Результативность обучения От чего она зависит?
Время не стоит на месте, и на сегодня наше государство не устраивает качество российского образования. В международных исследованиях зафиксировано статистически значимое снижение результатов наших школьников по математике, чтению, естествознанию; отмечен низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков, умений работать с различными источниками. «Хромает» функциональная грамотность: умение решать практические задачи, работать с информацией, проводить наблюдения, строить гипотезы и т.д
Для отслеживания учебных умений и навыков используется внешняя оценка: ЕГЭ для учащихся 11 класса В сентябре проходят мониторинговые обследования учащихся на остаточный уровень знаний по большинству предметов за предыдущий класс (2-7 кл.), на след. год + 4,8 классы Малый ЕГЭ: проведение государственной итоговой аттестации выпускников основной школы независимыми муниципальными экзаменационными комиссиями. Тестирование в 1 классе (октябрь) с целью оценивания уровня готовности к школе
Изменения по проведению ЕГЭ-2009 обязательныепо выбору Русский язык Математика Дорога в вузы 13 предметов: Химия Физика Литература Информатика География История Обществознание Биология Ин. языки При успешной сдаче ЕГЭ- свидетельство+ аттестат Заявление до 1 марта
PISA Оценка способности 15-летних обучающихся использовать приобретенные в школе знания и умения в области математики, естествознания и чтения (Бымовская ООШ Кунгурского района;Фокинская СОШ Чайковского района;СОШ 3 г. Осы;СОШ 1 г. Соликамска;СОШ 32 г. Перми) – 125 чел. Цель: ответить на вопрос: «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы вполне успешно функционировать в современном обществе?» Лозунг исследования: «Learning for Life – Учеба для жизни»
Основные дефициты в учебных умениях, объясняющие причины неудач наших пятнадцатилетних школьников в исследованиях 1.Группа дефицитов, связанных с работой с текстами: 1)Умеют читать и понимать тексты, но не могут дать развернутый ответ по тексту; 2)Хорошо понимают общее содержание текста, но затрудняются сформулировать конкретный ответ по тексту или вывод по тексту естественно- математического содержания; 3)Не могут сопоставлять отдельные разрозненные фрагменты информации; 4)Отсутствует опыт работы с бытовыми, публицистическими текстами и др.
В России низких результатов много, а высоких – мало… PISA - Средний уровень достижений школьников -Учебная самостоятельность достаточна для продолжения образования - Нет никакой учебной самостоятельности
Некоторые результаты исследования: Математическая грамотность: места Грамотность чтения: места Естественнонаучная грамотность: места Компетентность в решении проблем: места из 40 стран-участниц Результаты хуже только у 6 стран (Таиланд, Сербия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Тунис)
Некоторые выводы: Российская школа учит, но не развивает школьников; Обладая большим арсеналом предметных знаний и умений и умея их применять в предметных заданиях (прямой результат обучения), наши школьники не могут строить самостоятельных гипотез и проверять их (непрямой результат обучения, характеристики развитого мышления), т.е. отечественная школа, обучая, препятствует нормальному развитию интеллекта учащихся; Современная российская школа не является эффективной по принятым сегодня в мире критериям.
К сожалению, не исключением в понижении результатов обученности является и наша школа. Уч. год Успеваемостькачест во школа1-4 кл.5-9 кл. 2005/ 06 ( 63 чел.) 98,4%96,4%100%36,5% 2006/ 07 (52 ч.) 94,2%87%100%38,5% 2007/ 08 (57ч.) 92,9%83,3%100%38,6%
Результаты обученности учащихся в у.г. Выводы: 1.Результаты успеваемости по школе и I ступени с каждым годом снижаются. 2. Качество обучения примерно остается на одном уровне.
Поэтому на сегодняшний день перед нашей школой и российским образованием остро встал вопрос: как повысить результативность обучения?
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила основные направления развития российской школы. В Концепции модернизации российской школы четкой линией проводится идея, что системное развитие школы есть не только педагогический вопрос. В деле обновления российского общего образования огромное значение имеет весь уклад жизни школы, система её управления и общественного участия в её жизни: «…активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное и педагогическое сообщество, научные, культурные коммерческие и общественные институты. Поэтому мы надеемся на наше сотрудничество с Вами.
Содержание образования носит компетентностный подход - желание и умение применять знания на практике в повседневной жизни. Одним из главных критериев обученности является практическое применение знаний в незнакомой ситуации для учащихся.
Поэтому на сегодня меняется не только методика преподавания учителя (раньше учитель был в роли передатчика знаний, судьи, а сейчас учитель не претендует на обладание монополией знаний, он организатор, консультант, толкователь, администратор сети,который направляет учащихся для самостоятельного поиска информации из различных источников: книг, справочников, энциклопедий, Интернета…). Сейчас от учащихся требуется не зубрёжка учебного материала, а его понимание и применение, самостоятельность в решении возникающих трудностей, выход за рамки алгоритма, т.е. решать задачи незнакомого содержания с опорой на данный материал.
Теперь важен самоконтроль, самооценка, дополненная внешней экспертной оценкой учебной деятельности. Позиция ученика раньше: подчиненная, безответственная, объект педагогических воздействий. теперь он субъект собственного развития, в процессе обучения занимает разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Урок: раньше традиционная форма - репродуктивный характер обучения (многократное повторение). Знания и способы действий передаются в готовом виде. теперь - урок одна из форм организации обучения. Есть сессия, группа по проекту, работа в библиотеке, Интернет и т.д.
ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общие учебные умения и навыки Первая ступень Познавательная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией Организация деятельности Вторая ступень Познавательная деятельность Информационно- коммуникативная деятельность Рефлексивная деятельность
Познавательная деятельность Начальная школа Наблюдение объектов окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устное описание объекта наблюдения; соотнесение результатов с целью наблюдения, опыта (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»). Основная школа Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Познавательная деятельность Выявление с помощью сравнения отдельных признаков, характерных для сопоставляемых предметов; анализ результатов сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединение предметов по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…; такой же, как…); различение целого и части. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них
Познавательная деятельность Проведение простейших измерений разными способами; использование соответствующих приборов и инструментов для решения практических задач; работа с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Познавательная деятельность Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел); проявлять оригинальность при решении творческой задачи; создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); разыгрывать воображаемые ситуации. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности
Речевая деятельность и работа с информацией Работа с учебными, художественными, научно- популярными текстами правильное и осознанное чтение вслух и про себя; определение темы и главной мысли текста при его устном и письменном предъявлении; построение монологического высказывания (по предложенной теме, по заданному вопросу); участие в диалоге представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам
Речевая деятельность и работа с информацией Использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…»; Элементарное обоснование высказанного суждения. Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки Информационно- коммуникативная деятельность Речевая деятельность и работа с информацией
Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельное установление последовательности действий для решения учебной задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?»). Везде должна ставиться цель ребёнком. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.); владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий; Организация деятельностиРефлексивная деятельность
Определение способов контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»); нахождение ошибок в работе и их исправление поиск и устранение причин возникших трудностей; оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Организация деятельностиРефлексивная деятельность
Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности. (Работа в группах, парах…) Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей; использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива. Организация деятельностиРефлексивная деятельность
Учить по - новому Привлекать факты из реальной жизни Уходить от традиционной зубрежки Изменять методы оценивания : внедрять самоконтроль, самооценку, дополненную внешней экспертной оценкой. Предлагать множественность разных систем объяснения мира Выступать квалифицированным консультантом, облегчающим освоение систем поиска Учить детей ставить собственные задачи и выходить за рамки алгоритма
Учить по - новому Считать результатом готовность детей к продуктивному самостоятельному и ответственному действию Помнить, что результат обучения отделен от процесса и может быть проверен на незнакомом материале