Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Условия оптимизации развития познавательной активности в ДОУ средствами технологии ТРИЗ Рожкова Наталья Петровна Педагог дополнительного образования
Технологическая схема опыта Основное кредо в работе: творческая деятельность направлена на поиск нового неизвестного, и изменение устоявшегося Приоритетное направление в работе: развитие творческого интереса и познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством использования ТРИЗ технологии Новизна: создание новой технологии развития детского познавательного потенциала с помощью интеграции технологии ТРИЗ Цель использования данной технологии в детском саду: развитие с одной стороны таких качеств, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой стороны – поисковой активности, речи и творческого воображения, стремление к новизне Педагогическая цель: создание условий для развития познавательной активности у детей посредством применения технологии ТРИЗ
общение со взрослыми и сверстниками; субъективная позиция ребенка в деятельности; направленность деятельности на познание окружающего мира. Три основных условия развития познавательной активности :
Направления, формирующие познавательную активность : организация поисковой деятельности детей в микрогруппах по 68 человек использование мультимедиа систем (просмотр мультфильмов и слайдов по теме) в качестве информационной основы поисковой деятельности планирование поэтапной организации поисковой деятельности по блокам
Этапы развития познавательной активности I этап - подготовительный: стимулирование познавательных мотивов осуществления деятельности, обогащение чувственной сферы, накопление информации об окружающем мире II этап- овладения: перевод чувственной модели окружающего мира в знаковую и формирование интеллектуальной компетентности, предполагающей высокую степень познавательной активности III этап- совершенствования: переход на более высокий уровень проявления познавательной активности и приобретение способности организовывать самостоятельную поисковую деятельность
Зарисовка в журналах лабораторных исследований
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО- ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
Эксперименты с водой: - изучение свойств воды (прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, цвета, умение принимать форму сосуда и отражать); - растворение веществ в воде (краска, соль, сахар, песок, крупа, какао, мел, растительное масло); - впитывание воды различными материалами (ткань, губка, бумага, земля, песок); - фильтрация воды содержащей различные вещества; - заваривание чая, таяние льда и снега при температурных воздействиях.
Эксперименты с различными материалами: - взаимодействие с водой; - взаимодействие с огнем; - определение веса; - проверка на упругость, хрупкость и прочность.
Эксперимент «Трение»
Эксперимент с зеркалами
Эксперимент с магнитами
Эксперимент с сыпучими веществами
Эксперимент «Получение электричества»
Эксперимент «Получение растворов»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ (старшие группы)
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ (подготовительные группы)