МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Контрольно-оценочная деятельность младших школьников По книге А.Б. Воронцова «Педагогическая технология контрольно- оценочной деятельности младших школьников»
Advertisements

КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КОНТРОЛЬ СИСТЕМА ДЕТСКИХ ДЕЙСТВИЙ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ И ПОЛНОТОЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, ВХОДЯЩИХ В СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников Опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ 25 г. Сургут 1.
Эволюция оценки: вопросы и возможности Воронцов А.Б. 15 декабря 2012 года.
Организация критериального оценивания в начальной школе Способность к приобретению знаний – величайшее преимущество.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Чиканская средняя общеобразовательная школа Методическая тема ШМО учителей начальных классов: «Формирование.
Муниципальное образовательное учреждение Ставровская средняя общеобразовательная школа 1 Учитель начальных классов Стаж работы 23 года Высшая квалификационная.
Базанова О.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП г. Ярцево Смоленской области Формирование оценочной самостоятельности младшего школьника по системе.
Формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников.
РУКОВОДИТЕЛЬ МПЛ «КОД» ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПОЧЕТУХИНА Особенности формирующего и констатирующего оценивания в основной (подростковой) школе.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
Материалы для расширенного заседания ШМО учителей начальных классов г. Педагогический совет Педагогический совет г. Формирование.
Положение о системе оценивания результатов обучения в начальной школе МОУ «СОШ 7» города Сорочинска.
Система оценивания в начальной школе: содержание, технология и формы организации в условиях новых Стандартов Воронцов Алексей Борисович.
Система оценивания в соответствии с ФГОС Учитель начальных классов Исакова Елена Николаевна МБОУ «Краснохолмская сош 2 имени Сергея Забавина.
Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 28 п. Чунский Чунского района Мелентьева Евгения Григорьевна учитель начальных.
Основные функции системы оценки: ориентация на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения программы,
Диагностическая работа – как средство развития оценочной самостоятельности школьников МАОУ «Лицей 5». Г.Пермь Букина И.В., зам.директора по УВР.
Организация действий контроля и оценки в первой фазе учебного года ( совместная постановка и планирование задач года )
Транксрипт:

МОУ СОШ 93 Степанова Е. М. Педагогические условия и средства формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников

Контрольно-оценочная самостоятельность - способность к оценке границ своих знаний и умений

Составляющие контрольно- оценочной самостоятельности Умение опознать задачу как новую Умение опознать задачу как новую Оценить свои возможности действовать в новой ситуации Оценить свои возможности действовать в новой ситуации Отделить известное от неизвестного Отделить известное от неизвестного ( в традиции знание границ ученических возможностей находится в «монопольном ведении» педагога. Сам ученик не ведает, где проходит граница его знаний; Сам ученик обычно не принимает решения о том, что он готов предъявить; Сам ученик никогда не участвует в принятии решения об усвоении темы; Сам ученик редко имеет возможность примерить уровень сложности задачи к своим возможностям и потребностям осваивать этот способ)

Ступени оценочной самостоятельности *** Я умею действовать рефлексивно в ситуациях принципиальной недоопределенности. ????????????????? 2. Я знаю, что я этого не знаю. Я знаю, чего мне не хватает, чтобы узнать. Я умею запросить у взрослого недостающую информацию. 1. Я знаю, что я этого не знаю. Я сообщаю учителю о своем незнании и жду помощи. 0. Я все могу, так как не подозреваю о своем незнании. Поэтому я смело действую наугад.

Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников 1 этап - 1 класс переходный от дошкольного к школьному образованию Содержание КОД Результат КОД - Освоение операционного (процессуального) контроля (сопоставление действий учащихся с заданным образцом); - Соотнесение оценки учащегося с оценкой учителя, работа над критериями; - Рефлексивная оценка ( знание-незнание) - Сравнивать действия (отдельные операции) и результат с готовым образцом; - Оценивать по критериям свои действия и соот- носить свою оценку с оценкой учителя; - Предъявлять на оценку свои достижения

Продолжение схемы 2этап – 2-4 классы Опробование форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества Содержание КОД Результат КОД - Пооперационный контроль как средство определения «ошибкоопасных» мест, поиска возможных причин ошибок; - Формирование рефлексивного контроля (анализ основания собственного действия); - Формирование прогностической оценки (работа по выбору заданий) - Определять возможные «ошибкоопасные» места; - Устанавливать возможные причины ошибок и намечать план их ликвидации; - Устанавливать границу применимости СД; - Классифицировать задания по уровню сложности, выбирать объем и уровень сложности.

Продолжение схемы З этап – 4-5 классы Переходный от начальной к основной школе (рефлексивный этап) Содержание КОД Результат КОД - Определение критериев оценки (что будет проверяться); - Составление проверочных заданий ( в том числе и с «ловушкой»); - Выделение сложности задания; - Создание образца для проверки; - Характеристика ошибок и их причины; - Составление корректировочных заданий - Выход на полный цикл КОД; - Сформированность КОД как основы учебной самостоятельности для основной школы

Основные педагогические условия для разворачивания КОД 1. Безотметочная система оценивания как основа изменения учебной мотивации и построения КО самостоятельности. 4. Поисково- исследовательский тип предметного содержания. 5. Особые «ритмы» в организации ОП. 2. Деятельностный подход в организации ОП. 3. Организация разных форм совместности детей. 6. Ориентация на методы НЕ обучения, а учения учащихся.

Образовательное пространство начальной школы (1-5 класс) Переходная фаза (фаза «запуска») 1 класс (6-7 лет) Основная фаза (фаза решения системы учебных задач) 2-4 класс (8-11 лет) Переходная фаза (рефлексивная) 5 класс Образовательное пространство учебного года Фаза решения учебных задач октябрь Рефлексив- ная фаза апрель-май Фаза «запуска» сентябрь ПУЗРУЗ РЗ Задача

Педагогические средства и оргформы 1. Работа с «картой» знаний учащихся 2. Разновозрастное сотрудничество учащихся учащихся 3. Место и время для предъявления личных достижений учащихся личных достижений учащихся 4. Самостоятельная работа учащихся 5. Организация и проведения учебных занятий занятий

Педагогические приемы формирования действий контроля и оценки у младших школьников 1. «Волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал ( изобретение оценочных шкал самими школьниками) самими школьниками) 2. «Прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения задачи) (оценка своих возможностей для решения задачи) 3. «Задания-ловушки» (рефлексия освоенного способа) (рефлексия освоенного способа) 4. «Составление заданий с ловушками» ( определение или видение возможных ошибкоопасных мест) 5. «Составление задачи, подобной данной» 6. «Классификация задач по способу их решения» ( выделение общего способа действия) ( выделение общего способа действия) 7. «Обнаружение ошибки» 8. «Создание помощника» 9. «Обоснованный отказ от выполнения заданий» (умение обнаружить границу своих знаний) (умение обнаружить границу своих знаний) 10. «Многоступенчатый выбор» 11. «Орфографические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть псевдологичное рассуждение при решении задач)