УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Универсальные учебные действия (в широком значении) умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта
Универсальные учебные действия (в узком смысле) это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы),обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса
обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Функции УУД
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося; Характер УУД
Разработчики концепции УУД Концепция развития Универсальных учебных действий разработана на основе теоретических положений системно- деятельностного подхода(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) под руководством А.Г. Асмолова
…через системно-деятельностный подход мы дадим ребенку "перпетуум мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков в своих защечных пазухах. Системно- деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования. А.Г. Асмолов
Виды Виды универсальных учебных действий Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные УУД Личностные УУД Смысло- образование Нравственно- этическое оценивание Само- определение
Личностные универсальные действия Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
самоопределение – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Целеполагание Планирование Контроль Прогнозирование Коррекция Оценка Регулятивные УУД Регулятивные УУД Саморегуляция
целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение проблем Знаково-символические действия
Общеучебные УУД - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации структурирование знания - выбор наиболее эффективных способов решения задач - рефлексия способов и условий действия - контроль и оценка процесса и результатов деятельности - смысловое чтение - извлечение необходимой информации из прослушанных текстов - определение основной и второстепенной информации - свободная ориентация и восприятие текстов - понимание и адекватная оценка языка СМИ - умение сжато или выборочно передавать содержание текста, составлять тексты
Логические УУД - анализ - синтез - обобщение, аналогия, сравнение, сериация, классификация - подведение под понятия, выведение следствий - установление причинно-следственных связей - построение логической цепи рассуждений - доказательство - выдвижение гипотез и их обоснование
Знаково-символические УУД - моделирование - преобразование модели
Постановка и решение проблемы - формулирование проблемы; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности, способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Управление поведением партнера Разрешение конфликтов
УД представляют собой целостную систему, в которой одно действие зависит от другого. Пример: Общение помогает регулировать свою деятельность. А это связь между коммуникативными и регулятивными Универсальными действиями
Рекомендации по формированию универсальных учебных действий
1. Организовать ориентировку учащихся в выполнении УУД необходимо дать схему полной ориентировочной основы действия: - раскрыть систему объективных условий правильного выполнения действия; - дать образец требуемого результата, - задать последовательность операций действия.
2. Необходимо предлагать задания на формирование каждого вида УУД на протяжении всего учебного курса. Причем одно и то же содержание может быть использовано для отработки различных видов УД.
3. Использовать формы совместной деятельности для оптимизации процесса усвоения учебного содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Дать рекомендации как организовать совместное обсуждение, решение и пр.
4.Универсальность условных обозначений для организации учебной деятельности школьников в учебниках и рабочих тетрадях. Учащемуся должно быть понятно содержание рекомендуемых регулятивных действий. Важно дать рекомендации по их выполнению.
5. Организовать поэтапную отработку УУД, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные (материализованные) средства к умственной форме выполнения действия, - от со-регуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции
От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий