МОУ «Шимкусская СОШ» Янтиковского района ЧР Проект на тему: «Влияние питательных элементов на рост и развитие растений» исследовательская работа Выполнила:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил: Винокуров Александр, ученик 4 класса МОУ-СОШ 23 г. Чапаевска Самарской области Руководитель: Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов.
Advertisements

Влияние минерального питания на рост и развитие растений Влияние минерального питания на рост и развитие растений Авторы: Дюрягина Е.Е., Дюрягина Е.Е.,
ПОЧВЕННОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ Жизнедеятельность организмов.
Влияние внешних факторов на рост и развитие комнатных растений. Работу выполнила: Пинигина Ольга ученица 1 «Б» класса МОУ «Гимназия 1». Научный руководитель:
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Предмет и методы Лекция 2.
"МБОУ Шлиссельбургская средняя образовательная школа 1 с углублённым изучением отдельных предметов" Проектно-исследовательская работа «Условия прорастания.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Выполнил : ученица 9 А класса МБОУ « СОШ 11 ЗМР РТ » Строителева Светлана 9 А класса МБОУ СОШ 11 Ахметова Алия Руководитель : учитель химии Абдулина М.
МОУ «СОШ 2» Исследовательская работа учащихся на тему: «Влияние различных условий на рост и развитие репчатого лука» Менделеевск, 2010 г.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
ОСНОВНЫЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ГЕОЛОГИИ Лекция 3 по дисциплине «Математические методы моделирования в геологии» 1Грановская Н.В.
Тема: Строение и химический состав клетки. Вы уже знаете, что тела растений и животных построены из клеток. Организм человека тоже состоит из клеток.
Тема: «Влияние солнечного света на рост и развитие культурных растений» Выполнил: Сакипов Тимур Исмагулович ученик 1 класса Руководитель: Джумалиева Гульмира.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Дмитриевская средняя общеобразовательная школа Исследовательская работа Условия, необходимые для.
Учитель математики МОУ СОШ 36 Ковальчук Л.Л
ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ Какие вещества необходимы для минерального питания растений? Из почвы через корни в растения поступают вода и растворенные в ней минеральные.
ТЕМА УРОКА: КОРЕНЬ И ЕГО ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ Сформировать знания о корне как главном вегетативном органе растения; Раскрыть функции корня; Показать разнообразие.
Минеральные удобрения. Какие элементы необходимы для роста и развития растений?
Влияние среды на развитие растения из семени Исследование проводил ученик 3 «Б» класса МОУ СОШ N21 Пономарёв Виктор Исследование проводил ученик 3 «Б»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей 62 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей.
Транксрипт:

МОУ «Шимкусская СОШ» Янтиковского района ЧР Проект на тему: «Влияние питательных элементов на рост и развитие растений» исследовательская работа Выполнила: ученица 11 «б» класса МОУ Выполнила: ученица 11 «б» класса МОУ «Шимкусская СОШ» Сереброва Наташа Руководитель: учитель химии и биологии Руководитель: учитель химии и биологии МОУ «Шимкусская СОШ» Кириллова З.В.

Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Их можно встретить везде. Каждое растение содержит определенное количество питательных элементов. При отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Ведь, разведение растений и правильный уход за ними, просто необходимо. Я заинтересовалась и решила провести исследование. Наша планета покрыта ковром зеленых растений. Их можно встретить везде. Каждое растение содержит определенное количество питательных элементов. При отсутствии в почве одного из этих элементов происходят резкие изменения основных жизненных функций растений: тормозится рост, нарушается нормальный ход фотосинтеза. Ведь, разведение растений и правильный уход за ними, просто необходимо. Я заинтересовалась и решила провести исследование. моей работы является исследование влияния питательных элементов на рост и развитие растений. Целью моей работы является исследование влияния питательных элементов на рост и развитие растений. Для этого необходимо решить задачи: Для этого необходимо решить задачи: - проследить динамику роста надземной части и корневой системы под влиянием разных питательных растворов; - определить количество и размеры листьев; - выработать умение анализировать состояние растения и делать выводы о недостатке конкретных макроэлементов в его питании; - провести статистическую обработку результатов.

Приложение I Таблица 1. Содержание питательных веществ в почве(в %) Виды почв. Соединения, содержащие питательные вещества. N P(P 2 O 5 ) K(K 2 O) Ca (CaO) Mg (MgO) 0,07-0,5 0,03-0,250,3-30,2-2 0,4-4 и > Особые виды почв. Нитраты, нитриты, свободный азот. Подзолистые, красноземы. Фосфаты алюминия и железа (труднодоступны е). Черноземы. Фосфаты кальция и магния(легкодост упные). Глинистые, суглинистые. Самое большое содержание, в основном KCl. Черноземы. Наиболее богаты. Подзолистые. Наименее богаты. Черноземы, каштановые, сероземы, суглинок, глина. Большое количество. Песчаные, супесчаные, торфяные. Малое количество. Силикаты и алюмосиликаты.

Минеральное питание растений Растения должны получать из окружающей среды определенные вещества, вовлекаемые в сложные биохимические реакции, в результате которых поддерживаются структура и рост клеток. Помимо света высшим растениям для метаболизма и роста нужны вода и некоторые химические элементы. По сравнению с животными пищевые потребности растений относительно просты. При благоприятных внешних условиях большинство зеленых растений может использовать энергию света для превращения СО 2 и Н 2 О в органические соединения, служащие источником энергии. Растения могут синтезировать и все необходимые аминокислоты и витамины, используя неорганические питательные вещества, поступающие из окружающей среды. Питание растений включает поглощение из среды всех исходных веществ, необходимых для биохимических реакций, распределение этих веществ по растению и использование в процессах метаболизма и роста. По крайней мере 10 химических элементов, присутствующих в растениях, необходимы для нормального роста. В отсутствии любого из них наблюдаются характерные нарушения роста или симптомы повреждения. Часто такие растения не могут нормально размножаться. Эти десять элементов – углерод, водород, кислород, калий, кальций, магний, азот, фосфор, сера и железо – были определены как химические элементы, необходимые для роста растений. Они, таким образом, относятся к необходимым минеральным, или необходимым неорганическим питательным веществам. Растения должны получать из окружающей среды определенные вещества, вовлекаемые в сложные биохимические реакции, в результате которых поддерживаются структура и рост клеток. Помимо света высшим растениям для метаболизма и роста нужны вода и некоторые химические элементы. По сравнению с животными пищевые потребности растений относительно просты. При благоприятных внешних условиях большинство зеленых растений может использовать энергию света для превращения СО 2 и Н 2 О в органические соединения, служащие источником энергии. Растения могут синтезировать и все необходимые аминокислоты и витамины, используя неорганические питательные вещества, поступающие из окружающей среды. Питание растений включает поглощение из среды всех исходных веществ, необходимых для биохимических реакций, распределение этих веществ по растению и использование в процессах метаболизма и роста. По крайней мере 10 химических элементов, присутствующих в растениях, необходимы для нормального роста. В отсутствии любого из них наблюдаются характерные нарушения роста или симптомы повреждения. Часто такие растения не могут нормально размножаться. Эти десять элементов – углерод, водород, кислород, калий, кальций, магний, азот, фосфор, сера и железо – были определены как химические элементы, необходимые для роста растений. Они, таким образом, относятся к необходимым минеральным, или необходимым неорганическим питательным веществам.

Экспериментальная часть Опыт. Выращивание растений на водных культурах на различных питательных средах. Экспериментальная часть Опыт. Выращивание растений на водных культурах на различных питательных средах. Для проращивания взяты семена трех сортов огурцов: Майский F1, Корина F1, Зодиак F1. Результаты проращивания семян в таблице 2 (Приложение II). Наблюдения показали, что семена не всех сортов огурцов прорастают одинаково. Вывод: наилучшая всхожесть семян сорта «Майский F1» %. Для проращивания взяты семена трех сортов огурцов: Майский F1, Корина F1, Зодиак F1. Результаты проращивания семян в таблице 2 (Приложение II). Наблюдения показали, что семена не всех сортов огурцов прорастают одинаково. Вывод: наилучшая всхожесть семян сорта «Майский F1» %. Для водных культур для приготовления питательных смесей используем банки емкостью 1 л (Приложение III). Подготовка питательных смесей. Для водных культур для приготовления питательных смесей используем банки емкостью 1 л (Приложение III). Подготовка питательных смесей. Полный питательный раствор Кнопа Соли(масса в г на 1 л раствора) Нитрат кальция 1,000 Фосфат кальция однозамещенный 0,250 Сульфат магния 0,250 Хлорид калия 0,125 Хлорид железа 4капли Смесь с исключением калия Нитрат кальция 1,000 Фосфат натрия однозамещенный 0,250 Сульфат магния 0,250 Хлорид натрия- 0,09 Хлорид железа 4капли Смесь с исключением фосфора Нитрат кальция 1,000 Сульфат магния 0,250 Хлорид калия 0,250 Хлорид железа 4 капли Смесь с исключением азота Смесь с исключением азота Фосфат кальция однозамещенный 0,250 Сульфат магния 0,250 Хлорид калия 0,125 Сульфат кальция 1,030 Хлорид железа 4 капли Приготовленные питательные смеси наливаем в банки, предварительно оклеенные бумагой для затемнения растворов. На каждой банке указываем питательную смесь (Приложение III). Приготовленные питательные смеси наливаем в банки, предварительно оклеенные бумагой для затемнения растворов. На каждой банке указываем питательную смесь (Приложение III).

Приложение II Таблица 2. Результаты проращивания семян Название сорта Наблюдения «Майский F1» - 10 семян Проросли 7 семян Появились листочки у всех семян 2 «Корина F1» - 8 семян Проросли 4 семени Появились листочки у 7 семян 3 «Зодиак F1» - 10 семян набухли Проросли 2 семени

Приложение III

Перед посадкой растений в банки измеряем высоту надземной части, длину корневой системы, объем корневой системы, количество листьев, их площадь. Измеренные растения высаживаем в банки с питательными смесями. Для этого в пропарафинированной марле пинцетом прокалываем отверстия так, чтобы в них проходила корневая система проростков. Около каждого отверстия ручкой пишем номер высаживаемого растения (чтобы не перепутать измеренные растения при снятии опыта). При посадке в отверстие осторожно просовываем корневую систему (она вся должна быть погружена в питательный раствор). Растение закрепляется в отверстии кусочком ваты. В марле делаем еще одно отверстие для стеклянной трубочки, через которую продуваем раствор (Приложение III). Один раз в неделю растворы продуваем, подсоединяя к стеклянной трубочке резиновую грушу. Один раз в 10 дней производим смену питательного раствора. При появлении осадка в растворе перемешиваем его палочкой. Перед посадкой растений в банки измеряем высоту надземной части, длину корневой системы, объем корневой системы, количество листьев, их площадь. Измеренные растения высаживаем в банки с питательными смесями. Для этого в пропарафинированной марле пинцетом прокалываем отверстия так, чтобы в них проходила корневая система проростков. Около каждого отверстия ручкой пишем номер высаживаемого растения (чтобы не перепутать измеренные растения при снятии опыта). При посадке в отверстие осторожно просовываем корневую систему (она вся должна быть погружена в питательный раствор). Растение закрепляется в отверстии кусочком ваты. В марле делаем еще одно отверстие для стеклянной трубочки, через которую продуваем раствор (Приложение III). Один раз в неделю растворы продуваем, подсоединяя к стеклянной трубочке резиновую грушу. Один раз в 10 дней производим смену питательного раствора. При появлении осадка в растворе перемешиваем его палочкой.

Исследование 1.Развитие надземной части растений. 1.Развитие надземной части растений. Один раз в десять дней проводились измерения длины наземной части огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 3(Приложение V), показаны на графике «Зависимость роста растений от питательных элементов» (Приложение VI) и диаграмме прироста наземной части (Приложение VII). Исследования показали, что при полном наборе основных питательных элементов наблюдается усиление линейного роста побега, стебли вытянуты. При отсутствии фосфора наблюдается замедленный рост. При отсутствии калия стебель растения тонкий, вялый. При отсутствии азота можно заметить, что растение слабое, плохо развивается и ветвится, становится тонким и растет медленно. Наибольший прирост у растений, росших при полном наборе основных питательных элементов. А наименьший прирост наземной части у побегов огурца, росших при отсутствии калия (Приложение IV, рис. 4, 5, 6, 7).Вывод: Наиболее интенсивный рост наземной части в длину происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия задерживает рост растения. Один раз в десять дней проводились измерения длины наземной части огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 3(Приложение V), показаны на графике «Зависимость роста растений от питательных элементов» (Приложение VI) и диаграмме прироста наземной части (Приложение VII). Исследования показали, что при полном наборе основных питательных элементов наблюдается усиление линейного роста побега, стебли вытянуты. При отсутствии фосфора наблюдается замедленный рост. При отсутствии калия стебель растения тонкий, вялый. При отсутствии азота можно заметить, что растение слабое, плохо развивается и ветвится, становится тонким и растет медленно. Наибольший прирост у растений, росших при полном наборе основных питательных элементов. А наименьший прирост наземной части у побегов огурца, росших при отсутствии калия (Приложение IV, рис. 4, 5, 6, 7).Вывод: Наиболее интенсивный рост наземной части в длину происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия задерживает рост растения.

2. Длина и объём корневой системы. Один раз в десять дней проводились измерения длины объёма корневой системы огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 3(Приложения V), показаны на графиках «Зависимость роста растений от питательных элементов» и диаграммах прироста длины и объёма корневой системы (Приложения VI,VII). Исследования показали, что при полном наборе основных питательных элементов корневая система развивается лучше (хорошо развит главный корень и боковые корни) – наблюдается наибольший прирост. На формирование корневой системы в большей степени влияет отсутствие фосфора – наименьший прирост. При отсутствии калия и азота корневая система слабая и наблюдается малое количество боковых корней. Вывод: Наиболее интенсивный рост корневой системы происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия задерживает формирование корневой системы растения. Один раз в десять дней проводились измерения длины объёма корневой системы огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 3(Приложения V), показаны на графиках «Зависимость роста растений от питательных элементов» и диаграммах прироста длины и объёма корневой системы (Приложения VI,VII). Исследования показали, что при полном наборе основных питательных элементов корневая система развивается лучше (хорошо развит главный корень и боковые корни) – наблюдается наибольший прирост. На формирование корневой системы в большей степени влияет отсутствие фосфора – наименьший прирост. При отсутствии калия и азота корневая система слабая и наблюдается малое количество боковых корней. Вывод: Наиболее интенсивный рост корневой системы происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия задерживает формирование корневой системы растения.

3.Количество и площадь листьев. 3.Количество и площадь листьев. Один раз в десять дней проводились подсчет и измерения площади листьев огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 4(Приложение VIII) показаны на графиках «Зависимость роста растений от питательных элементов» и диаграммах прироста количества и площади листьев (Приложения VI, VII). Исследования показали, что полный набор основных питательных элементов влияет на количество листьев и их площадь - наблюдается наибольший прирост. При недостатке азота наблюдается малый прирост биомассы растений – небольшой прирост количества и площади листьев. О влиянии на рост растений отсутствие основных питательных элементов можно судить и по интенсивности окраски листьев. Листья растений, выращенные при полном наборе питательных элементов, имеют ярко- зеленую окраску. При отсутствии калия края листьев окрашены в коричневый цвет различных оттенков, так называемый «краевой ожог». Листья вялые, высыхают как обожженные, наблюдается резкое ослабление фотосинтеза. При недостатке азота листья мелкие, со временем приобретают светло-зеленую, даже желтоватую окраску. Пожелтение начинается с нижних листьев. Если отсутствует фосфор листья мелкие, серо-зеленые, даже с некоторым голубоватым оттенком (Приложение IV,рис. 4,5,6,7). Вывод: Наиболее интенсивный рост листьев происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия влияют на размеры и окраску листьев. Один раз в десять дней проводились подсчет и измерения площади листьев огурцов, выращенных в условиях разных питательных растворах. Результаты измерения даны в таблице 4(Приложение VIII) показаны на графиках «Зависимость роста растений от питательных элементов» и диаграммах прироста количества и площади листьев (Приложения VI, VII). Исследования показали, что полный набор основных питательных элементов влияет на количество листьев и их площадь - наблюдается наибольший прирост. При недостатке азота наблюдается малый прирост биомассы растений – небольшой прирост количества и площади листьев. О влиянии на рост растений отсутствие основных питательных элементов можно судить и по интенсивности окраски листьев. Листья растений, выращенные при полном наборе питательных элементов, имеют ярко- зеленую окраску. При отсутствии калия края листьев окрашены в коричневый цвет различных оттенков, так называемый «краевой ожог». Листья вялые, высыхают как обожженные, наблюдается резкое ослабление фотосинтеза. При недостатке азота листья мелкие, со временем приобретают светло-зеленую, даже желтоватую окраску. Пожелтение начинается с нижних листьев. Если отсутствует фосфор листья мелкие, серо-зеленые, даже с некоторым голубоватым оттенком (Приложение IV,рис. 4,5,6,7). Вывод: Наиболее интенсивный рост листьев происходит при полном наборе макроэлементов. Недостаток фосфора, азота и калия влияют на размеры и окраску листьев.

Методы статистической обработки результатов 1.Оценки рядов: среднее, отклонение, вариация Результаты многократных измерений одного фактора в статистике называют рядом. Для характеристики ряда используют три основных показателя: среднюю арифметическую, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Результаты многократных измерений одного фактора в статистике называют рядом. Для характеристики ряда используют три основных показателя: среднюю арифметическую, среднее квадратичное отклонение и коэффициент вариации. Средняя арифметическая характеризует среднюю величину членов ряда. Она вычисляется как сумма значений всех членов ряда, деленная на число членов этого ряда:. Средняя арифметическая характеризует среднюю величину членов ряда. Она вычисляется как сумма значений всех членов ряда, деленная на число членов этого ряда:. Среднее квадратичное отклонение отражает то, насколько отдельные члены ряда отклоняются от среднего значения, при этом среднее квадратичное отклонение имеет ту же размерность, что и члены ряда. Для вычисления среднего квадратичного отклонения есть несколько формул, но мы используем:, где - среднее квадратичное отклонение, N – число членов ряда, М – средняя арифметическая ряда, - сумма квадратов разностей каждого члена ряда и средней арифметической. Среднее квадратичное отклонение отражает то, насколько отдельные члены ряда отклоняются от среднего значения, при этом среднее квадратичное отклонение имеет ту же размерность, что и члены ряда. Для вычисления среднего квадратичного отклонения есть несколько формул, но мы используем:, где - среднее квадратичное отклонение, N – число членов ряда, М – средняя арифметическая ряда, - сумма квадратов разностей каждого члена ряда и средней арифметической. Коэффициент вариации – это выраженное в процентах отношение среднего квадратичного отклонения к средней арифметической:. В отличие от среднеквадратичного отклонения, коэффициент вариации – безмерная величина, поэтому он может служить для сравнения по степени вариабельности любых рядов. Коэффициент вариации – это выраженное в процентах отношение среднего квадратичного отклонения к средней арифметической:. В отличие от среднеквадратичного отклонения, коэффициент вариации – безмерная величина, поэтому он может служить для сравнения по степени вариабельности любых рядов. 2.Сравнение рядов (достоверность различий) 2.Сравнение рядов (достоверность различий) Методы сравнения рядов позволяют делать вывод о том, насколько различаются между собой два сравниваемых ряда или две наблюдаемые частоты, а также сравнивать теоретически ожидаемую и реально наблюдаемую частоты каких-либо событий. Ранговый критерий Вилкоксона позволяет наиболее просто провести сравнение двух совокупностей, закономерности, распределения которых неизвестны, по их основной тенденции и проверить существование между ними достоверных различий. Вычисление критерия начинают с того, что проводят совместное ранжирование обоих рядов (значения из разных рядов выстраивают в один общий ряд), причем значения, принадлежащие к разным рядам, записывают в двух разных строках. Если в обоих рядах окажутся совпадающие варианты, то их вычеркивают и в последующем не рассматривают. Методы сравнения рядов позволяют делать вывод о том, насколько различаются между собой два сравниваемых ряда или две наблюдаемые частоты, а также сравнивать теоретически ожидаемую и реально наблюдаемую частоты каких-либо событий. Ранговый критерий Вилкоксона позволяет наиболее просто провести сравнение двух совокупностей, закономерности, распределения которых неизвестны, по их основной тенденции и проверить существование между ними достоверных различий. Вычисление критерия начинают с того, что проводят совместное ранжирование обоих рядов (значения из разных рядов выстраивают в один общий ряд), причем значения, принадлежащие к разным рядам, записывают в двух разных строках. Если в обоих рядах окажутся совпадающие варианты, то их вычеркивают и в последующем не рассматривают.

После этой процедуры членам объединенного ряда присваивают ранги. Ранжирование – это замена числовых значений ряда порядковыми номерами этих значений при расположении их от большего к меньшему (в порядке убывания). Далее вычисляют сумму рангов каждого из рядов в отдельности, и результаты подставляют в формулу:, где - число членов ряда, обладающего меньшей суммой рангов, – число членов ряда, обладающего большей суммой рангов, - общее число членов совокупного ряда, - меньшая сумма рангов. Если полученное значение превышает 1,13, то можно сделать вывод о достоверности различий ряда. После этой процедуры членам объединенного ряда присваивают ранги. Ранжирование – это замена числовых значений ряда порядковыми номерами этих значений при расположении их от большего к меньшему (в порядке убывания). Далее вычисляют сумму рангов каждого из рядов в отдельности, и результаты подставляют в формулу:, где - число членов ряда, обладающего меньшей суммой рангов, – число членов ряда, обладающего большей суммой рангов, - общее число членов совокупного ряда, - меньшая сумма рангов. Если полученное значение превышает 1,13, то можно сделать вывод о достоверности различий ряда. 3.Результаты статистической обработки 1.Результаты оценки рядов: среднее, отклонение, вариация даны в таблице 3 (Приложение V). 1.Результаты оценки рядов: среднее, отклонение, вариация даны в таблице 3 (Приложение V). 2. Расчет рангового критерия Вилкоксона. 2. Расчет рангового критерия Вилкоксона. Для сравнения возьмем значение длины корневой системы. Требуется оценить, существенны ли различия между значениями длины корневой системы при полном питательном растворе Кнопа (1) и смеси с исключением фосфора (2). Для сравнения возьмем значение длины корневой системы. Требуется оценить, существенны ли различия между значениями длины корневой системы при полном питательном растворе Кнопа (1) и смеси с исключением фосфора (2). Проведем совместное ранжирование. Затем присваиваем каждому члену ряда соответствующий ранг. Сумма рангов 1 равна 10 (число членов ряда - 4). Сумма рангов 2 равна 26 (число членов ряда - 4). Подставляя полученные значения в формулу критерия, получаем:. Проведем совместное ранжирование. Затем присваиваем каждому члену ряда соответствующий ранг. Сумма рангов 1 равна 10 (число членов ряда - 4). Сумма рангов 2 равна 26 (число членов ряда - 4). Подставляя полученные значения в формулу критерия, получаем:. Вывод: Поскольку полученное значение критерия (1,3) больше критического (1,13), у нас есть основания для заключения о существовании зависимости развитие растения от питательных элементов. Вывод: Поскольку полученное значение критерия (1,3) больше критического (1,13), у нас есть основания для заключения о существовании зависимости развитие растения от питательных элементов.

Заключение Рост растений – необратимое увеличение размеров и массы растений, связанные с новообразованием элементов их структуры; складывается из роста клеток, тканей, органов. Основные этапы роста растений – деление клеток, их растяжение и дифференцировка – происходит в специальных образовательных тканях, меристемах, благодаря деятельности которых растения способны расти в течение всей жизни. Типы роста различных органов определяется расположением меристем. Стебли и корни растут верхушками – апикальный рост. У листьев зона нарастания обычно находится у их основания – базальный рост. Характер роста растений часто зависит от видовой специфики. У злаков, например, рост стебля осуществляется у основания междоузлий – интеркалярный рост. Интенсивность ростовых процессов находится в прямой зависимости от снабжения меристем ассимилянтами, а следовательно, и от условий освещенности, минерального питания, водного режима, длины дня, температуры. Таким образом, проводя исследование, я пришла к утверждению правильности гипотезы: Рост растений – необратимое увеличение размеров и массы растений, связанные с новообразованием элементов их структуры; складывается из роста клеток, тканей, органов. Основные этапы роста растений – деление клеток, их растяжение и дифференцировка – происходит в специальных образовательных тканях, меристемах, благодаря деятельности которых растения способны расти в течение всей жизни. Типы роста различных органов определяется расположением меристем. Стебли и корни растут верхушками – апикальный рост. У листьев зона нарастания обычно находится у их основания – базальный рост. Характер роста растений часто зависит от видовой специфики. У злаков, например, рост стебля осуществляется у основания междоузлий – интеркалярный рост. Интенсивность ростовых процессов находится в прямой зависимости от снабжения меристем ассимилянтами, а следовательно, и от условий освещенности, минерального питания, водного режима, длины дня, температуры. Таким образом, проводя исследование, я пришла к утверждению правильности гипотезы: - Наличие питательных элементов в почве влияет на ростовые процессы растений. - Наличие питательных элементов в почве влияет на ростовые процессы растений. -Из анализа результатов опытов следует, что недостаток фосфора отрицательно влияет на апикальный рост растения – замедляется рост корня; приводит к разрушению фотосинтетического пигмента хлорофилла – листья серо-зелёные. -Из анализа результатов опытов следует, что недостаток фосфора отрицательно влияет на апикальный рост растения – замедляется рост корня; приводит к разрушению фотосинтетического пигмента хлорофилла – листья серо-зелёные. -Недостаток азота влияет на апикальный и интеркалярный рост стебля - растения растут слабо, плохо развиваются и ветвятся, становятся тонкими, листья мелкие, приобретают светло-зеленую, даже желтоватую окраску (хлороз). -Недостаток азота влияет на апикальный и интеркалярный рост стебля - растения растут слабо, плохо развиваются и ветвятся, становятся тонкими, листья мелкие, приобретают светло-зеленую, даже желтоватую окраску (хлороз). -Отрицательное влияние на ростовые процессы корневой системы оказывает недостаток калия. -Отрицательное влияние на ростовые процессы корневой системы оказывает недостаток калия. Данные результаты опытов могут иметь практическое значение при выращивании комнатных растений, а также полезной информацией при культивировании растительных культур в открытом грунте. Данные результаты опытов могут иметь практическое значение при выращивании комнатных растений, а также полезной информацией при культивировании растительных культур в открытом грунте. Проделав данную работу, я пришла к выводу, в каком количестве и когда необходимо вносить минеральные удобрения в почву. Ведь избыток питательных элементов, как и недостаток, отрицательно влияют на рост и развитие растений. Проделав данную работу, я пришла к выводу, в каком количестве и когда необходимо вносить минеральные удобрения в почву. Ведь избыток питательных элементов, как и недостаток, отрицательно влияют на рост и развитие растений.

Литература Астафуров В. И. Основы химического анализа.-М.: Просвещение, с. Астафуров В. И. Основы химического анализа.-М.: Просвещение, с. Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, с. Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская энциклопедия, с. Гмурман В. Е. Теория вероятности и математическая статистика.- М.: Высшая школа, с. Гмурман В. Е. Теория вероятности и математическая статистика.- М.: Высшая школа, с. Дружинин С. В. Особенности минерального питания растения/ ж. Биология, 2005, 12 с Дружинин С. В. Особенности минерального питания растения/ ж. Биология, 2005, 12 с Малый практикум по физиологии растений / Сост. С. Н. Гудкова, Л. М.: Кудикова.- М., Высшая школа, с. Малый практикум по физиологии растений / Сост. С. Н. Гудкова, Л. М.: Кудикова.- М., Высшая школа, с. Справочник школьника и студента по биологии.- М.: Дрофа, с. Справочник школьника и студента по биологии.- М.: Дрофа, с. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология.- М.: Аванта +, с. Энциклопедия для детей. Том 2. Биология.- М.: Аванта +, с.

Приложение IV

Приложение V Таблица 3. Полный питательный раствор Кнопа Проба 1 1,58,09,117,0 Проба 2 1,68,19,016,8 Проба 3 1,47,98,917,0 Среднее арифметическое значение 1,58,09,016,9 Среднее квадратичное отклонение 0,10,10,10,12 Коэффициент вариации 6,61,251,10,7 Смесь с исключением калия Проба 1 3,17,37,37,3 3,27,77,77,7 Проба 3 3,17,67,67,6 Среднее арифметическое значение 3,07,57,57,5 Среднее квадратичное отклонение 0,210,210,210,21 Коэффициент вариации 72,82,82,8

Приложение V (продолжение) Смесь с исключением фосфора Проба 1 4,29,39,817,2 Проба 2 4,69,710,217,3 Проба 3 4,59,611,118,1 Среднее арифметическое значение 4,49,510,317,5 Среднее квадратичное отклонение 0,210,210,60,49 Коэффициент вариации 4,72,25,82,8 Смесь с исключением азота Проба 1 1,88,28,714,7 Проба 2 2,28,79,216,1 Проба 3 2,08,59,015,1 Среднее арифметическое значение 2,08,59,015,1 Среднее квадратичное отклонение 0,20,20,250,72 Коэффициент вариации 10,02,32,74,7

Приложение VI Зависимость роста растений от питательных элементов дата Высота надземной части, см полный питательный раствор Кнопа смесь с исключением калия смесь с исключением фосфора смесь с исключением азота

Приложение VII Прирост надземной части растений, см Итого: Полный питательный раствор Кнопа Смесь с исключением калия Смесь с исключением фосфора Смесь с исключением азота