Тема урока: Архимедов а сила. Плавание тел.
Цели урока: Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить от каких факторов зависит и от каких – не зависит выталкивающая сила; выяснить условия плавания тел в зависимости от плотностей тела и жидкости. Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, сосуды с водой, динамометр, набор грузов, набор тел равного объема, набор тел разного объема, различные жидкости, демонстрационный прибор «ведерко рхимеда»
Формы организации работы учащихся и методы используемые на уроке: Демонстрационный фронтальный эксперимент, работа в парах, групповая мыслительная деятельность, самостоятельная, индивидуальная теоретическая работа. Методы: эвристическая беседа, частично- поисковый, практически - деятельностный самостоятельный эксперимент, демонстрационный эксперимент, групповой эксперимент, решение задач, иллюстративно- наглядный.
Почему лотосы и лилии, такие роскошные в воде, бессильно опускают свои головки на берегу?
Почему лягушка, так безмятежно отдыхает на листочке лилии в воде ?
У синего кита язык весит 3 т, печень -1т, сердце кг, крови у него - 10 т, диаметр спинной артерии - 40 см, в желудке т. пищи; пасть кита - комната площадью 24 м2. Почему синий кит, выброшенный на берег, практически мгновенно гибнет? Почему его при современной технике невозможно спасти?
Почему лебеди и утки, тяжелые и неуклюжие на берегу, такие легкие и грациозные в воде?
Почему медуза, удивительно красивая в воде, на берегу превращаетс я в бесформенн ую студенистую массу?
Интересное растение живет в Тихом океане –это макроцистис. Его длина достигает 57 метров, а масса -100 килограммов. Эту водоросль называют пузырчаткой. Возле каждой пластины листа находится пузырь величиной с крупное яблоко. Оболочка толстая, не проколешь! Надут он туго, туго каким-то газом, который вырабатывает сама водоросль. Это растение очень полезное. Почему его нельзя выращивать на земле?
Неуклюжая, медлительная на суше, морская черепаха преображается в воде. Она становится мобильной, быстрой, почти грациозной. Почему?
Опорные знания На любое тело, находящееся в жидкости действует сила, возникающая за счет разности давлений на верхнюю и нижнюю грань, направленная снизу вверх. (Доказать на основе фронтального эксперимента: определить выталкивающую силу с помощью динамометра)
Вывод: Открытие Архимеда ( III век до новой эры ) Эврика! Тело погруженное в жидкость, теряет в весе!
Экспериментальное задание Исследовать, зависит ли архимедова сила от: 1- плотности вещества тела, погруженного в жидкость? от объема тела, погруженного в жидкость? от плотности жидкости?( от рода жидкости) от глубины погружения тела? от геометрической формы тела ?
Результаты экспериментов : архимедова сила зависитне зависит - от объема тела - Vт (объема погруженной части тела); - от глубины погружения тела; - от плотности жидкости ρ ж - от геометрической формы тела ; - от плотности вещества тела ;
F А = Р ж ; Р ж = m ж g; m ж = V ж ρ ж; V ж = Vт Р ж = Vт ρ ж g F А = Vт ρ ж g Демонстрационный эксперимент и теоретическое обоснование закона Архимеда
Практические способы определения F выт.(F А ) *Выталкивающая сила равна весу тела в воздухе минус вес тела в воде. * Выталкивающая сила равна весу жидкости, в объеме тела (погруженной части тела) F выт. =P в возд. -P в воде
F A равна весу жидкости в объеме тела (погруженной части тела). АРХИМЕДОВА СИЛА
. Сравнить архимедову силу, действующую на тела, погруженные в жидкость 3 2 1
Сравнить архимедову силу, действующую на тела, погруженные в жидкость
Нарушится ли равновесие весов, если опустить тела в жидкости? вода керосин 2 1
Нарушится ли равновесие весов при опускании тел в жидкость? вода фарфо р чугун
Нарушится ли равновесие весов, если один груз опустить в жидкость? 1 2
От чего зависит условие плавания тел? Архимедова сила, действующая на шары одна и та же, почему же результат поведения шаров разный?
Возможность плавания тел определяется соотношением сил тяжести и архимедовой силы Условия плавания тел
Для чего рыбе нужен воздушный пузырь?
Почему лед плавае т?
Условия плавания тел из соотношения плотностей тел и жидкости. Р т = F А P т =m т g; P т = V т ρ т g ; F A =ρ ж V т g ; V т ρ т g = ρ ж V т g ρ т = ρ ж - тело плавает внутри жидкости ρ т > ρ ж - тело тонет ρ т < ρ ж - тело всплывает
На поверхности жидкости плавают одинаковые бруски.Определите, какой из них пробковый, какой деревянный, а какой ледяной? 1 2 3
План изучения закона. Формулировка закона. Математическое выражение закона. Каким образом был открыт закон: на основе анализа опытных данных или теоретически (как следствие из теории)? Опытные факты, на основе анализа которых был сформулирован закон. Примеры использования и учета действия закона на практике. Домашнее задание. 1.Подготовить рассказ о законе Архимеда по плану изучения закона. 2.Подготовить рассказ об условии плавания тел по плану изучения явлений. 3. А.Е.Марон с. 30. ТЗ – 17.(1,2,4,6,10,11)- взаимопроверка.
Почему лебеди в воде грациознее уток?