Основные положения ФГОС основного общего образования (Утвержден приказом МОиН РФ 1897 от 17.12.2010)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
Advertisements

Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Психологические особенности подросткового возраста.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Требования нового государственного стандарта: 1. К результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2. К структуре.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
ФГОС: основное общее образование Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 12 г. Бердска Пичурина Т.В.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Транксрипт:

Основные положения ФГОС основного общего образования (Утвержден приказом МОиН РФ 1897 от )

I. Общие положения 1. ФГОС основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Стандарт включает в себя требования: К результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования К структуре ООП ООО, в т. ч. требования к соотношению частей ООП и их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса К условиям реализации ООП ООО, в т.ч. к кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям

Требования к результатам, структуре и условиям освоения ООП ООО учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня обучающихся на ступени основного общего образования

3. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации

Стандарт направлен на обеспечение: формирование российской гражданской идентичности обучающихся единства образовательного пространства Российской Федерации, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа РФ, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России

Стандарт направлен на обеспечение Доступности получения качественного основного общего образования Преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования Духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья Развития государственно-общественного управления в образовании

Стандарт направлен на обеспечение Формирования содержательно- критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися ООП ООО, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом Условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности

5.В основе стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: -формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; -проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; -активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; -построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): Любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции Осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): Умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): Уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов Осознано выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: Работников образования, разрабатывающих ООП ООО с учетом особенностей развития региона РФ, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса Руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации ООП ООО Сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях Разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования Сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности: Авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования Руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования Руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования Руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы Руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственых и муниципальных образовательных учреждений

II. Требования к результатам освоения ООП ООО Стандарт устанавливает требования к результатам освоения ООП ООО -личностным -метапредметным -предметным

Личностные результаты включают Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Метапредметные результаты включают Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории

Предметные результаты включают Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами

Личностные результаты освоения ООП ООО должны отражать: 1) Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 3)Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни, в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообществ; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно- оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Личностные результаты ООП ООО должны отражать 10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи 11)Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 1)Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности 2)Умение самостоятельно планировать пути достижения целей. В том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 3)Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения 5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач 8) Смысловое чтение

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 9) Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Метапредметные результаты ООП ООО должны отражать 11) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий 12) Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Предметные результаты освоения ООП ООО С учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования

Предметные области Филология : (Русский язык. Родной язык. Литература. Родная литература. Иностранный язык. Второй иностранный язык) Общественно-научные предметы (История России. Всеобщая России. Обществознание. География.)

Предметные области Математика и информатика ( Математика. Алгебра. Геометрия. Информатика) Основы духовно-нравственной культуры народов России

Предметные области Естественно-научные предметы (Физика. Биология. Химия) Искусство (Изобразительное искусство. Музыка)

Предметные области Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (Физическая культура. Основы безопасности жизнедеятельности)

Итоговое оценивание Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Итоговое оценивание При итоговом оценивании результатов освоения учащимися ООП ООО должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

Итоговое оценивание Итоговая оценка результатов освоения ООП ООО включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП ООО Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ООО

Итоговое оценивание К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

III. Требования к структуре ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

III. Требования к структуре ООП ООО Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно- полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д. Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение

III. Требования к структуре ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный

III. Требования к структуре ООП ООО Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

III. Требования к структуре ООП ООО Целевой раздел включает: Пояснительную записку Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

III. Требования к структуре ООП ООО Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

III. Требования к структуре ООП ООО Программу развития универсальных учебных действий( программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных Программу воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Программу коррекционной работы (при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья)

III. Требования к структуре ООП ООО Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы Организационный раздел включает: - учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы - систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

III. Требования к структуре ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования

III. Требования к структуре ООП ООО Основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса -30% от общего объема ООП ООО В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в ООП ООО предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

IV. Требования к условиям реализации ООП ООО Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: Обеспечивающей достижение целей основного общего образования, его высокое качество, доступность и открытость для обучающихся. Из родителей (законных представителей) и всего общества, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся Гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся Преемственной по отношению к начальному общему образованию и учитывающей особенности организации основного общего образования, а также специфику возрастного психофизического развития обучающихся на данной ступени общего образования

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Условия реализации ООПООО должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: Достижения планируемых результатов освоения ООП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами Развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеучебной деятельности, социальной практики, общественно-полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий с использованием возможностей учреждений дополнительного образования детей, культуры и спорта Овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: Формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности м социально-профессиональных ориентаций Индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуалиных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии ООП ООО и условий ее реализации Организации сетевого взаимодействия ОУ, направленного на повышение эффективности образовательного процесса Включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды населенного пункта, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно- исследовательской и художественной деятельности Формирования у обучающихся экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни Использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Обновления содержания ООП ООО, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта РФ Эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности Эффективного управления образовательным учреждением с испльзованием ИКТ, современных механизмов финансирования

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Требования к кадровым условиям реализации ООП ООО включают: Укомплектованность образовательного учреждения педагогическим. Руководящими и иными работниками Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего ООП ООО

III. Требования к условиям реализации ООП ООО Финансово-экономические условия реализации ООП ООО Материально-технические условия реализации ООП ООО Информационно-методические условия реализации ООП ООО