МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Семинар учителей математики Тема «Технология формирования компетенций учащихся на уроках математики» Январь,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Развитие познавательной деятельности через самостоятельную работу»
Advertisements

Технология проектирования ключевых и предметных компетенций на уроках химии. Из опыта работы учителя химии МОУ СОШ 7 Кобловой Елены Владимировны.
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
Сообщение: Формирование интеллектуальных компетенций учащихся через проектную деятельность в учебно- воспитательном процессе Учителя русского языка и литературы.
Компетентностный подход в обучении русскому языку.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
Формирование ключевых компетенций на уроках истории.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Артеменко Анна Рейновна Учитель математики «Лицей 2» г. Камень-на-оби.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Реализация математических знаний в практической деятельности и межпредметных связях.
Компетентностный подход в начальном математическом образовании Семинар для учителей начальных классов г.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Компетентный человек Хорошо осведомлён- ный, обладает познаниями и опытом Продемонтри- ровал что-то Справился с решением проблемы, задачи Эффективно действует.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Ч ЕСНОКОВА Ю ЛИЯ А НАТОЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ 1 КАТЕГОРИИ.
Компетенции учащихся Ценностно- смыслов ая Общекульту рная Учебно- познавател ьная Информац ионная Коммуника- тивная Социально- трудовая Личностна я.
Формирование информационных компетенций. Компетенция – заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, совокупность взаимосвязанных.
Транксрипт:

МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа Семинар учителей математики Тема «Технология формирования компетенций учащихся на уроках математики» Январь, 2010

Компетенция это готовность (способность) ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Компетентность – владение человека соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Ключевые компетенции Ценностно-смысловая Общекультурная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Личностная Учебно-познавательная знания и умения целеполагания знания и умения планирования знания и умения анализа знания и умения рефлексии, самооценки По Хуторскому А.В.

Технология формирования ключевых компетенций ЭтапФормируемые компетенции Эмоционально – мотивационный: принятие школьниками учебной задачи или её самостоятельная постановка Эмоционально – психологические компетенции: - учение с интересом; - доверие педагогам; - умение проявлять эмоциональную устойчивость при напряжениях; Целеполагания (оргдеятельностный): осознание цели и планирование деятельности по поиску решения учебной задачи Регулятивные компетенции: - определение целей учебной деятельности; - ответственность за результаты учебы; - концентрация на учебе; - умение делать заключительные выводы; Эмпирического моделирования: создание эмпирической модели знания с использованием актуализированных знаний в совместно распределенной форме коллективной учебной деятельности Социальные компетенции: - проявление терпимости к другим мнениям и позициям; - оказание помощи другим учащимся; - умение сотрудничать с другими учащимися; - умение работать в группе; Теоретического моделирования: преобразование модели от абстрактного к конкретному с целью изучения ее свойств, обнаружения существенных взаимосвязей внутри модели и в соотношении с элементами целостной системы Учебно – познавательные компетенции: - умение учиться; - умение отыскивать причины явлений; - самостоятельное выявление допущенных ошибок; - самостоятельное выполнение домашнего задания; Творческий: применение созданной теоретической модели к решению частных задач, практическая рефлексия; Творческие компетенции: - умение принимать решения в различных ситуациях; - умение заявлять о своих потребностях и интересах; - умение находить другие источники информации; - способность генерировать другие способы решения проблемы; Контроля и оценки (этап совершенствования деятельности): осознание способов использования модели на практике, оценка и контроль полученных результатов. Компетенции самосовершенствования: - применять знания и умения на практике; - умение извлекать пользу из полученного опыта; - навыки самоконтроля и саморазвития; - желание учиться и самосовершенствоваться дальше;

Под ключевыми компетентностями понимается способность школьников самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. Ключевые компетенции Ценностно-смысловая Общекультурная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Личностная Учебно-познавательная знания и умения целеполагания знания и умения планирования знания и умения анализа знания и умения рефлексии, самооценки Предметные компетенции

Математическая компетенция это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, называют компетентностью в заданной предметной области.

Требования к уровню подготовки выпускников, которые принято использовать для характеристики уровня математической компетентности: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства; построения и исследования простейших математических моделей; описания и исследования с помощью функций реальных зависимостей, представления их графически; интерпретации графиков реальных процессов; решения геометрических, физических, экономических и других прикладных задач, в том числе задач на наибольшие и наименьшие значения с применением аппарата математического анализа; анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, анализа информации статистического характера; исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Перечень необходимых предметных умений, необходимых для разрешения различных жизненных ситуаций, для разрешения которых требуются знания и умения, формируемые при обучении математике: умение проводить вычисления, включая округление и оценку (прикидку) результатов действий, использовать для подсчетов известные формулы; умение извлечь и проинтерпретировать информацию, представленную в различной форме (таблиц, диаграмм, графиков, схем и др.); умение применять знание элементов статистики и вероятности для характеристики несложных реальных явлений и процессов; умение вычислять длины, площади и объемы реальных объектов при решении практических задач.

Уровни математической компетентности Уровень воспроизведения Уровень установления связей Уровень рассуждений

Содержание работы по формированию у детей компетентности на уроках математики Компетенция Темы и цели уроков, математические объекты Сущность заданий Ценностно- смысловая Цель: осмысленная организация собственной деятельности Содержание новой темыФормулировка детьми вопросов по изучаемой теме, начинаются со слов: зачем, почему, как, чем, о чём, оценивается самый интересный. Математическая цель урока, цикла уроков Используя жизненный опыт ребёнка, помочь ему самостоятельно сформулировать цель. Текст учебникаОрганизация самостоятельного изучения отдельных параграфов учебника. Задание: пересказать или пояснить прочитанное: выделить, обозначить, подвести итог, подчеркнуть, перечислить, произнести... Информационна я Цель: учить добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее Расчетные задачи на движение, стоимость За 1-2 недели до урока – практикума по решению расчетных задач выдаётся карточка с указанием набора данных, необходимых для урока. Дети собирают данные, используя доступные им источники. Данные адаптируются учителем при подготовке к уроку. Старинные меры длины, массы, исторические термины, математические понятия, образованные от иностранных или устаревших слов Используя толковый словарь, дайте различные определения математического понятия. Например: в математике модуль - это… В строительстве модуль – это … В космонавтике модуль – это … Коммуникативна я Цель: совершенствовать навыки работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог Математические софизмыЗадание типа Объясните в чём ошибка. Задание: расскажи соседу по парте определение, правило, выслушай его ответ, правильное определение обсудите в четвёрке. Получи пропуск на урок, рассказав правило консультанту. Определения математических понятий; числа (натуральные, дробные и т.д.) По карточке-тренажеру необходимо сдать консультанту зачет по устному счету (при выполнении задания учитывается затраченное время).

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции усвоения знаний, предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).