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль состояния системы условий.

Образовательные программы ОУ 1.Образовательная программа ОУ как общественный договор – принимается высшим органом управления ОУ. Разрабатывается совместно с общественным (управляющим) советом. 2.Основная образовательная программа ступени –. официальный нормативный документ ОУ, определяющий содержание образования определенного уровня и направленности 3.Рабочая учебная программа курса, модуля и т.п. - программа действий учителя для достижения учебно- предметных результатов. 4.Индивидуальная образовательная программа учащегося – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании. 5.Программа развития ОУ - документ, усиливающий прежде всего конкурентные позиции конкретного ОУ на рынке образовательных услуг, определяет вектор движения ОУ.