Современный урок информатики Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 3 г.Вольска Худякова О.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современный урок информатики. Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава.
Advertisements

Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Самоанализ урока. Самоанализ Самоанализ- это степень осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока; Самоанализ- это оценка учителем.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Урок в современной школе Как сконструировать современный урок? Лобанов Александр Владимирович учитель физики, информатики МОУ «СОШ с. Ленинское» п. Архара,
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Педагогический семинар 08 марта 2010 года. Комплексный анализ урока Структурно-временной анализ урока.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Анализ современного урока В помощь учителю
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно- воспитательного процесса;
«Внедрение технологии сотрудничества в практику преподавания английского языка в основной школе в рамках личностно-ориентированного обучения.» Выполнил.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Поурочное планирование. Поурочный план – документ, регламентирующий деятельность на уроке: учителя – по организации учебно-воспитательного процесса; учащихся.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Транксрипт:

Современный урок информатики Учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ 3 г.Вольска Худякова О.Н.

Особенности урока информатики: 1.Недостаточная разработанность методик преподавания 2.Имеет межпредметный характер 3.Продолжительное отсутствие государственного стандарта, единых программ. 4.Нечеткость границ школьного и вузовского курсов информатики 5.Высокий темп развития информатики 6.Систематическая самостоятельная работа учащихся 7.Компьютер является средством и объектом обучения 8.Школьники имеют разную возможность в использовании компьютера для выполнения домашнего задания

Особенности урока информатики: 9.Работа за компьютером не может превышать минут 10.Организация совместной деятельности малых групп (2-4 на один компьютер) 11.Требуется сочетание компьютерных и некомпьютерных методов обучения 12.Условия разного уровня знаний и умений 13.Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля 14.Большое значение имеют формы внеклассных занятий 15.Организация обучения и контроль знаний на уроках информатики осуществляют учащиеся – помощники учителя

Урок - это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания.

Подавай материал и учитывай время!

Распределение учебного времени на уроке Получение информации – 40% (учебного времени) 1. Постановка учебной задачи перед учащимися 2. Изложение новых знаний или самостоятельная работа учащихся по их приобретению

Распределение учебного времени на уроке: Освоение информации – 40% 3. Закрепление знаний, умений и навыков на практике 4. Применение знаний, умений и навыков на практике

Распределение учебного времени на уроке: Контроль информации – 5-10% Коррекция процесса рассогласовани я с информацией – 10-15% Коррекция процесса рассогласовани я с информацией – 10-15% 5. Проверка их усвоения

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность

Основные этапы современного урока: 1.Организационный момент 2.Проверка домашнего задания 3.Введение нового материала 4.Закрепление нового материла 5.Контроль за результатом учебной деятельности 6.Задание на дом 7.Подведение итогов урока

Урок может включать все названные элементы – тогда он называется комбинированный урок; или только некоторые элементы – специализированный урок (направленный на решение определенной дидактической задачи)

Структура урока изучения нового материла 1.Организационный момент 2.Первичное введение материала 3.Указание на то, что учащийся должен запомнить 4.Мотивация запоминания 5.Сообщение или актуализация техники запоминания 6.Первичное закрепление 7.Контроль результатов первичного запоминания 8.Регулярное систематизированное повторение 9.Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых 10.Задание на дом 11.Итог урока

Структура урока формирования умений и навыков 1.Оргмомент 2.Повторение сформированных умений и навыков 3.Проведение проверочных упражнений 4.Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования 5.Упражнения на их основе 6.Упражнение на их закрепление 7.Тренировочные упражнения по образцу 8.Упражнения на перенос в сходную ситуацию 9.Упражнения творческого характера 10.Задание на дом 11.Итог урока

Структура урока закрепления 1.Оргмомент 2.Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий 3.Выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений 4.Проверка выполнения работ 5.Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 6.Задание на дом (если это необходимо) 7.Итог урока

Структура урока повторения 1.Оргмомент 2.Постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач 3.Проверка домашнего задания 4.Подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке. 5.Задание на дом 6.Итог урока

Структура урока проверке знаний 1.Организационный момент 2.Вступительное слово учителя 3.Выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий 4.Проверка выполнения работ 5.Формулирование выводов по изученному материалу 6.Оценка результатов урока 7.Подведение итогов 8.Задание на дом (не всегда)

Структура урока применения знаний, умений и навыков 1.Организация начала урока 2.Сообщения темы урока и его задач 3.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений 4.Формирование, закрепление первичных умений 5.Упражнения в применении знаний и умений 6.Творческое применение знаний и умений 7.Упражнение по отработке навыков 8.Домашнее задание 9.Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы

Триединая цель урока (ТЦУ) – это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем к концу урока Образовательная (познавательная) Воспитательная Развивающая Образовательная (познавательная) Воспитательная Развивающая

Образовательный аспект: 1.Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания 2.Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями 3.Формировать навыки 4.Формировать умения 5.Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке

Развивающий аспект: 1.Развитие речи 2.Развитие мышления 3.Развитие сенсорной сферы 4.Развитие двигательной сферы Воспитательная цель - направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга

Рекомендации к плану урока: 1.Начало подготовки к уроку 2.Четко сформировать для себя и для учащихся целевую установку урока 3.Спланировать учебный материал 4.Продумать «изюминку» урока 5.Сгруппировать отобранный учебный материал 6.Спланировать объем и форма самостоятельной работы учащихся 7.Продумать индивидуальный подход к разным ученикам 8.Подготовить оборудование для урока 9.Определить домашнее задание 10.Продумать форму подведения итогов урока 11.Составить конспект урока

Конспект урока1 I. Формальная часть: Дата___________ Урок ________ Тема:_____________________________ Цели: образовательные_____________________________ ______ развивающие_________________________________ _____ воспитательные_____________________________ _______ Тип урока:_______________________________________ _ Оборудование (ТСО, наглядные пособия, программное обеспечение, мультимедиа, ресурсы Интернет). Последовательность отдельных этапов урока с указанием последовательности приемов, форм и методов обучения; ориентировочное время, отводимое на каждый этап.

Конспект урока 2 II. Содержательная часть: 1.Планируемые знания, умения и навыки. 2.Таблица, в которой зафиксировано: что, на каждом этапе урока делают учитель и ученик. Подробный ход урока: проверка домашнего задания; кто и по каким вопросам будет опрошен; фронтальная работа с классом; повторяемый материал; сообщение нового материала; закрепление пройденного материала на уроке; самостоятельная работа; виды контроля знаний и обратной связи; домашнее задание, пояснения к нему; подведение итогов урока

Конспект урока 3 III. Аналитическая часть – самоанализ урока

Пример таблицы план-конспект урока: Деятельность Этап урока учителяучеников

Пример таблицы план-конспект урока: ВремяДействия учителя Действия учащихся Доска/ Экран/ Компьютер

Пример таблицы план-конспект урока: Основное содержание учебного материала Деятельность учителяучащихся I. Постановка цели урокаФормулирует: сформулировать понятия… усвоить…. II. Актуализация знаний и умений: 1. Выполнение упражнения: Предъявляет упражнениеФиксирует упражнение в своих тетрадях. 2. Вопросы для обсужденияУправляет посредством вопросов деятельностью учащихся. Наблюдает за работой учащихся. Осуществляет мотивацию. Отвечают на вопросы учителя, обсуждают ответы товарищей, оформляют результаты упражнения, фиксируют новые понятия и суждения. III. Формирование понятия… 1. Выполнение упражнений… 2… Предъявляет учащимся условия упражнений. Наблюдает за работой учащихся. Самостоятельно выполняют упражнения. Обсуждают результаты выполнения упражнения и т.д.

Самоанализ урока: 1.Общие сведения об уроке Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.О. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока. 2. Организация урока Готовность учителя и учащихся к уроку Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобства для учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета. Мобилизирующее начало урока. Соблюдение техники безопасности и санитарно- гигиенических норм при работе с компьютером.

Самоанализ урока: 3. Структура урока Этапы урока, распределение времени. Четкость этапов его содержанию, выделение главного. Соответствие структуры урока целям и его содержанию. Насыщенность урока и темы. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменным видом деятельности с устными, бескомпьютерные с компьютерными. Нагрузка в течение урока.

Самоанализ урока: 4. Содержание урока Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и уровню знаний учащихся. Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитывающих задач урока, а именно: овладениями учащимися знаниями о процессе преобразования, передачи и использования компьютерных технологий. Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений. Повторение пройденного, опорные знания. Внутрипредметные и межпредметные связи.

Самоанализ урока: 5. Методы, приемы и средства обучения Целесообразность методов обучения. Соответствие содержание урока общедидактическим требованиям Степень интереса учащихся к изучаемому материалы, Наличие обратной связи «учитель – ученик». Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельности в обучении. Индивидуализация обучения - разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым. Система контроля знаний учащихся. Средства достижения и поддержания внимания, учащихся на уроке и интереса к предмету. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Соответствие использованных средств обучения теме урока. Методы деятельности учителя на уроке. Оценка трудоемкости домашнего задания Итоги урока, его воспитательная ценность Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение.

Самоанализ урока: 6. Учитель как личность Знания и методическая грамотность учителя. Культура речи и педагогический такт. Доброта и требовательность к учащимся. Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотрудничество). Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы.

Самоанализ урока: 7. Заключение по уроку Эффективность обучения – насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока. Ценные стороны урока и недостатки. Предложения учителя

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 1. Цель урока сформирована четко, лаконично; соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме Параметры оценкиБалл 2. Тип урока соответствует этапам познавательной деятельности

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 3.Содержание учебного материала соответствует дидактической цели урока; обеспечивается глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов; подбираются примеры на межпредметные и внутрипредметные связи; используются ресурсы Интернет; отсутствуют фактические ошибки и неточности.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 4. Методы обучения соответствуют содержанию учебного материала и цели урока; обеспечивают познавательную самостоятельность, интерес учащихся; способствуют эффективному усвоению материала; позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий; обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 5. Формы организации познавательной деятельности фронтальные, групповые, парные, индивидуальные; соответствуют содержанию, методам и цели урока; обеспечивают включение учеников в познавательную деятельность.

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 6. Учебное оборудование рационально используется классная доска аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы Параметры оценкиБалл 7. Обратная связь процесс усвоение знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются; формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 8. Время урока использовано рационально и эффективно; темп урока оптимальный Параметры оценкиБалл 9. Психологический климат урока организуется содержательная, интересная работа; отсутствует морализация, критические замечания; формируется высокая оценка ученика; оптимистическое, мажорное настроение учителя

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 10. Реализация образовательных задач урока усвоены ведущие идеи, понятия уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний учащихся наличие познавательного интереса к предмету

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 11. Развивающие воздействия урока обучение на достаточно высоком уровне сложности; используются элементы проблемного обучения; формируются элементы теоретического мышления; формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация; обеспечивается высокий уровень речевой активности

Методика системы анализа урока по В.П. Симонову: Параметры оценкиБалл 12. Реализация воспитательных задач урока учитель реализует воспитательный потенциал урока; обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность; оценка знаний является воспитывающем фактором; доминирует положительное эмоциональное состояние; формируется личностное отношение к знаниям; оснащение способствует воспитанию эстетической культуры

Параметры оценкиБалл Общее количество баллов Коэффициент эффективности урока Кто анализировал 2 – высокий уровень 1 – средний уровень 0 – низкий уровень 85 и выше – оценка «отлично»; 65–84 – на «хорошо»; – на «удовлетворительно»

Примерная схема самоанализ урока: Класс _______ Тема урока ________________ Тип урока и его структура ________________ 1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки? 2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...) Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока? 3.Какова триединая дидактическая цель урока ( его обучающий, развивающий, воспитательный объект ), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока. 4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала? 5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать,как другие этапы работали на главный этап? 6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями? 7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся? 8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся. 9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? 10. Наметить перспективы своей деятельности.

Известны основные разделы урока А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В.Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. Повторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока.

Конструктор урока:урока Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4 Этап урокаА2Б6В4Д6Д10Ж4 Время урока Теперь составим определитель времени на каждый из элементов, и проект урока готов:

Домашняя работа учащихся представляет собой самостоятельное выполнение учебных заданий вне рамок существующего расписания уроков для задавания на дом необходимо отводить специальное время; давать задания следует при полном внимании всего класса; домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д. для задавания на дом необходимо отводить специальное время; давать задания следует при полном внимании всего класса; домашнее задание должно быть понято всеми без исключения; учащиеся должны знать не только, что делать, но и как делать: как прочитать учебник, как приступить к решению задачи и т.д.

Приемы подачи домашнего задания: Задание массивом. Стимулируется выполнение большого числа задач из массива релейными контрольными работами. Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Творчество работает на будущее: ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, которые используются в том же или следующих классах. Необычная обычность: учитель задает домашнее задание необычным способом. Идеальное задание: учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию. Доклад должно быть дозировано по времени: от 1 часа в начальной школе до 3-4 часов в выпускных классах должно быть дозировано по времени: от 1 часа в начальной школе до 3-4 часов в выпускных классах

Способы проверки домашнего задания: 1. Решение домашних примеров 2. Выяснено, что задание не выполнено или выполнено неверно у многих учащихся 3. У доски ученик записывает решение задачи или примера. На любом этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д. 4. В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.