Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов.
Advertisements

Тема урока: «Фразеологизмы – мудрость народа» Тема урока: «Фразеологизмы – мудрость народа» Эпиграф урока: Ох, как скучно жить на свете, Ох, как скучно.
Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Учёные поняли, что фразеологизмы создают.
Фразеологизмы русского языка. Фразеологизм (фразеологический оборот, фразема) устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению.
Работу выполнил Шабанов Евгений, ученик 6 класса МОУ « СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Руководитель: Жиркина Н.А., учитель русского.
Выполнил студент группы ЭС-15 Лобазов Александр. Происхождение фразеологизмы Гол как сокол В этой поговорке сокол – не птица, а гладкое дубовое бревно,
А ) По аналогии с дерущимися животными, которых разливали водой, чтобы разнять. Б ) От обычая обливать друг друга на день Ивана Купалы. В ) Так говорят.
История происхождения фразеологизмов Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках.
МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа». Группа «Словознайки».
Основополагающий вопрос: «Зачем нам нужны фразеологизмы?» Вопросы темы учебной программы: Фразеология как раздел науки о языке Фразеология как раздел.
Многозначность фразеологизмов Работу подготовили учащиеся 5 а класса: Моловикова Люда, Евдокимова Полина, Линькова Татьяна.
Мифологические источники фразеологизмов Над презентацией работали : Бурмистренко Анастасия и Белявцева Анастасия.
«Путешествие по Лексикологии и Фразеологии». Много ещё надо работать, чтобы раскрыть сокровища нашего родного слова. В. И. Даль.
Исследовательская работа Подготовила: Попова Елизавета, ученица 4 класса. Руководитель: Родионова Л.М., учитель начальных классов Липецкая область Долгоруковский.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Внеклассное занятие по фразеологии Тема: Хорошо ли мы знаем устойчивые обороты? Цель: Совершенствовать умения в распознавании устойчивых оборотов, в.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Работа выполнена в рамках проекта «Повышения квалификаций различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Транксрипт:

Тема урока: Фразеологизмы – мудрость народа Эпиграф урока Ох, как скучно жить на свете, Коли нет фразеологизмов

Задачи урока: ) познакомить учащихся с синонимией фразеологизмов, с особенностями употребления фразеологизмов в речи; 2) пополнить фразеологический словарик учащихся; 3) развивать умения и навыки использования фразеологизмов в речи.

Оборудование : шуточные рисунки, плакат с флагом Фразеологии, фразеологические словари, карточки для игры «Лото», магнитофон, запись передачи «Радио-няня».

Ход урока - Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами. Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «идиотизмами», « российскими пословиями», предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по- своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи

Древнегреческий миф повествует о том, что жестокий бог Крон не желал иметь детей, так как боялся, что они отнимут у него власть. Поэтому жена его родила Зевса тайком, поручив нимфам ухаживать за ним. Зевс был вскормлён молоком божественной козы Амалфеи. Однажды она, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Нимфа наполнила его плодами и подарила его Зевсу. Тот подарил его воспитавшим его нимфам, пообещав, что из него будет появляться всё то, чего они бы ни пожелали. Так выражение стало символом неисчерпаемого богатства, достатка. Станция

Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм.

Этот фразеологизм означает притворную, лицемерную жалость, неискреннее сожаление. Выражение произошло от широко распространившегося в старину поверья, что крокодил якобы плачет, съедая свою жертву. В одном Азбуковнике (словаре) 17 века сказано о крокодиле: «Егда иметь человека ясти (то есть когда ловит человека, чтобы съесть его), тогда плачет и рыдает, а ясти не перестаёт.

В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Приятно было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых «каш», в которое втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу.

Происходит это выражение от старинного анекдота. Искали однажды вора, не смогли найти и обратились к мудрецу. Тот повёл потерпевших на базар, где обычно все собирались, и вдруг крикнул в толпу: «на воре шапка горит!» Один человек невольно схватился за голову. Он т оказался вором. С тех пор так и говорят о человеке, который невольно выдаёт себя нечаянным словом или поступком.

Станция Какие фразеологизмы нарисованы на рисунках?

1. Укажите неверное выражение: 1. Фразеологизмы -свободные сочетания слов. 2. Существуют фразеологизмы-синонимы 3.К фразеологизмам также можно отнести и пословицы. 4В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения. 2.Найдите предложения, в которых встречаются несвободные словосочетания. 1.Все заботы в семье лежали на плечах Гаврика (В, Катаев). 2. Я перемахнул через забор в какой-то сад (В. Пьецух). 3. Игрушкой золотой он блещет на стене (М. Лермонтов). 4.Она знала, что старуху ждут со дня на день (Л. Толстой). 5.Отец мой редко бывал в хорошем расположении духа (А. Герцен). 6. Хан, строивший крепость, думал только о собственном благе (П. Лукиницкий). Станция

3. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию любить: 1. Как свои пять пальцев 2.Яблоку негде упасть 3. Души не чаять 4. Проще парёной репы 5. Носить на руках 6. Положа руку на сердце 4. Найдите фразеологизмы со значением "пропал без вести" 1. Во что бы то ни стало 2. Игра не стоит свеч 3. Ни слуху ни духу 4. Хоть караул кричи 5. Себе дороже 6. Хоть волком вой 7. Кровь из носу 8. Как в воду канул

5. Найдите фразеологизмы со значением "недружно" 1. Душа в душу 2. Засучив рукава 3. Играть на руку 4. Положа руку на сердце 5. Вставлять палки в колёса 6. Кривить душой 7. как кошка с собакой 8. Через пень в колоду

Станция

Количество пятен на Солнце, по свидетельству учёных, увеличивается. А есть ли на Земле пятна, число которых постоянно уменьшается? Известно, что собственный локоть укусить невозможно, о чём свидетельствует пословица. А какой фразеологизм утверждает противоположное? Что он означает? Попытайтесь объяснить, чем достигается юмористическое осмысление следующих выражений: Крапива проявляла жгучий интерес ко всему, что её касалось. На велосипедном заводе в конце квартала нажимали на все педали. Директор стекольного завода поместил в газете статью под заглавием «Наше время и стекло». Может ли свет находиться в жидком состоянии ? Какого цвета бывает скука?

Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? Выполняется быстро, ловко, хорошо. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д. Очень темно, совершенно ничего не видно. Оказаться в неловком, глупом положении. Молчать, не говорить лишнего. Выполнять обещание. Изобретать то или сообщать о том, что уже давно изобретено или известно. Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком. Его вешают, приходя в уныние. Не цветы, а вянут.

Материал для ВИКторины Каково происхождение фразеологизмов человек в футляре, на деревню дедушке, двадцать два несчастья? Названия каких известных литературных произведений являются фразеологизмами или превратились во фразеологизмы? Каково происхождение фразеологизмов дистанция огромного размера; герой не моего романа; с чувством, с толком, с расстановкой? Откуда вошли в нашу речь фразеологизмы медвежья услуга, рыльце в пуху, тришкин кафтан? Откуда появились выражения: не мудрствуя лукаво, остаться у разбитого корыта, с корабля на бал? Составьте предложения с фразеологизмами-антонимами выйти из себя – взять себя в руки;говорить по существу – переливать из пустого в порожнее. Пользуясь толковым словарём, определите точное значение фразеологизмов громкая фраза, пустой звук, больной вопрос, филькина грамота, мыльный пузырь, шишка на ровном месте. Составьте с ними предложения. В поэме Твардовского «За далью- даль» есть строки: И всё, то корки до корки, Что в книгу вписано вчера, Всё с нами – в силу поговорки Насчёт пера и топора. Объясните, какую поговорку имеет в виду автор, каков её смысл. Какой фразеологизм использован в этих строках?

Хватает с неба звёзд

- Ребята, назовите фразеологизмы, в состав которых входили бы изображённые на рисунке животные. Скажите, когда употребляются эти фразеологизмы? Составьте примеры. Кто больше назовёт фразеологизмов и правильно скажет об их употреблении в речи?

- Давайте вспомним, что мы сегодня нового узнали о фразеологизмах? - Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? - Чем могут различаться фразеологизмы- синонимы? - Что необходимо учитывать при употреблении фразеологизмов в речи? - С какой целью используются фразеологизмы в художественной литературе? - Какова роль фразеологизмов в языке Станция

Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлёт, и слова лад, Им жизнь поэзии согрета, В нём звёзды вечности горят. Народ – певец, ваятель, воин, И в безмятежности своей Бессмертие он удостоен Одной с ним жизнью жить умей.

Желаем вам успехов! - Вот и закончилось наше путешествие. Говорят, конец – делу венец. И нам хочется верить, что все эти задачи и рассказы не только увлекли вас, но и показали, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Берегите его, не портите, не искажайте, не заостряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.