ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Жанр - это тип устойчивой структуры произведения, которая организует все его элементы в определенную эстетическую концепцию действительности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Advertisements

«В рассказах Чехова читатель непременно увидит себя и свои мысли». Л.Толстой.
Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчёркивает несостоятельность объекта смеха. Сфера сатиры – преимущественно явления общественной жизни. Сатира.
И. А. Крылов. Басни. Краткий рассказ, часто стихотворный 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) Аллегория (иносказание) Сатирическое изображение.
Теория драмы ЕГЭ по литературе merelenko-su.uCoz.ru.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
«Прасол Кольцов, не умевший писать грамотно, был гораздо цельнее, умнее и образованнее всех современных молодых поэтов, взятых вместе». А. П. Чехов «Прасол.
2(13) – 9(21) Автор презентации: Зав. библиотекой Грешак С.И.
Иван Сергеевич Тургенев Стихотворения в прозе. Творчество И.С.Тургенева – это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева,
Учитель русского языка и литературы Наместникова Е.В. Школа 424 г.Кронштадт.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». История создания поэмы «Василий Теркин» В 1939–1940 годах, когда Твардовский работал корреспондентом во фронтовой.
Над сочинением. Школьное сочинение предусматривает анализ художественного произведения - его научное исследование, цель которого раскрыть содержание литературного.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются:
БАСНИ 1 Басня стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные,
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Он не был для нас только роман в стихах… это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом.
«Опыт о человеке» в художественном мире Ф. М. Достоевского Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то.
Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно. Николя Буало.
Транксрипт:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Жанр - это тип устойчивой структуры произведения, которая организует все его элементы в определенную эстетическую концепцию действительности Жанр - это тип устойчивой структуры произведения, которая организует все его элементы в определенную эстетическую концепцию действительности

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Жанр как «память искусства» (М. Бахтин); Жанр как «память искусства» (М. Бахтин); как «точка зрения на мир» (Г. Гачев). как «точка зрения на мир» (Г. Гачев). Жанр - это парадигма, служащая ориентиром для воплощения определенного художественного мышления. Жанр - это парадигма, служащая ориентиром для воплощения определенного художественного мышления.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Жанр - некий инвариант структуры целого ряда литературных произведений. Жанр - некий инвариант структуры целого ряда литературных произведений. В художественно воплощенном виде этот инва­риант предстает как конкретная жанровая форма, обусловленная особенностями В художественно воплощенном виде этот инва­риант предстает как конкретная жанровая форма, обусловленная особенностями 1) художественной речи, 1) художественной речи, 2) субъектно-объектной организации, 2) субъектно-объектной организации, 3) пространственно-временной композиции литературного произведения 3) пространственно-временной композиции литературного произведения

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Таким образом, жанр - это теоретическая модель произведений определенного типа, а реализация этой модели - жанровая форма. Таким образом, жанр - это теоретическая модель произведений определенного типа, а реализация этой модели - жанровая форма. Осмысление особенностей жанровой формы, иначе говоря, ее поэтики (способа построения), и будет жанровым анализом конкретного произведения. Осмысление особенностей жанровой формы, иначе говоря, ее поэтики (способа построения), и будет жанровым анализом конкретного произведения.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый XVIII век - процесс усвоения формы и социально-эстетических задач эпиграммы. XVIII век - процесс усвоения формы и социально-эстетических задач эпиграммы. Русские поэты пытаются применить заимствованные сюжеты к стихии родного языка, постигают загадки задора лаконичного жанра. Русские поэты пытаются применить заимствованные сюжеты к стихии родного языка, постигают загадки задора лаконичного жанра. Примечательны стихи Кантемира, стоявшего у начала русской эпиграммы: Примечательны стихи Кантемира, стоявшего у начала русской эпиграммы: Что дал Гораций, занял у француза. О, коль собою бедна моя муза! Да верна; ума хоть пределы узки, Что взял по-галльски - заплатил по-русски (Кантемир Антиох. Собрание стихотворений. Л., С. 237).

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый В большинстве случаев муза действительно верна Кантемиру: В большинстве случаев муза действительно верна Кантемиру: он умеет прямолинейность сатирического выпада оживить язвительным намеком («На гордого нового дворянина»), он умеет прямолинейность сатирического выпада оживить язвительным намеком («На гордого нового дворянина»), затейливой парафразой придать неожиданную пикантность тексту («На старуху Лиду»), затейливой парафразой придать неожиданную пикантность тексту («На старуху Лиду»), блеснуть кольцевой композицией, благодаря которой эпиграмма приобретает особую законченность («На Брута», «О прихотливом женихе»). блеснуть кольцевой композицией, благодаря которой эпиграмма приобретает особую законченность («На Брута», «О прихотливом женихе»).

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Остроумие Кантемира умно, но не заразительно. Эпиграммы поэта ближе к латинским, нежели французским, образцам этого жанра. Остроумие Кантемира умно, но не заразительно. Эпиграммы поэта ближе к латинским, нежели французским, образцам этого жанра. Что касается адресата стихов, то их автор неизменно придерживался правила: «Имена утаены, одни злонравия сатирик осуждает». Что касается адресата стихов, то их автор неизменно придерживался правила: «Имена утаены, одни злонравия сатирик осуждает».

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Первым нарушил сатирический принцип поэта, желавшего высмеивать злонравия, а не лица, В. Тредиаковский. Первым нарушил сатирический принцип поэта, желавшего высмеивать злонравия, а не лица, В. Тредиаковский. В эпиграмме на М. Ломоносова («Хоть глотку пьяную закрыл, отвисши зоб...»), он положил начало литературной эпиграмме; В эпиграмме на М. Ломоносова («Хоть глотку пьяную закрыл, отвисши зоб...»), он положил начало литературной эпиграмме; однако, весь ее яд пока еще направлен не на особенности творческой деятельности адресата, а на его личность как таковую. однако, весь ее яд пока еще направлен не на особенности творческой деятельности адресата, а на его личность как таковую.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Другое новшество Тредиаковского - силлабо-тонические стихи. Другое новшество Тредиаковского - силлабо-тонические стихи. Силлаботоника и разнообразная рифмовка (перекрестная и смежная) в пределах одной композиции повышала возможности в овладении динамикой сюжета и интонирования стихотворной речи ( «О сударь, мой свет! Как уж ты спесив стал!..»), Силлаботоника и разнообразная рифмовка (перекрестная и смежная) в пределах одной композиции повышала возможности в овладении динамикой сюжета и интонирования стихотворной речи ( «О сударь, мой свет! Как уж ты спесив стал!..»), но в целом эпиграммы профессора элоквенции Академии наук громословны и тяжеловесны, как угрюмая сатира. но в целом эпиграммы профессора элоквенции Академии наук громословны и тяжеловесны, как угрюмая сатира.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Следующий шаг в развитии эпиграммы принадлежит Ломоносову. Ему первому открылись секреты немногословной выразительности жанра, «особенной мысловатости», которая предстает у него либо парадоксальностью мысли: Следующий шаг в развитии эпиграммы принадлежит Ломоносову. Ему первому открылись секреты немногословной выразительности жанра, «особенной мысловатости», которая предстает у него либо парадоксальностью мысли: Зачем я на жене богатой не женюсь? Я выйти за жену богатую боюсь. Всегда муж должен быть жене своей главою, То будут завсегда равны между собою, Зачем я на жене богатой не женюсь? Я выйти за жену богатую боюсь. Всегда муж должен быть жене своей главою, То будут завсегда равны между собою,

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый либо игрой слов: Иные петлею от петли убегают И смертию себя от смерти избавляют

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Ломоносов начинает культивировать и сюжетную эпиграмму в духе Ж.-Б. Руссо ( ), в которой после развитого повествования с введением действующих лиц и побочных мотивов следует неожиданная развязка (см. «На противников системы Коника»). Ломоносов начинает культивировать и сюжетную эпиграмму в духе Ж.-Б. Руссо ( ), в которой после развитого повествования с введением действующих лиц и побочных мотивов следует неожиданная развязка (см. «На противников системы Коника»).

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Другим моментом в развитии русской эпиграмматики стало появление у М. Ломоносова пародирующей эпиграммы. В 1748 г., получив на отзыв трагедию А. Сумарокова «Гамлет», в которой была фраза королевы Гертруды: «… И на супружню смерть не тронута взирала» немедленно отозвался эпиграммой: Другим моментом в развитии русской эпиграмматики стало появление у М. Ломоносова пародирующей эпиграммы. В 1748 г., получив на отзыв трагедию А. Сумарокова «Гамлет», в которой была фраза королевы Гертруды: «… И на супружню смерть не тронута взирала» немедленно отозвался эпиграммой:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Женился Стил, старик без мочи, На Стелле, что в пятнадцать лет, И, не дождавшись первой ночи, Закашлявшись, оставил свет. Тут Стелла бедная вздыхала, Что на супружню смерть не тронута взирала Женился Стил, старик без мочи, На Стелле, что в пятнадцать лет, И, не дождавшись первой ночи, Закашлявшись, оставил свет. Тут Стелла бедная вздыхала, Что на супружню смерть не тронута взирала

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Канонизация формы эпиграммы происходит у Сумарокова. Канонизация формы эпиграммы происходит у Сумарокова. Об эпиграммах Сумароков писал: Об эпиграммах Сумароков писал: Они тогда живут красой своей богаты, Когда сочинены остры и узловаты; Быть должны коротки, и сила их вся в том, Что нечто вымолвить с издевкою о ком Они тогда живут красой своей богаты, Когда сочинены остры и узловаты; Быть должны коротки, и сила их вся в том, Что нечто вымолвить с издевкою о ком

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Художественная практика Сумарокова исключала сколько-нибудь узкие представления о жанровых формах эпиграммы. У него немало стихотворений, приближающихся по своей фактуре к анекдоту: Клеон прогневался, и злобою безмерной Художественная практика Сумарокова исключала сколько-нибудь узкие представления о жанровых формах эпиграммы. У него немало стихотворений, приближающихся по своей фактуре к анекдоту: Клеон прогневался, и злобою безмерной На щедрых был он баб во гневе заражен. «Я б всех, - он говорил, - постриг неверных жен. На щедрых был он баб во гневе заражен. «Я б всех, - он говорил, - постриг неверных жен. Не знаю, для чего б тужить мне о неверной?» Не знаю, для чего б тужить мне о неверной?» Жена ему на то такой дала ответ: «Так хочешь, чтобы я, сокровище, мой свет, Ходила, как вдова, всегда в одежде черной?» Жена ему на то такой дала ответ: «Так хочешь, чтобы я, сокровище, мой свет, Ходила, как вдова, всегда в одежде черной?»

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый «… острота ума, - писал Сумароков, - обширных объяснений не терпит». «… острота ума, - писал Сумароков, - обширных объяснений не терпит». Как бы доказывая это, поэт блестяще обыгрывает предельно краткую антитезу: Как бы доказывая это, поэт блестяще обыгрывает предельно краткую антитезу: Танцовщик! Ты богат. Профессор, ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног Танцовщик! Ты богат. Профессор, ты убог. Конечно, голова в почтенье меньше ног

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Новые тенденции в эволюции русской эпиграммы. Новые тенденции в эволюции русской эпиграммы. В переводах с французского Сумароков находит галльскому острословию фразеологические аналоги и эквиваленты на родном языке и точно передавая конструктивный принцип оригинала. эпиграмма Матье де Монрея ( ), у которого в финале было: «Новый мост (название одного из старейших мостов Парижа) и через тысячу лет будет называться Новым». В переводах с французского Сумароков находит галльскому острословию фразеологические аналоги и эквиваленты на родном языке и точно передавая конструктивный принцип оригинала. эпиграмма Матье де Монрея ( ), у которого в финале было: «Новый мост (название одного из старейших мостов Парижа) и через тысячу лет будет называться Новым». Сумароков не просто перелагает эти стихи, а находит не уступающую оригиналу остроумную концовку: Сумароков не просто перелагает эти стихи, а находит не уступающую оригиналу остроумную концовку:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Клавина смолоду сияла красотою, И многих молодцов она пленила тою. Но как уже прошел сей век ее златой, Она и в старости была все в мысли той И что во младости хорошею казалась, И, сморщася, всегда такою называлась. За что ж ее никто хорошей не зовет? И Новгород уж стар, а Новгород слывет

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Контрастный пуант, как будто совершенно неподготовленное разрешение, для того чтобы обрести блеск в стихотворной игре русских эпиграмматистов, прошел шлифовку у Сумарокова. Часто он встречается у поэта в эпиграмматических эпитафиях: Контрастный пуант, как будто совершенно неподготовленное разрешение, для того чтобы обрести блеск в стихотворной игре русских эпиграмматистов, прошел шлифовку у Сумарокова. Часто он встречается у поэта в эпиграмматических эпитафиях: Здесь Делий погребен, который всех ругал. Единого творца он только не замал И то лишь для того, что он его не знал.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Общий тон эпиграмм Сумарокова ближе анекдоту и притче, нежели инвективе иль памфлету. Сарказм и прямое злословие, к которому нередко прибегали Тредиаковский и Ломоносов, не свойственны поэту. Он менее гневлив и более ироничен, его позиции созерцательнее и философичнее. Не случайно стихи поэта порой сентенциозны, и формулы, схожие с басенной моралью, то и дело появляются в его эпиграммах: Общий тон эпиграмм Сумарокова ближе анекдоту и притче, нежели инвективе иль памфлету. Сарказм и прямое злословие, к которому нередко прибегали Тредиаковский и Ломоносов, не свойственны поэту. Он менее гневлив и более ироничен, его позиции созерцательнее и философичнее. Не случайно стихи поэта порой сентенциозны, и формулы, схожие с басенной моралью, то и дело появляются в его эпиграммах:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Не вознесемся мы великими чинами, Когда сии чины не вознесутся нами. Не вознесемся мы великими чинами, Когда сии чины не вознесутся нами.Или: Всегда болван - болван, в каком бы ни был чине, Овца - всегда овца и во златой овчине. Всегда болван - болван, в каком бы ни был чине, Овца - всегда овца и во златой овчине.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Язык эпиграмм Сумарокова: Язык эпиграмм Сумарокова: печать старокнижной традиции, печать старокнижной традиции, но борьба за новые формы литературного языка на базе живой разговорной речи проступает очевидно. но борьба за новые формы литературного языка на базе живой разговорной речи проступает очевидно. Какое значение придавал Сумароков в этой борьбе эпиграмме, можно судить по сделанному им замечанию: «Французский язык всей своею красотою остроумным писателям должен». Какое значение придавал Сумароков в этой борьбе эпиграмме, можно судить по сделанному им замечанию: «Французский язык всей своею красотою остроумным писателям должен».

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Дальнейшее обогащение отечественной эпиграмматики. Дальнейшее обогащение отечественной эпиграмматики. В «Овеновых эпиграммах» А. Дубровского заметна ориентации на безобидную шутку. В «Овеновых эпиграммах» А. Дубровского заметна ориентации на безобидную шутку. В них больше юмора, чем иронии, почти всегда они строятся по принципу комического уподобления: В них больше юмора, чем иронии, почти всегда они строятся по принципу комического уподобления: Не мог я никогда сочесть волос своих, Не мог я никогда сочесть волос своих, Не мог и ты своих, затем что нету их. Не мог и ты своих, затем что нету их.Или: Я взял жену себе, женой другой владеет; Подобно мед пчела не для себя имеет. Я взял жену себе, женой другой владеет; Подобно мед пчела не для себя имеет.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый У К. Кондратовича, уверявшего, что он автор шестнадцати тысяч эпиграмм, сатирическое начало - характернейший признак упражнений в излюбленном жанре. Недаром он повторял вслед за Джоном Оуэном ( ): У К. Кондратовича, уверявшего, что он автор шестнадцати тысяч эпиграмм, сатирическое начало - характернейший признак упражнений в излюбленном жанре. Недаром он повторял вслед за Джоном Оуэном ( ): Сатыры суть не что ино, но епиграммы длинны, Сатыры суть не что ино, но епиграммы длинны, А епиграммы краткие суть без сатыр нечинны. А епиграммы краткие суть без сатыр нечинны.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Порой К. Кондратович снабжает свои стихотворения эпиграфами из латинских и апокрифических текстов, философствует над эпизодами исторической жизни: Порой К. Кондратович снабжает свои стихотворения эпиграфами из латинских и апокрифических текстов, философствует над эпизодами исторической жизни: Historia Anglica. Historia Anglica. Язык человеч в падение ему. Язык человеч в падение ему. Сирах. Сирах. Ессекс, британский граф, сказал Елисавете: «Как телом, нравом так горбата ты в совете!» Язык головушку на плаху положил, Без кости, без хрящу он шеишку сломил. Ессекс, британский граф, сказал Елисавете: «Как телом, нравом так горбата ты в совете!» Язык головушку на плаху положил, Без кости, без хрящу он шеишку сломил.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый И. Барков: «Краткое тверже помнится». И. Барков: «Краткое тверже помнится». Словно руководствуясь этой заповедью, М. Херасков создает смешные изречения и эпитафии, которые очень точно отвечают мнению об эпиграмме Н. Буало: «Острота с парой рифм - вот все, что надо в ней»: Словно руководствуясь этой заповедью, М. Херасков создает смешные изречения и эпитафии, которые очень точно отвечают мнению об эпиграмме Н. Буало: «Острота с парой рифм - вот все, что надо в ней»: За взятки и грабеж подьячий здесь повис. Вверх тело поднялось, душа спустилась вниз. Или: Поветрие, война опустошает свет, А более всего рецепты да ланцет

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Развитие русской эпиграммы сказывалось и в обогащении композиционных форм, Развитие русской эпиграммы сказывалось и в обогащении композиционных форм, и в эволюции ее отдельных видов. и в эволюции ее отдельных видов. Литературная эпиграмма бытовала в русской поэзии и до И. Хемницера, но под его пером она стала живым откликом на произведения отечественной словесности. Литературная эпиграмма бытовала в русской поэзии и до И. Хемницера, но под его пером она стала живым откликом на произведения отечественной словесности. Хемницер постоянно вводит в текст эпиграммы персонального адресата; Хемницер постоянно вводит в текст эпиграммы персонального адресата; А.С. Хвостов и Дмитревский, Рубан и В.И. Майков стали персонажами его стихов, но компрометация личности героя уступила в них место критике его творений. Показательны названия некоторых эпиграмм поэта: «На трагедию Хераскова "Венецианская монахиня"», «На Сумарокова "Семиру"»... А.С. Хвостов и Дмитревский, Рубан и В.И. Майков стали персонажами его стихов, но компрометация личности героя уступила в них место критике его творений. Показательны названия некоторых эпиграмм поэта: «На трагедию Хераскова "Венецианская монахиня"», «На Сумарокова "Семиру"»...

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Важный этап в эволюции эпиграммы - творчество Г. Державина: Важный этап в эволюции эпиграммы - творчество Г. Державина: он почти свободен от заимствований, он почти свободен от заимствований, его стихотворения чаще, чем у иных поэтов, пишутся по конкретному поводу и на конкретные лица, его стихотворения чаще, чем у иных поэтов, пишутся по конкретному поводу и на конкретные лица, вбирают в себя неповторимые ситуации и явления, вбирают в себя неповторимые ситуации и явления, сохраняют эту неповторимость благодаря непреднамеренности композиционных форм. сохраняют эту неповторимость благодаря непреднамеренности композиционных форм.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Эпиграммы зачастую подсказаны Державину самим материалом: Эпиграммы зачастую подсказаны Державину самим материалом: именем адресата («На Багратиона»), именем адресата («На Багратиона»), «типологической» схожестью разных случаев и событий («На смерть собачки Милушки»), «типологической» схожестью разных случаев и событий («На смерть собачки Милушки»), выпадом литературного недруга («Ответ Тромпетина к Булавкину») выпадом литературного недруга («Ответ Тромпетина к Булавкину») или подхватом чужого мотива («На сороку в защищение кукушек»)... или подхватом чужого мотива («На сороку в защищение кукушек»)... Это придает большинству эпиграмм Державина блеск экспромта. Это придает большинству эпиграмм Державина блеск экспромта. Они производят впечатление незаданности темы и ее воплощения, ненатужной и едкой игры ума. Не­даром каламбур - один из любимейших приемов поэта: Они производят впечатление незаданности темы и ее воплощения, ненатужной и едкой игры ума. Не­даром каламбур - один из любимейших приемов поэта:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Каламбур - один из любимейших приемов Державина: Каламбур - один из любимейших приемов Державина: Эпитафия Н.Е. Струйскому Средь мшистого сего и влажного толь грота, Пожалуй, мне скажи, могила эта чья? «Поэт тут погребен по имени - струя, Эпитафия Н.Е. Струйскому Средь мшистого сего и влажного толь грота, Пожалуй, мне скажи, могила эта чья? «Поэт тут погребен по имени - струя, А по стихам - болото». А по стихам - болото».

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Смех Державина то прямодушен, то резок, как приговор судьи («Вывеска»), то лукав и забавен: Смех Державина то прямодушен, то резок, как приговор судьи («Вывеска»), то лукав и забавен: Эзоп, Хемницера зря, Дмитрева, Крылова, Последнему сказал: «Ты колок и умен»; Последнему сказал: «Ты колок и умен»; Второму: «Ты хорош для модных, нежных жен»; Второму: «Ты хорош для модных, нежных жен»; С усмешкой первому сжал руку и ни слова. С усмешкой первому сжал руку и ни слова.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый «Гибкие, подвижные ритмы Державина передают живое звучание речи, внутренний драматизм сюжета» (Л.Ф. Ершов). «Гибкие, подвижные ритмы Державина передают живое звучание речи, внутренний драматизм сюжета» (Л.Ф. Ершов). Лучшие эпиграммы поэта - это сумма тесно взаимодействующих приемов. Например, в сатирической миниатюре «Правило жить» движение авторского чувства создается не только интонационным каскадом речи, но и с помощью градации, которая подчеркнута двукратной анафорой, согласованной с парной рифмовкой первых стихов: Лучшие эпиграммы поэта - это сумма тесно взаимодействующих приемов. Например, в сатирической миниатюре «Правило жить» движение авторского чувства создается не только интонационным каскадом речи, но и с помощью градации, которая подчеркнута двукратной анафорой, согласованной с парной рифмовкой первых стихов:

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Утешь поклоном горделивца, Уйми пощечиной сварливца, Засаль подмазкой скрып ворот, Заткни собаке хлебом рот, - Я бьюся об заклад, Что все четыре замолчат.

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Личностное начало выражается у Державина гораздо определеннее, нежели в стихах других эпиграмматистов XVIII века, этическая позиция которых диктовалась достаточно общей нормой для всего просвещенного дворянства. Личностное начало выражается у Державина гораздо определеннее, нежели в стихах других эпиграмматистов XVIII века, этическая позиция которых диктовалась достаточно общей нормой для всего просвещенного дворянства. В эпиграммах поэта быстрее угадывается его личный опыт, стиль жизненного поведения, сильный и независимый характер человека, почитавшего для себя правилом: В эпиграммах поэта быстрее угадывается его личный опыт, стиль жизненного поведения, сильный и независимый характер человека, почитавшего для себя правилом: Змеей пред троном не сгибаться, Стоять - и правду говорить Змеей пред троном не сгибаться, Стоять - и правду говорить («Вельможа»). («Вельможа»).

ВИДЫ АНАЛИЗА. Жанровый Среди эпиграмм Державина есть в полном смысле автобиографическая, в ней смех поэта с привкусом горечи и мрачноват: Среди эпиграмм Державина есть в полном смысле автобиографическая, в ней смех поэта с привкусом горечи и мрачноват: Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит бедняжка вместо свисту; А ей твердят: «Пой, птичка, пой».