ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ 3 «А» КЛАССА МОУ СОШ6 ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА. РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ КУЛИКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Проект-исследование на тему: «Дымковская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дымковская игрушка. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушка), русский народный художественный промысел; издавна существует в слободе Дымково (ныне.
Advertisements

История дымковской игрушки. Дымковская игрушка - г.Вятка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских.
Этот народный промысел – яркая веселая игрушка, которую на забаву делали женщины и дети в деревне Филимоново Одоевского района Тульской области. Появился.
Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
1. Назовите бытовые предметы или игрушки с росписью ? 2. Знаете ли вы где их сделали? 3.Что характерно для городецкой росписи? 4. В чём особенность жостовских.
Дымковская глиняная игрушка – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала.
Возникновение дымковской игрушки Подготовили ученики 5 а класса: Лесникова Света, Лещевич Лера, Щербакова Вера, Чистоклетова Вероника, Чухманов Степан.
Дымковская игрушка Подготовила Редькина Виолетта.
« Было бы преступлением перед будущим, если бы мы утеряли хотя бы одно зерно из нивы народного творчества » И. Билибин Пономарева Валентина Анатольевна.
Дымковская игрушка, русский художественный промысел, возникший на основе местных гончарных традиций. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне.
Древние образы в современных народных игрушках (Дымковская игрушка)
Презентацию выполнила Тетенькина Ольга Витальевна воспитатель МДОУ детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
Связь времён в народном искусстве. Цели: Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи. Воспитывать любовь и интерес.
Дымковская игрушка. Дымковская игрушка один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Дымковская игрушка искусство рукотворное. Каждая создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не.
Выполнила: Макарова Светлана 9 «в» МОУ СОШ 22 Г.Дзержинск,Нижегородская обл.
Народное творчество. Дымковская игрушка.. Цель: познакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента; познакомить.
Большакова Людмила Александровна учитель технологии начальных классов © Гимназия 56, 2007 © Большакова Л.А., 2007.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Составила: Забугина Е,П, учитель начальных классов МОУ Подгоренской СОШ 1.
Транксрипт:

ПРОЕКТ ВЫПОЛНИЛА: УЧАЩАЯСЯ 3 «А» КЛАССА МОУ СОШ6 ЯКОВЛЕВА ЕЛЕНА. РУКОВОДИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ КУЛИКОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА Проект-исследование на тему: «Дымковская игрушка»

План 1. Введение. Дымковская игрушка. 2. Основная часть. 2.1 История возникновения дымковской игрушки. 2.2 Самые старые игрушки 2.3 Второй этап развития дымковской игрушки 2.4 Третий период жизни дымковской игрушки 3.Заключение 4. Приложения 5. Источники информации

Введение Дымковская игрушка – самая известная глиняная игрушка. Родом она из Дымковской слободы под Вяткой – ныне в городе Кирове. Они широко представлены в собраниях музеев. Их сегодняшняя слава далеко перешагнула границы нашей страны. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими игрушками и свистульками.

История возникновения дымковской игрушки В 15 веке царь Иван 3, стремясь подчинить Москве непокорных жителей северного города Великого Устюга, переселял их в глухие края. Часть устюжан обосновалась за рекой Вяткой, близ города Хлынова. (Вятка раньше называлась Хлыновым.) Так возникла здесь слобода Дымково, сохранившая название местности под Великим Устюгом. Населяли слободу разные ремесленники, среди которых было немало гончаров и игрушечниц.

Самое раннее упоминание о дымковских глиняных игрушках относится к 1811 году. Сосланный в Вятку генерал-майор Хитрово описывал местный народный праздник – «Свистопляску» и между прочим отмечал: «…продаются на тех местах куклы из глины, расписанные разными красками и раззолоченные». С легкой руки генерала, все материалы о Вятке 19 века подробно рассказывали о «свистопляске», или «свистунье», во время которой несколько дней продолжались в городе веселье, шум, смех и непременный свист в глиняные свистульки, изображавшие разноцветных зверей и птиц.

Самые старые игрушки Сохранившиеся во многих музеях нашей страны произведения дымковских мастериц позволяют с большей полнотой, чем во всех других центрах игрушечного производства, представить путь его развития. Вероятно, самыми старыми игрушками можно считать несколько уникальных фигурок из собрания Кировского художественного музея. Они не имеют ничего общего с теми яркими, многоцветными веселыми игрушками, с которыми связано наше сегодняшнее представление о Дымкове. По сюжетам эти фигурки близки кругу образов Тульской слободы Большие Гончары. Их отличает особая тонкослойность, даже хрупкость глиняного теста, изящество и грация поз, нежная гамма росписи, напоминающая колорит тульских барынь под зонтиками. Дамы одеты в нарядные платья с пышными юбками – кринолинами. у них очень маленькие головки с тонко нарисованными лицами. По размерам композициям, тонкости деталей, даже самими сюжетами эти фигурки близки фарфоровой пластике

Фигурки из собрания Кировского художественного музея

Второй этап развития дымковской игрушки. Если фигурки из Кировского музея можно отнести к более раннему периоду развития дымковской игрушки в 19 веке, то второй этап представляют произведения из коллекции А.И. Деньшина. Уроженец Вятки, живописец, увлекшийся народной игрушкой, Деньшин много сделал для сохранения и популяризации промысла, активно помогал мастерицам в их деятельности в е года.Собрание Деньшина можно датировать рубежом 19 и 20 веков – часть его коллекции поступила в Загорский музей игрушки еще в 1919 году. В ней преобладают изображения барынь, кормилец, нянек.

В сравнении с фигурками из Кировского музея они миниатюрны, у них похожие шарики- головки, но лепки и особенно роспись уже иные. В лепке ощутима та «ступка» - колокол-юбка с торсом, которая служила основой каждой фигурки и по-своему варьировалась разными мастерицами. К «ступке» отдельно прилеплялись шарик-головка, руки калачиком, фигурки детей и т.п.

Роспись передает характер одежды с довольно скромной орнаментацией, но декоративная роль ее заметно возросла. Краски обрели большую яркость и многоцветие, а их сочетания стали контрастнее. Исполнялась роспись по меловому грунту (мел в Дымкове разводили на снятом молоке), отчего краски, растертые на яичном желтке, звучали приглушенно, как бы отдавая грунту часть звучности своего цвета.

Третий период жизни дымковской игрушки Третий период жизни дымковских игрушек начинается после Великого Октября расцветом таланта Анны Афанасьевны Мезриной. Ее творчество открыло новую страницу в истории Дымкова. Она по существу создала новый тип игрушки, по-своему интерпретировав традиционные образы, обогатив их новыми темами, приемами лепки, усилив декоративность росписи. Однако в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые литые статуэтки, нередко скопированные с фарфоровых образцов. Легким способом производства, а отсюда своим количеством и дешевизной, они составили серьезную конкуренцию лепной расписной дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали исконное народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку, - Анна Афанасьевна Мезрина Сюжеты игрушек Мезриной разнообразны – от жанровых сценок современности до откровенной фантастики наездников на козле и двухголовых коньков-свистулек. В каждый тип игрушки она внесла свое понимание красоты образа. Особенно характерны ее барыни и няни. Они полны достоинства и важной серьезности. В их одежде – забавная смесь народного костюма с модными у городского мещанства конца 19 века кофтами в талию, шляпками с полями, перчатками по локоть и ридикюлями.

Заключение Каждая дымковская игрушка-это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и калорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов.Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия.

Разнообразие дымковских игрушек

Приложения

Используемые материалы Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия Дымковская игрушка. Богуславский И.Я. Издательство: Художник РСФСР. 1988г. В дымковской слободе. Владимир Куприн. Издательство: Малыш. 1989г. Дымковская игрушка. Лыкова. Издательство: Карапуз. 2002г Дымковская игрушка на рубеже столетий. Генриетта Георгиевна Киселева.Киров( Вятка), ООО»Форекс».2007г Народная игрушка: [Электронный ресурс]: