'"КРОЛИК" Учащиеся этого типа отличаются завышенным уровнем притязаний, склонностью к фантазированию, хвастовству, для них не характерны тревожность и ранимость. Но они могут быть хорошими помощниками учителю, хотя : всегда одинаково эффективно. Это связано тем, что "кролики" стремятся быть лидерами, даже в том случае, если роль лидера не соответствует их социальному статусу и способностям. В подобных ситуациях они "берут" все на себя, а при неудачах винят окружающих Порученную работу не всегда доводят до конца, но отличаются чрезмерной самостоятельностью.
"ИА-ИА" С детских лет любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав, предпочитают общество знакомых взрослых, подолгу молча слушают их беседы. Замкнутость "Иа-Иа" сочетается с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Для них характерны преувеличение недоразумений, возникающих в процессе общения со сверстниками и старшими, самоизоляция, "уход в себя".
"ТИГРА" любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонны к лишним движениям и выраженной жестикуляции, в трудных ситуациях может срываться голос. любят играть, часто на грани риска, при этом болезненно переносят поражения. В группе сверстников стремятся властвовать и устанавливать порядки, выгодные для них самих, в свою компанию они, как правило, берут младших или слабохарактерных и безвольных. часто не могут сосредоточиться при выполнении сложного задания, не способны взять себя в руки по указанию учителя, при монотонной работе у них возможны срывы. Они отличаются повышенной. У них слабо развиты самодисциплина и самоконтроль, хотя в трудных ситуациях они нередко проявляют решительность. Наиболее яркие черты "тигров" - склонность к импульсивным действиям в любых ситуациях, неуживчивость и драчливость. "Тигры" страдают нарушением внимания и гиперактивностью. Учитывая, что проступки таких учащихся случаются "не нарочно", учителю следует быть по отношению к ним особенно терпимым.
"ПЯТАЧОК" стараются не начинать действия, пока не получат соответствующего распоряжения учителя, при выполнении любого действия ждут похвалы Не менее свойственна "пятачкам" преданная дружба. Но при этом они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства может отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, при нападках - защитить, а в минуты эмоционального подъема разделить радость и веселье. главная черта - постоянная и чрезмерная приспособляемость, а также привязанность к своему непосредственному привычному окружению. Их жизненное правило думать "как все", поступать "как все", стараться, чтобы все у них было "как у всех" характерна повышенная контактность в сочетании с полным отсутствием агрессивности. Они беспечны и нерешительны, нередко низко оценивают свои физические возможности, даже если для этого нет объективных оснований. У них часто встречается соматическая ослабленность.
"ВИННИ-ПУХ" аналитическая деятельность: они рассуждают над каждым новым явлением. Недостаток знаний компенсируется фантазиями, способностью мыслить абстрактными понятиями, охотно принимают участие в различных спорах, причем не для того, чтобы блеснуть остроумием, а для установления истины. Однако именно в силу, казалось бы, своих отрицательных качеств "пухи" могут хорошо учиться: некоторая склонность к лени, предпочтение умственного труда физическому заставляет их изобретательно находить нестандартные решения поставленных перед ними задач. Кстати, скромность вовсе не означает равнодушие к похвале. Такие дети достаточно эмоциональны, поэтому равнодушие или несправедливое наказание может глубоко обидеть их. Среди "пухов" немало левшей.
Тест на определение типа личности
Кролик быстро отвечает на неожиданные вопросы. ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, делает много лишних движений); не нуждается в пассивном отдыхе быстро восстанавливается после активной деятельности; любит быть в центре группы; легко отвлекается; не всегда доводит до конца порученную работу; стремится к участию в различных подвижных играх, соревнованиях; любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость; сохраняет бодрость в трудных ситуациях; неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения; быстро реагирует на любые команды; выраженная способность к подражанию (любит изображать чужие походку, движения и т.д.); легко вступает в разговор с чужими людьми; быстро привыкает к новому месту (детский сад, школа, лагерь и тд.); склонен к риску; быстро приступает к работе, получив указания родителей или педагогов; быстро отвечает на неожиданные вопросы
ИА-ИА избегает общения в группе; как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери; терпеливо ждет окончания неприятной деятельности (например, посещение врача); избегает участия в подвижных играх или играет второстепенную роль; избегает сложных и рискованных двигательных упражнений; принижает свои возможности, не любит говорить при большом количестве людей; скован при обращении к нему посторонних взрослых; теряется, когда товарищи на него кричат; неудача в начале выполнения какого-нибудь дела приводит к ступору; терпелив при монотонной работе; обидчив; болезненно реагирует на шутки над собой.
Тигра любые эмоции проявляются очень ярко; не способен быстро взять себя в руки по просьбе родителей или педагогов; частые срывы при монотонной работе; не может сосредоточиться при выполнении сложного задания; не может сдерживать злость или раздражение; не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих; болезненно переносит неудачи в играх или другой деятельности; преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях; охотно берется выполнять новое задание, даже не имея на то возможностей; беспокоен в ситуации ожидания; часто начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию; может испортиться настроение из-за пустяка; болезненно реагирует на замечания; склонен к излишнему риску в играх; ; во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции; в трудных ситуациях часто срывается голос; быстро переходит от печали к радости.
Пятачок стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения; любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы; стремится внешне подражать лидерам в своем окружении; при выполнении любого действия ждет похвалы на указания реагирует замедленно; по-разному реагирует на замечания товарищей: боится критики лидеров, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров; легко меняет свои позиции с учетом мнения других; часто отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших; легко может изменить плохое настроение в лучшую сторону под влиянием товарищей; легко приспосабливается к различным стилям деятельности разных людей в своем окружении (родителей или педагогов); избегает выступать против общепринятого мнения в группе; способен подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть; не склонен к упрямству; обычно не обижается, когда над ним зло подшучивают; легко приспосабливается к новым условиям.
Вини-Пух хороший словарный запас, иногда бывает излишне многословен; любит рассуждать вслух, стремясь докопаться до ИСТИНЫ; предлагает необычные варианты решения задания, часто более экономичные; доверчив и незлопамятен, но дважды его обмануть не удается, так как память у него хорошая; любит играть, но в отличие от "Тигра" или "Кролика" для него важен не результат, а сам процесс; эмоционален, хотя не стремится демонстрировать свои эмоции; бывает рассеян, старается все успеть в срок, но часто не успевает; общителен, легко находит общий язык с различными людьми (и сверстниками, и взрослыми); обладает развитым чувством эмпатии, т.е. способностью понимать чувства и эмоции окружающих; может быть артистичным, охотно принимает участие в самодеятельности; как правило, лучше выполняет задания, если его не ограничивать во времени; не стремится быть лидером, но при необходимости может им быть; при кажущейся добродушности и исполнительности может проявить упрямство, если сочтет предлагаемое неправильным.
При оценке конкретного учащегося ставьте 1 балл, в каждом случае, когда указанный признак проявляется без сомнения. Если таких совпадений % (10-12 в данном случае) от общего числа, то есть все основания причислить ребенка к соответствующей типической группе. При граничных совпадениях менее 75 % необходимо считать, что случай сомнительный и данному диагнозу не подлежит.