По материалам семинара для педагогов и родителей г. Пермь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ранний детский аутизм. Детский аутизм – это искажённое развитие всех психических процессов - Синдром Каннера - Синдром Аспергера - Синдром Ретта.
Advertisements

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Особенности психолого- педагогического сопровождения обучения детей с аутизмом Педагог-психолог ЦПМПК Ляш Л.И.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка -детский сад 1» создано в 1970 году. В МБДОУ функционирует 6 групп, которые.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 53 муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской.
Ресурсы реализации инклюзивного образования в современной школе Светлана Михайловна Короткова, директор ГБОУ СОШНО 196.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
КГСОУ «Ачинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида». Комплексное сопровождение детей в образовательном процессе.
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Психолого- педагогическое сопровождение учащихся ККО МОУ СОШ 17 г.Белая Калитва.
Основы дифференциальной диагностики форм первичной и вторичной речевой патологии МОУ центр «Развитие»
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Транксрипт:

По материалам семинара для педагогов и родителей г. Пермь

1. Содержание курса 2. Особенности проявления РАС 3. Классификация РАС 4. Особенности коррекции РАС у детей младшего школьного возраста 5. Обзор современных подходов в коррекции РАС 6. Особенности коррекции РАС у детей среднего школьного возраста 7. К вопросу об инклюзии 8. Обзор ресурсов 9. Деятельность общественных организаций

Региональная общественная благотворительная организация «Общество помощи аутичным детям «Добро» Сергей Алексеевич Морозов Доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии АПК и ППРО, кандидат биологических наук, член Координационного совета по правам ребёнка при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации

Березниковская делегация

Детский аутизм Детский аутизм есть искаженный вариант первазивного нарушения развития, связанный с дефицитом базальной потребности в общении вследствие патологии прежде всего эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. 1. Трудности связанные с социальным взаимодействием 2. Трудности, связанные с социальной коммуникацией 3. Нарушения воображения и символической игры

Аутизм по-разному воздействует на людей, страдающих им. В связи с этим для описания данного состояния часто используется термин «Расстройство аутистического спектра» РАС в современном мире диагностируется с большей частотой, чем в XX веке. Если раньше статистика указывала на 4-6 случаев выявления из , то теперь, с появлением современных форм диагностики, эти показатели гораздо внушительнее – 66 случаев выявления из

Классификация аутизма в детстве ( В.М.Башина) 1. Детский аутизм эндогенного генеза Синдром Каннера (эволютивно–процессуальный, классический вариант детского аутизма) Инфантильный аутизм (конституционально-процессуальный), в возрасте от 0 до месяцев Детский аутизм (процессуальный): а) в возрасте до 3 лет (при ранней детской шизофрении, инфантильном психозе); 1.4. Синдром Аспергера (конституциональный) Аутистическиподобные синдромы при органическом поражении центральной нервной системы. Аутистическиподобные синдромы при хромосомных, обменных и других нарушениях (при синдроме Дауна, при Х-ФРА (fra-X), фенилкетонурии, туберозном склерозе и других формах умственной отсталости). Синдром Ретта (неуточненного генеза) Аутистическиподобные синдромы экзогенного генеза: Психогенный парааутизм. Аутизм неясного генеза.

Стереотипии 1. Стереотипные и повторяющиеся движения и действия: А. Двигательные стереотипии Б. Сенсорно-двигательные стереотипии 2. Действия с частями объектов или нефункциональными компонентами игрового материала 3. Эмоционально-аффективные стереотипии 4. Речевые стереотипии 5. Явно выраженные специфические нефункциональные ритуалы и привычки

Основные виды страхов при расстройствах аутистического спектра 1. В связи с нарушением стереотипа 2. Гиперсензитивные 3. Сверхценные 4. Неадекватные

Агрессия, самоагрессия Главная заповедь специалиста – отсутствие ответной аффективной реакции, терпение.

Варианты речевого развития при детском аутизме 1) Первичный мутизм (речи не было и нет) – недоразвитие с искажением 2) Глубокий распад «нормально» развивающейся речи (в 2 -2,5 года) – глубокий распад искаженно развивающейся речи 3) Частичный регресс (в 2 -2,5 года) – частичный регресс искаженно развивающейся речи 4) Задержанное искаженное речевое развитие – задержка и искажение речевого развития 5) Нарушение коммуникативной функции при формально правильном речевом развитии – искаженное развитие без явлений задержки и распада

Особенности коррекции РАС у детей младшего школьного возраста

Подготовка к приёму в школу 1. Индивидуальная беседа с родителями 2. Организация первого посещения школьного специалиста 3. Изучение сопроводительной документации 4. Индивидуальный подбор коррекционных мероприятий

Пример итогового протокола наблюдения за свободным поведением ребёнка ПАРАМЕТРЫНАБЛЮДЕНИЯ Перемещение по комнатеПостоянно двигается, нигде не задерживается ДвиженияПодпрыгивает при ходьбе, трясёт руками, мышцы напряжены Мимика«Застывшее» выражение лица, не улыбается К каким предметам подходит, что с ними делает Предпочитает небольшие предметы правильных геометрических форм, складывает в ряды, перебирает Спонтанные (самостоятельные) слова, предложения, вокализации Вокализации постоянно, предложений нет Настроение и эмоциональные реакции Ровное настроение, нет видимых эмоций Спонтанный взгляд на другогоВзгляд в сторону другого при обращении по имени, нет спонтанного взгляда в глаза

Организация рабочего пространства на индивидуальных занятиях

Феноменологическая классификация нарушений речевого развития при расстройствах аутистического спектра Мутизм 1.Первичный 2.Вторичный «Отраженные» (зеркальные) формы нарушения речи: 1.Эхолалии Немедленные Отставленные Смягченные (митигированные) Коммуникативные («феномен «да») 2.2. Фразы- штампы 2.3. Слова – штампы 2.4. Фонографическая («попугайная») речь Автономность речи (асинхрония в сочетании с коммуникативным недоразвитием) Искаженное и/или задержанное развитие употребления личных местоимений (реверсия, или инверсия)

Нарушение речевого взаимодействия 5.1. Отсутствие обращения 5.2. Несостоятельность в диалоге Нарушения семантики 6.1. Изменение границ значения слова Буквальность Ограничения в связи с симультанностью восприятия Расширение и искажение в силу фрагментарности восприятия 6.2. Нарушение соотношения парадигматических и синтагматических компонентов в значении 6.3. Метафорическое замещение, несоответствие аффективных и когнитивных компонентов в образовании значения 6.4. Неологизмы Нарушения звукопроизношения 7.1. Органически обусловленные 7.2. Функциональные 7.3. Связанные с некоммуникативностью (отсутствием потребности в общении и малой речевой практикой)

Нарушения грамматического строя речи 8.1. Связанные с некоммуникативностью (отсутствием потребности в общении и малой речевой практикой 8.2. В связи с общим психическим недоразвитием 8.3. В связи с локальными поражениями головного мозга Нарушения связной речи и спонтанности высказывания 9.1. В связи с дефицитарностью симультанирования 9.2. В связи с общим психическим недоразвитием Нарушения просодики: Нарушения темпа речи Тахилалия Брадилалия Клаттеринг-синдром Нарушения интонирования Нарушения распределения тона голоса

Комплекс коррекционных воздействий Концепция первая (устранение патологического фактора ) Концепция вторая (формирование матрицы поведения) Концепция третья (развитие мотивации и осмысления окружающего)

Психоаналитический подход Основа - Развитие ребёнка с аутизмом нарушено каким-то патологическим фактором. При этом нарушении на первый план выходит психотравма (манифестный фактор + хронический характер). Акцент – Психоаналитическая работа, преодоление барьера «стеклянного шара». Этапы – классическая психоаналитическая диагностика

Комплекс коррекционных воздействий Концепция первая (устранение патологического фактора ) Концепция вторая (формирование матрицы поведения) Концепция третья (развитие мотивации и осмысления окружающего)

АВА – прикладной поведенческий анализ Основа – формирование структуры желаемого социально приемлемого поведения Акцент – отработка схемы «стимул – реакция» Основной способ – тщательный выбор инструкций, специальное подкрепление, дозированная помощь

TEACCH - программа Основа – особая организация среды Акцент – структурирование времени и пространства, составление индивидуальных расписаний Основной способ – механическое научение

Расписание

Вид расписания для адаптированных учащихся Программа переодеваться на прогулку 1) взять коврик и положить его перед стулом; 2) сесть на стул и снять тапочки, положить их перед ковриком; 3) снять футболку и повесить ее на спинку стула; 4) снять домашние брюки и повесить их на спинку стула; 5) снять носки и положить их на брюки; 6) взять с полки колготки и надеть их; 7) снять с крючка рубашку, надеть и застегнуть ее; 8) взять с полки свитер и надеть его; 9) достать теплые носки из сапог и надеть их; 10) снять с крючка комбинезон и надеть его; 11) убрать коврик и поставить на него тапочки; 12) взять сапоги и надеть их; 13) встать, взять с полки шарф, надеть его; 14) взять с полки шапку и надеть ее; 15) снять с крючка куртку, надеть и застегнуть ее; 16) достать из карманов варежки и надеть их.

DLT – «терапия ежедневной жизнью» Основа – гармонизация телесной, психической и духовной жизнью Акцент – установление «ритма жизни» через программу физических упражнений, дух коллективизма Способы – физическая помощь в выполнении заданий, структурирование деятельности, эстетотерапия.

Комплекс коррекционных воздействий Концепция первая (устранение патологического фактора ) Концепция вторая (формирование матрицы поведения) Концепция третья (развитие мотивации и осмысления окружающего)

Эмоционально-уровневый подход Основа - медико-психолого – педагогическая коррекция Акцент – психологическая работа Этапы психологической коррекции: 1. Установление эмоционального контакта 2. Стимуляция активности взаимодействия 3. Снятие страхов 4. Купирование агрессии, самоагрессии 5. Формирование целенаправленного поведения Методические особенности эмоционально-уровневого подхода изложены в трудах О.С. Никольской, которая отмечает, что конкретная методика разрабатывается для каждого случая отдельно. В этом случае индивидуальный подход к обучению как нельзя лучше соответствует данному подходу в коррекции.

Особенности коррекции РАС у детей среднего школьного возраста Особое внимание : адаптация на новой ступени, учёт актуального уровня развития. Способы : составление индивидуальных программ с интегрированными темами. Рекомендации: рабочие совещания учителей – предметников.

К вопросу об инклюзивном образовании

Обзор ресурсов

Деятельность общества помощи аутичным детям г. Пермь