Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Каширского муниципального района (2012-2013 учебный год ) Каширского муниципального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Самоанализ занятия Кто на себя глядит, свой видит лик, Кто видит лик свой, цену себе знает, Кто знает цену, строг к себе бывает, Кто строг к себе - тот.
Advertisements

Итегрированные и комплексные занятия в детском саду
В.Ю. Розка, к.и.н., доцент кафедры управления образовательными системами ВГАПК РО.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Кто не стремится, Тот не достигает. Кто не дерзает, Тот не получает. В. Г. Белинский.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Методические рекомендации для проведения анализа современного урока Славова Оксана Викторовна зам.директора по НМР МОУ «СОШ39 им.Г.А.Чернова г.Воркуты.
Школа 70 Педагогический коллектив Выпускники Основные виды анализа уроков.
Рекомендации по анализу урока с позиций требований ФГОС Попова Светлана Николаевна, заместитель директора по учебной работе.
Дидактическое сопровождение и структура занятий с детьми дошкольного возраста.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ «Детский сад 35»
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Отчет о работе ресурсного центра ДОУ 118 по направлению «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» (образовательная область – Познание)
Транксрипт:

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Каширского муниципального района ( учебный год ) Каширского муниципального района ( учебный год ) методист МБОУ ДПО « Учебно - методический центр, Елена Витальевна Лапшина

Константин Дмитриевич Ушинский писал : "Я советую начинать ученье лучше несколько позднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого же раза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка. Конечно, можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным потому, что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее для него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения"

Есть такая профессия – воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. Педагоги ДОУ находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Форма и организация образовательной деятельности в процессе организации детских видов деятельности

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения)

Уровни проведения занятия: 1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми. 2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия. 3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия. 4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Традиционные занятия и их классификация Классификацию традиционных занятий логично осу ­ ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен ­ дации к современным программам, нецеле ­ сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате ­ риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе ­ ние, закрепление и расширение представлений детей.

Виды нетрадиционных занятий Занятия - соревнования ; Занятия - КВН ; Театрализованные занятия ; Занятия - сюжетно - ролевые игры ; Занятия - консультации ; Занятия - взаимообучения ; Занятия - аукционы ; Занятия - сомнения ; Занятия - формулы ; Бинарные занятия ; Занятия - фантазии ; Занятия - концерты ; Занятия - диалоги ; Занятия типа « Следствие ведут знатоки » ; Занятия типа « Поле чудес »; Занятия « Интеллектуальное казино »

1. Использование новейших достижений науки и практики. 2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов. 3. Обеспечение условий предметно - пространственной среды для развития познавательной деятельности. 4. Соблюдение санитарно - гигиенических норм к организации деятельности детей. 5. Установление интегративных связей ( взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания ). 6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень. 7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей ( методы и приемы ). 8. Логика построения занятия, единая линия содержания. 9. Эмоциональный компонент занятия ( начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме ). 10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка. 11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем. 12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом. Требования к занятию

Занятие включает в себя три этапа : - организация детей, - основная часть занятия и - окончание занятия. Структура занятия

Проверка готовности детей к занятию ( внешний вид, правильность посадки, собранность внимания ) Создание интереса к занятию ( приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность ) Организация детей :

Основная часть занятия : Организация детского внимания Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин ) Закрепление знаний и навыков ( повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом )

Окончание занятия : Подведение итога ( анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз ) Переключение детей на другой вид деятельности

1. Дидактическая задача 2. Содержание знаний 3. Форма организации Классификация занятий

Элементарный анализ ( установление причинно - следственных связей ). Сравнение. Метод моделирования и конструирования. Метод вопросов. Метод повторения. Решение логических задач. Экспериментирование и опыты. Методы повышения познавательной активности на занятиях ( проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева )

Игровые и воображаемые ситуации. Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д. Игры - драматизации. Сюрпризные моменты. Элементы творчества и новизны. Юмор и шутка ( учебные комиксы ). Методы повышения эмоциональной активности ( проф. С. А. Смирнов )

Эмоциональная насыщенность окружения. Мотивирование детской деятельности. Исследование предметов и явлений живой и неживой при­ роды (обследование). Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее). Игровые приемы. Юмор и шутка. Экспериментирование. Проблемные ситуации и задачи. Неясные знания (догадки). Предположения (гипотезы). Методы обучения и развития творчества ( проф. Н. Н. Поддьяков )

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта ( предмета или явления ), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно - эмоционального настроения. Комплексные и интегрированные занятия, общие черты

– это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение Интегрированное занятие

структурно - логическая схема содержательно - процессуальных аспектов изучения определенной темы, в которой в радиальной форме отражаются связи ключевого понятия, которое располагается в центре, с другими понятиями этой темы ( проблемы ) ( вместе они складывают неразрывное единство ) Интеллектуальная карта

Примеры тем интегрированных занятий для проведения с детьми : " Вода источник жизни " " Время в природе " " Далеко - близко " " Родня " ( классы животного мира ) " Что это за шарик ?" ( исследование разных объектов круглой формы ) " Взрослые и их детеныши " ( животный мир ).

" Разнообразие листьев ". " Ноябрь " " Симметрия в природе ". " Елка ". " Улитка ". Несколько интегрированных занятий с ориентировочным содержанием :

1. Одиночные понятия - названия определенных животных, растений, природных явлений, предметов быта, праздников 2. Обобщенные понятия, в состав каких входит определенная система объектов Для проведения интегрированных занятий в качестве темы можно выбрать :

Комплексным является занятие, направленное на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности. Комплексные занятия

Содержание комплексного и интегрированного занятий отличается тем, что в интегрированном занятии очень сложно разделить задание по видам деятельности. Отличие интегрированного занятия от комплексного

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания. Учет возрастные особенностей детей при проведении интегрированных и комплексных занятий

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя. Общие рекомендации :

Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов : планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию. Подготовка воспитателя к занятиям

Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия Составить план – конспект, который включает в себя : - Программное содержание ( образовательные задачи ) - оборудование - предварительную работу с детьми ( если необходимо ) - ход занятия и методические приёмы Планирование занятий :

1. Какие особенности и возможности детей были вами учтены при планировании занятий ? 2. Была ли произведена с детьми предварительная работа ? Какова связь тематики этого занятия с предыдущими ? 3. Какие решались задачи : образовательные, воспитательные, развивающие ? Была ли обеспечена их комплектность, взаимосвязь ? 4. Рационально ли выбрана структура, время, место, форма организации занятия ? 5. Оценить содержание, использованные методы и приемы. Дайте обоснования выбранным методам обучения. 6. В чем проявился дифференцированный подход к детям ? Какие средства обучения вы использовали ? 7. Перечислите формы организации детской деятельности, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия ? 8. Удалось ли полностью реализовать поставленные задачи ? Если не удалось, то какие и почему ? Примерная памятка для самоанализа занятия

Самоанализ будет конструктивным и качественным, если автор проведенного занятия постарается творчески и конкретно ответить на следующие вопросы : А. Каков план, замысел проведенного занятия и почему ? 1. Место данного занятия в системе занятий ? 2. Как данное занятие работает на последующие темы ? 3. Как были учтены при подготовке к занятию программные требования, образовательные стандарты, концепция развития дошкольного учреждения ? 4. Почему была избрана данная форма занятия ? 5. Какие главные задачи решались на занятии и почему ? 6. Чем обосновывается выбор структуры занятия, его темп. 7. Почему было избрано именно такое содержание, методы, средства, формы обучения. 8. Каков характер взаимодействия педагога с детьми ? 9. Какие условия ( гигиенические, эстетические ) были созданы для проведения занятия ? Б. Были ли изменения, отклонения от плана. Если да, то с чем это связано ? В. 1. Удалось ли решить поставленные задачи, получить соответствующие результаты, сохранить мотивацию, избежать переутомления детей ? 2. Самочувствие детей на занятии. 3. Общая самооценка занятия. Г. Каковы причины успеха или недостатков данного занятия ( если таковые есть ). Что следовало бы сделать иначе ? Д. Какие выводы необходимо сделать на будущее ?

Также необходимо указать на изменения в конспекте, проведенные педагогом по ходу занятия, причины и результат изменений. Удалось ли сохранить темп занятия, избежать перегрузки и переутомления детей, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения. На каждый пункт своего самоанализа необходимо приводить пример из занятия, подтверждающий его использование.