Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 4». Ситуация в школе При отсутствии у родителей правильных представлений о готовности к школьному обучению дети.
Мое настроение сейчас Девиз: не страшны нам любые испытания, Вперёд, друзья, откроем новые знания!
Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы Русский язык. 3 класс.
Следовательно, имя существительное- самостоятельная часть речи, которая: Обозначает предмет в широком смысле слова и отвечает на вопрос кто? или что?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : МБОУ СОШ с.ТАРЕМСКОЕ Колоскова Н.Л.
Формирование лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием словесных игр Выполнила: Бузыгина Н.И. Научный руководитель:
АВТОР:Головко Т.К.,учитель русского языка и литературы.
Имя существительное. 1. Что обозначает имя существительное? А) Действие В) Признак предмета С) Предмет 2. На какие вопросы отвечает имя существительное?
Подготовила воспитатель группы 6 Низамова Альфия Шамильевна.
Второстепенные члены предложения. Дополнение. РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС (урок 53)
Есменеева Татьяна Савватеевна, учитель начальных классов МОУ «Сызганская ООШ»
Урок - зачет по теме «Лексика». 6 класс. Цель урока: Повторить, обобщить знания по Повторить, обобщить знания по разделу « Лексика »
одно лексическое значение два или более лексических значения два или более лексических значения.
Всему название дано – И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз – Над нами и под нами, – И все,
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
На Неизвестные горы к словам-друзьям МКОУ Свободненская сош учитель русского языка и литературы Сагатдинова Т.Б.
УРОК-ИГРА КВН ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Имена прилагательные.
Синонимы Тема урока:. Упражнение 1 Задание. Подбери к данным существительным синонимы, используя слова для справок. Запиши по образцу. Образец Актер –
Транксрипт:

Обследование лексического запаса и грамматического строя речи Приёмы обследования детей с общим недоразвитием речи

1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам

Инструкция: «Назови, кто (что) нарисован(о) на картинке? Что делает? Какой?

Самостоятельное дополнение ребёнком тематического ряда, начатого обследующим Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Инструкция: «Я назову несколько слов, а ты продолжай» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Взрослый: «тетрадь, ручка, учебник,…» Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п. Ребёнок (продолжает): карандаш, дневник и т.п.

Инструкция: «Назови, кто это или что это: пушистое, с острыми коготками, мяукает…» (можно использовать описания пальто, птицы, стола, машины, школы, и т.п.) или Инструкция: «Как называется помещение где читают, выдают и обменивают книги?

2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов

« Антонимы – это слова, имеющие в своём значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению» (Ахманова О.С. Словарь лингвистичеких терминов., с.50)

Характер ошибок при подборе антонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо антонимов дети с ОНР подбирают: Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи (день – вечер, быстро – тихо) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова, семантически близкие, в том числе и антонимичные, предполагаемому антониму, но другой части речи (быстро –медленнее, медленный; горе – весело; высоко – низкий; далеко – ближе) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова-стимулы с частицей не (брать – не брать, говорить – не говорить, далеко – не далеко; шум – не шум, нет шума) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить – петь, смеяться; высоко – далеко) Формы слова-стимула (говорить – говорит) Формы слова-стимула (говорить – говорит)

(продолжение) Слова, связанные синтагматическими связями со словами- стимулами (поднимать – выше) Слова, связанные синтагматическими связями со словами- стимулами (поднимать – выше) Синонимы (брать –забирать) Синонимы (брать –забирать)

Синонимы (равнозначные слова) по определению О.С.Ахмановой – это те члены тематической группы, которые принадлежат к одной и той же части речи и совпадают по значению и употреблению.

Характер ошибок при подборе синонимов у детей с общим недоразвитием речи. Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят: Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Семантически близкие слова, часто ситуативно сходные (парк –зоопарк, праздничный – весенний, улица – дорога, торопиться – бежать, идти – быстро) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, противоположные по значению, иногда поаторение исходного слова с частицей не (огромный – маленький, верный – не верный, доктор – не доктор, шагать – не шагать, шагать – стоять) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта) Слова, близкие по звучанию (здание – создание, парк – парта)

(продолжение) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Слова, связанные со словом-стимулом синтагматическими связями (улица – красивая) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно) Формы исходного слова или родственные слова (боец – бой, праздничный – праздник, радостный – радостно)

Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый; глаголы – радоваться, выигрывать.

Приём подбора синонимов Инструкция: «Подбери к моему слову другое, схожее по смыслу, которым можно было бы данное слово заменить» (взрослый разбирает с ребёнком один-два примера) Перечень слов: имена существительные – труд, храбрость, печаль; имена прилагательные – печальный, медлительный, смелый; глаголы – радоваться, выигрывать.

3. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов

Инструкция: «Как все эти предметы можно назвать одним словом?

Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Взрослый перечисляет однородные предметы и просит ребёнка назвать их одним словом. Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым Ребёнок самостоятельно дополняет тематический ряд, начатый взрослым

4. Употребление слов в разных видах коммуникативной деятельности

Инструкция: «Составь предложение по картинке»

Взрослый: «Добавь к неоконченному предложению одно-два слова» («С тех пор прошло несколько…») Взрослый: «Закончи предложение словом, подходящим по смыслу» Например: Стало…. Сирень начала… (слова для выбора: расцветать, рассветать)

Взрослый: «На вершину горы можно…, а из класса… (слова для выбора: взойти, выйти). «Из лесной чащи выбрался на поляну… медведь (огромный, неповоротливый, неуклюжий, добродушный). Вариант задания – подбор к прилагательным существительных, с которыми их можно употребить густой, дремучий (лес, туман), горячий, знойный (лето, вода, привет)

5. Подбор ассоциативных слов

Инструкция: «К каждому из данных слов нужно подобрать слово, которое сочетается с ним по смыслу и отвечает на вопросы: какой? какая? Какое? или Что делает предмет?»

Обследование понимания и употребления ребёнком многозначности слов Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Инструкция: «К данному слову подбери несколько слов, сочетающихся с предъявленными» (например, слова глухой, свежий, густой и т.п.) Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук). Упрощённый вариант: выбрать из предложенных слов в списке. Например, дано слово глухой и ряд слов (город, парк, старик, переулок, печь, комната, согласный звук). Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и …. Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - …. Лес бывает редкий и ….) Облегчённый приём: дополнить недостающим словом предложение (Переулок бывает сквозной и …. Согласный звук з – звонкий, а согласный звук с - …. Лес бывает редкий и ….)

Обработка результатов обследования Примерная схема протокола протоколаприёма Обозначе- ние приёмаПеречень Предъяв- ленного материалаОтветыребёнкаПримечание Наблюдение за реакцией ребёнка (поиск слова; время,затраченное на подготовку ответа и др.)

Анализ результатов Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту. Выводится соотношение общего числа предъявленных слов и правильных ответов. Так, если это соотношение равно 3:1, то вывод – данный ребёнок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.