Одарённый ребёнок и личностно- ориентированный подход в его обучении и воспитании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Advertisements

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Открытия начинаются там, где кончается знание учителя и начинается знание ученика. К.А. Федин.
Необычно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности, быстроту и точность выполнения умственных операций, сформированность.
К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Система работы с одаренными детьми МКОУ Прихолмская СОШ 4 Гаврилова Ирина Викторовна Одаренность – явление. Одаренные дети – проблема?
Одаренность – стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Педсовет на тему «Одаренный ребенок. Как его учить?» Зам. директора по УВР ГОУ СОШ 255 Изгагина Е.Ю
Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности.
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Работа с одаренными детьми. Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а свеча, которую нужно зажечь Восточная мудрость.
« Психолого- педагогические основы работы с одаренными детьми»
Работа с одаренными детьми в массовой школе.. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
уч. г.. Концепция программы Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Психологическое сопровождение одаренных детей в школе. психодиагностика, психодиагностика, психопрофилактика, психопрофилактика, психокоррекция, психокоррекция,
Педсовет по теме. Одаренность человека- это маленький росточек,едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и.
Презентация к уроку по психологии по теме: Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними.
Транксрипт:

Одарённый ребёнок и личностно- ориентированный подход в его обучении и воспитании

Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренность – она проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний. Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других. Одаренные дети – это дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению; дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике,биологии ).

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст период становления способностей и личности. Точка зрения Все дети являются одарёнными Одарённые дети встречаются крайне редко

три характеристики Высокий уровень развития способностей Высокая мотивация Сформированность эффективных способов деятельности- обучения, познания и /или творчества

Навыки саморегуляции. Креативность. Социальные связи. Профессиональное самоопределение.

отсутствие навыков действовать в ситуации явной неопределенности, когда нет обратной связи и нет гарантии безусловного успеха познавательной деятельности (что характеризует, прежде всего, как раз творческую ситуацию); неумение выдерживать и эффективно преодолевать самые разные кризисные ситуации; невозможность преодоления собственных, показавших свою индивидуальную эффективность, стереотипов деятельности, в частности, стереотипа преимущественного обучения, усвоения сравнительно с требованиями продуктивной творческой деятельности.

формирование и развитие способности одарённых детей к самоактуализации, к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности

формулирование и разработка такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности

исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проективный; синектика

классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества дискуссия; ТРИЗ; игры.

предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике; « Научно - исследовательская лаборатория » ; игры А. Зака; ролевые игры; индивидуальные творческие задания; продуцирование

предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению

Два аспекта поведения инструментальныймотивационный

Наличие специфических стратегий деятельности быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений. Особый тип организации знаний одаренного ребенка высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Своеобразный тип обучаемости

Повышенная избирательная чувствительность. Повышенная познавательная потребность. Высокая требовательность к результатам собственного труда.

Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. Степень сформированности. Форма проявлений. Широта проявлений в различных видах деятельности. Особенности возрастного развития.

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.). В художественно-эстетической деятельности хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности лидерскую и аттрактивную одаренность. В духовно-ценностной деятельности одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

актуальная одаренность; потенциальная одаренность.

явная одаренность; скрытая одаренность.

общую одаренность; специальную одаренность.

ранняя одаренность; поздняя одаренность.

Типы развития гармоничныйдисгармоничный

Стратегия ускорения обучения Способы ускорения: 1. Индивидуализация обучения для одаренных учеников; 2. Занятия в другом, более старшем классе (по 1-2 предметам); 3. « перепрыгивание » через класс; 4. профильные классы; 5. радикальное ускорение – обучение школьников по вузовским программам.

расширение кругозора; освоение знаний об окружающем мире; самопознание; углубление в предметы; освоение метазнаний (знаний о знаниях). Стратегия обогащения обучения

Реализация в практике обучения: Идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В. Давыдов). Проблемное обучение (А.М. Матюшкин). Использование опорных схем, сигналов (В.Ф. Шаталов). Использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев). Личностно-ориентированное обучение (И.А. Якиманская). Каникулярные формы и программы: для расширения кругозора (экскурсии, театр, музей); различные виды деятельности – познание себя и своих интересов; погружение в изучение предметов.

Развитие личности одаренных детей – это изменение в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах ребенка. Содержание образования Поиск наиболее эффективных форм занятий

Содержание работы Развивающие программы Стратегии обучения Методы и формы урочной и внеурочной деятельности

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ Осознание важности этой работы каждым членом педколлектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ З а д а ч и: 1)выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятельности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов экспертных оценок учителей и родителей; 2) формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу, организовывать свою деятельность во времени, распределять свое внимание и т. д.); 3) воспитание навыков общения, так как для одаренного ребенка в 6 – 7 лет умение учиться – это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество; 4) обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия детей как необходимого условия успешности любой деятельности, особенно школьника