УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ. Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Великая цель образования – это не знания, а действия ». Герберт Спенсер.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Характеристика универсальных учебных действий ( УУД) Составитель : Юсупова Г.Р. учитель биологии МОАУ «СОШ 37 г.Орска» 2013 г.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Борисова Марина Владимировна учитель начальных классов МОУ «Гимназия 23» г.о. Саранск Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия 23» г.о. Саранск.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Егорова О.А. – учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия 1 г.Майского»
Транксрипт:

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Универсальные учебные действия (в узком смысле) это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося; Характер УУД

Разработчики концепции УУД Концепция развития Универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно- деятельностного подхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) под руководством А.Г. Асмолова

…через системно-деятельностный подход мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. А.Г. Асмолов

Виды Виды универсальных учебных действий Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные

Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Само- определение

Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Регулятивные УУД Саморегуляция

целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение проблем Знаково-символические действия

Общеучебные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации структурирование знания - выбор наиболее эффективных способов решения задач - рефлексия способов и условий действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности - смысловое чтение - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов - определение основной и второстепенной информации - свободная ориентация и восприятие текстов - понимание и адекватная оценка языка СМИ - умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты

Логические УУД - анализ - синтез - обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация - подведение под понятия, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - доказательство - выдвижение гипотез и их обоснование

Знаково-символические УУД - моделирование - преобразование модели

Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Разрешение конфликтов

УД представляют собой целостную систему, в которой одно действие зависит от другого. Пример: Общение помогает регулировать свою деятельность. А это связь между коммуникативными и регулятивными Универсальными действиями

Рекомендации по формированию универсальных учебных действий

1. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: - раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; - дать образец требуемого результата, - задать последовательность операций действия.

2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД.

3. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.

4.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Важно дать рекомендации по их выполнению.

5. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции

От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий