Тема проекта: «Цели и пути литературного образования школьников» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 10» Рассадниковой С.П.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология обучения анализу поэтического текста Автор - С.Л.Каганович доктор филологических наук, зав.кафедрой теории и методики общего образования Новгородского.
Advertisements

Технология обучения анализу поэтического текста Автор - доктор филологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Новгородского института развития.
Т.В.Филимонова. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ занятость всех учеников сотрудничество совместный поиск сотворчество самостоятельность опережающий поиск Каждый.
Литературное чтение 4 класс Изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова «Знакомство с новым литературным приёмом - приёмом контраста - в стихотворении.
МОУ лицей 2 Павлово-Посадского муниципального района Московской области Роль «Литературного чтения» в духовно-нравственном воспитании учащихся Скородумова.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературы в 6 классе М.Ю.Лермонтов «Утёс»
Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» Подготовила Учитель начальных классов Смирнова Валентина Сергеевна Смирнова Валентина Сергеевна ГБОУ ЦО 644.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Т ЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТИПА ПРАВИЛЬНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Выступление подготовили учителя МБОУ «СОШ 38» Шамсивалиева А.С.
Симонова Т.Г. МОУ СОШ 3 г.Тарко-Сале Литература как предмет эстетического цикла Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Междуреченская средняя общеобразовательная школа.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Принципы и методы художественной педагогики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 192» Составитель:
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Доклад подготовлен преподавателем музыки МБОУ СОШ 3 им. Героя Советского Союза В.А Борисова Каручком Андреем Севостьяновичем г. Лобня 2012 г.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Транксрипт:

Тема проекта: «Цели и пути литературного образования школьников» (из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 10» Рассадниковой С.П.)

Цель Цель: Определение места и роли уроков литературы в системе школьного образования. Цель: Определение места и роли уроков литературы в системе школьного образования. Задачи: 1) Обосновать литературоведческий подход к преподаванию литературы; Задачи: 1) Обосновать литературоведческий подход к преподаванию литературы; 2) Выработать рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе в форме комплексного анализа текста. 2) Выработать рекомендации по подготовке к олимпиаде по литературе в форме комплексного анализа текста.

Обоснование темы проекта Основная задача литературы – дать учащимся образование, помочь образовать себя, сформировать свой образ. Это возможно только вхождением учащихся в общечеловеческую культуру, культуру своего народа, т.к. именно здесь есть образцы знаний, поведений; оценок мировоззренческих, этических, эстетических и социальных. Мутная телевизионная волна льет на детей иные ценности, потеряны нравственные ориентиры. Этому противостоит высокая культура. Литература – часть этой культуры, представляющая вечные нравственные и эстетические ценности, пути освоения которых и есть основа духовного личностного становления и развития. Чтобы это произошло, учащиеся должны быть грамотными, заинтересованными читателями. Данный проект – итог многолетней работы именно над этой проблемой. Основная задача литературы – дать учащимся образование, помочь образовать себя, сформировать свой образ. Это возможно только вхождением учащихся в общечеловеческую культуру, культуру своего народа, т.к. именно здесь есть образцы знаний, поведений; оценок мировоззренческих, этических, эстетических и социальных. Мутная телевизионная волна льет на детей иные ценности, потеряны нравственные ориентиры. Этому противостоит высокая культура. Литература – часть этой культуры, представляющая вечные нравственные и эстетические ценности, пути освоения которых и есть основа духовного личностного становления и развития. Чтобы это произошло, учащиеся должны быть грамотными, заинтересованными читателями. Данный проект – итог многолетней работы именно над этой проблемой.

Исходя из сказанного выше, определяем содержание современного литературного образования учащихся: Исходя из сказанного выше, определяем содержание современного литературного образования учащихся: Восприятие текста как знаковой системы. Восприятие текста как знаковой системы. Восприятие произведения как системы образов. Восприятие произведения как системы образов. Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста. Самостоятельный глубокий эстетический анализ художественного текста. Умение создавать свои интерпретации художественного текста. Умение создавать свои интерпретации художественного текста.

Обоснованность содержания литературного образования. Формирование читательского представления о художественном тексте как о знаковой системе позволяет разобраться в образной природе искусства, рассмотреть способы создания образа, увидеть текст как систему знаков. Формирование читательского представления о художественном тексте как о знаковой системе позволяет разобраться в образной природе искусства, рассмотреть способы создания образа, увидеть текст как систему знаков. Наука и искусство, служа познанию мира, принципиально различаются: ученый доказывает, а художник показывает через образы, используя различные способы их создания: Наука и искусство, служа познанию мира, принципиально различаются: ученый доказывает, а художник показывает через образы, используя различные способы их создания: музыка – через гармонию звуков музыка – через гармонию звуков живопись – через цвет, сочетание красок, композицию живопись – через цвет, сочетание красок, композицию литература – через слово (эпитеты, сравнения, ключевые слова и т.д.) литература – через слово (эпитеты, сравнения, ключевые слова и т.д.) Роль учителя литературы – помочь учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие нравственные истины могут остаться для учащегося абстрактными, если он не выстрадает их сам, не придет к ним своим путем через собственные открытия и разочарования. Роль учителя литературы – помочь учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления. Многие нравственные истины могут остаться для учащегося абстрактными, если он не выстрадает их сам, не придет к ним своим путем через собственные открытия и разочарования. Закреплению понятия система образов способствует сюжетосложение, завершение описания образов героев в сопоставлении с авторской идеей и личными представлениями о жизни и судьбе человека, эффективен метод интерпретации – дописывание текста и его сопоставление с первоисточником. Закреплению понятия система образов способствует сюжетосложение, завершение описания образов героев в сопоставлении с авторской идеей и личными представлениями о жизни и судьбе человека, эффективен метод интерпретации – дописывание текста и его сопоставление с первоисточником. Изучать литературу как искусство слова можно только литературоведчески. Таким образом, без литературоведения, науки о литературе, невозможно обойтись современному учителю. Изучать литературу как искусство слова можно только литературоведчески. Таким образом, без литературоведения, науки о литературе, невозможно обойтись современному учителю.

Приемы работы с текстом М.Ю. Лермонтов «Утес». М.Ю. Лермонтов «Утес». Цель: выход на систему образов, созданных автором, чтобы показать свое видение жизни. Способ выхода – ключевые слова Цель: выход на систему образов, созданных автором, чтобы показать свое видение жизни. Способ выхода – ключевые слова Тучка (она) Утес (он) Тучка (она) Утес (он) золотая великан золотая великан умчалась влажный след в морщине умчалась влажный след в морщине по лазури одиноко он стоит по лазури одиноко он стоит весело играя задумался глубоко весело играя задумался глубоко тихонько плачет в пустыне тихонько плачет в пустыне Образ светлый, легкий Образ грустный, Образ светлый, легкий Образ грустный, воздушный печальный, одинокий воздушный печальный, одинокий Авторский голос: пока с человеком любовь, он счастлив, силен. Уходит любовь – человек слаб, несчастнее, одинок. Любовь – одна из высших ценностей жизни, раскрывающая ее суть. Авторский голос: пока с человеком любовь, он счастлив, силен. Уходит любовь – человек слаб, несчастнее, одинок. Любовь – одна из высших ценностей жизни, раскрывающая ее суть. Интерпретация текста (дописывание текста). Интерпретация текста (дописывание текста). В.А. Сухомлинский «Старый пес» В.А. Сухомлинский «Старый пес» Текст прерывается после слов: «Зачем тебе еще один пес?» Текст прерывается после слов: «Зачем тебе еще один пес?» Сопоставление работ учащихся с авторской концовкой – осмысление нравственной проблемы, в которое вовлечены все дети. Сопоставление работ учащихся с авторской концовкой – осмысление нравственной проблемы, в которое вовлечены все дети. В работе 6 учащихся из 23 прозвучал ответ: «Тебе скучно, вот я и взял еще одного пса», остальные ответы были либо жесткие, либо даже жестокие: «Ты стар, скоро умрешь…» Автор оказался добрее, человечнее: «Чтобы тебе не было скучно». В работе 6 учащихся из 23 прозвучал ответ: «Тебе скучно, вот я и взял еще одного пса», остальные ответы были либо жесткие, либо даже жестокие: «Ты стар, скоро умрешь…» Автор оказался добрее, человечнее: «Чтобы тебе не было скучно».

Вывод: Отработка ключевых понятий – художественный образ, система образов, средства создания образа, сюжет и его роль в произведении, идея произведения, позиция соавторства – составляющие активной читательской деятельности, иначе говоря, литературоведческое преподавание литературы – требование времени. Отработка ключевых понятий – художественный образ, система образов, средства создания образа, сюжет и его роль в произведении, идея произведения, позиция соавторства – составляющие активной читательской деятельности, иначе говоря, литературоведческое преподавание литературы – требование времени.

Актуальность темы проекта в свете подготовки учащихся к олимпиаде по литературе. Актуальность темы проекта в свете подготовки учащихся к олимпиаде по литературе. «Глубокое понимание литературного произведения предполагает знание «кодов» которые шифруют мысли художника» (из обращения к участникам олимпиады). «Глубокое понимание литературного произведения предполагает знание «кодов» которые шифруют мысли художника» (из обращения к участникам олимпиады). При комплексном анализе рассказа необходимо учесть следующие моменты: При комплексном анализе рассказа необходимо учесть следующие моменты: В основе рассказа лежит случай – единое художественное событие. В основе рассказа лежит случай – единое художественное событие. В рассказе есть сюжет, сюжетные цепочки. В рассказе есть сюжет, сюжетные цепочки. За событием стоит мысль автора, идея, ради которой автор рассказал эту историю. За событием стоит мысль автора, идея, ради которой автор рассказал эту историю. Образы нарисованы словами (слово – состояние, слово – картина). Образы нарисованы словами (слово – состояние, слово – картина). Четкость композиции. Четкость композиции. Художественная деталь. Художественная деталь. Логика образа (завершение линии судьбы каждого героя ). Логика образа (завершение линии судьбы каждого героя ).

Ожидаемые от реализации проекта результаты: Выработка анализа текста как единого целого, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Выработка анализа текста как единого целого, где все средства художественной выразительности взаимосвязаны и подчинены выявлению авторского мироощущения. Возникновение естественных потребностей в знаниях по литературоведению в результате поиска ответов на вопросы осмысления себя, людей, мира при изучении литературных произведений. Возникновение естественных потребностей в знаниях по литературоведению в результате поиска ответов на вопросы осмысления себя, людей, мира при изучении литературных произведений. Процесс общения учителя в ходе анализа литературного произведения с учениками, еще не утратившими детскую непосредственность и непредсказуемость, особую чуткость к слову и образу, способствует духовному становлению, нравственному совершенствованию личности, приблизит учеников к пониманию сущностных, глубинных законов жизни, человеческого бытия. Процесс общения учителя в ходе анализа литературного произведения с учениками, еще не утратившими детскую непосредственность и непредсказуемость, особую чуткость к слову и образу, способствует духовному становлению, нравственному совершенствованию личности, приблизит учеников к пониманию сущностных, глубинных законов жизни, человеческого бытия.

Заключение. Для меня непреложен культ урока. Настоящий в моем понимании урок – это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя технологией урока, в основу которой положены, во-первых, востребованность учеником предмета разговора- исследования, во-вторых, сотверчество учителя и класса. Именно на уроке начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы. Для меня непреложен культ урока. Настоящий в моем понимании урок – это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного тщательно продуманной со стороны учителя технологией урока, в основу которой положены, во-первых, востребованность учеником предмета разговора- исследования, во-вторых, сотверчество учителя и класса. Именно на уроке начинается любой литературный маршрут, открытие какой-либо эстетической, нравственной, философской проблемы.

Приложение М.Ю. Лермонтов «Утес» М.Ю. Лермонтов «Утес» В.А. Сухомлинский «Старый Пес» В.А. Сухомлинский «Старый Пес»