01.12.2013Е.С. Чернова мониторинг в деятельности образовательного учреждения Е.С. Чернова, проректор ГАОУ ДПО «КГИМО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормативное обоснование образовательных программ.
Advertisements

Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Августовская конференция педагогических работников ЗАТО Северск «Стратегии интенсификации развития системы образования ЗАТО Северск» августа 2013г.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
Методический аудит «Структура основной образовательной программы ОУ»
Мониторинг и управление качеством образования Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка.
Некоторые формы и процедуры оценивания результатов освоения ООП НОО В.Ф. Красноперова, старший преподаватель кафедры начального образования.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
1 Комплексный проект модернизации образования Саратовской области. Развитие региональной системы оценки качества образования Дорожная карта реализации.
Модель школьной системы оценки качества образования МБОУ «СОШ 2» г. Назарово.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ О ПОДХОДАХ К ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Презентация к уроку по теме: Оценка качества образования в ДОУ в условиях перехода на ФГОС.
«Мониторинг качества дополнительного образования детей» «Мониторинг качества дополнительного образования детей» Разработано заместителем директора Ункуновой.
Аккредитация Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия ФГОС ( ФКГОС ) по основным общеобразовательным.
МОУ СОШ 2 ЮРЬЕВЕЦ 2010 ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Транксрипт:

Е.С. Чернова мониторинг в деятельности образовательного учреждения Е.С. Чернова, проректор ГАОУ ДПО «КГИМО»

Е.С. Чернова Мониторинг в деятельности образовательного учреждения В настоящее время при проведении проверок общеобразовательных учреждений региональные надзорные органы руководствуются новыми требованиями, установленными: - Федеральным законом от 8 ноября 2010 г. N 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно- надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования»; - Постановлением Правительства РФ от г. 164 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере образования»; - обновлёнными разделами о контроле за соблюдением лицензионных требований и условий Положения о лицензировании образов. деятельности (утв. Пост. Прав. РФ 174 от г.); - обновлёнными требованиями к выполнению процедуры государственной аккредитации (соответствующее Положение утв. Пост. Прав. РФ 184 от г.). Указанным выше законом внесены дополнения в Закон «Об образовании», а именно пункт 2 статьи 32 дополнен подпунктом 24, в котором чётко обозначено, что обязанность образовательного учреждения есть «обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении».

Е.С. Чернова Мониторинг в деятельности образовательного учреждения Наличие такой системы это принципиально новое требование законодательства. Не надо путать новое требование закона с давно имеющимися в вашем учреждении мероприятиями и документами по осуществлению «текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (на это и ранее указывал п.п.16 п.2 ст. 32 закона «Об образовании»). Речь идёт о новых требованиях закона в области качества, а не о том, что всегда было и есть в образовательном учреждении в области контроля знаний.

Е.С. Чернова Мониторинг в школе: инструмент оценки качества образования Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая прогноз ее развития

Е.С. Чернова Требования к мониторингу (принципы) Первый - объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация, предоставляемая учебным заведениям, также должна быть конкретной и полезной для руководства ОУ. Второй - сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект, на основе одинаковых эмпирических показателей. Третий - адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований. Четвертый - прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее системы, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Е.С. Чернова Направления оценки качества образования в Калужской области сбор статистических данных по формам федерального статистического наблюдения; мониторинг реализации федеральных и региональных целевых программ; лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений; контроль и надзор за соблюдением законодательства; аттестация педагогических кадров и руководящих работников; государственная (итоговая) аттестация обучающихся 9, 11 (12) классов; мониторинговые исследования результатов обучения по математике и русскому языку обучающихся 4-х, 7-х классов; участие школьников в международных сравнительных исследованиях TIMSS, PISA; промежуточная аттестация обучающихся и государственная (итоговая) аттестация выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования. (проект концепции РСОКО)

Е.С. Чернова Под качеством образования понимается: Комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам (образовательным стандартам) и федеральным государственным требованиям и (или) потребностям заказчика образовательных услуг, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. При оценке качества образования предполагается оценивать: - условия осуществления образовательного процесса; - сам процесс (его реализацию), включая образовательные программы; - результаты образовательного процесса - степень достижения планируемых результатов образовательных программ.

Е.С. Чернова Объекты оценки РСОКО: Индивидуальные достижения обучающихся: предметные, метапредметные, личностные результаты освоения образовательной программы, основных профессиональных образовательных программ; социальные навыки, общие и профессиональные компетенции обучающихся; внеучебные и творческие достижения (участие в олимпиадах разного уровня, творческих конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, спортивных состязаниях и других видах внеучебной деятельности).

Е.С. Чернова Объекты оценки РСОКО: Условия деятельности образовательных учреждений: материально-техническое обеспечение; учебно-методическое и информационное обеспечение; кадровое обеспечение; обеспечение безопасности образовательного процесса; сохранение и укрепление здоровья обучающихся; финансово-экономические условия; обеспечение условий организации баз практики обучающихся учреждений профессионального образования.

Е.С. Чернова Объекты оценки РСОКО: Результаты деятельности образовательных учреждений: нормативное правовое обеспечение; образовательные программы (включая образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные требования); доступность и вариативность образования; качество подготовки обучающихся; динамика здоровья обучающихся; отсутствие рекламаций на качество подготовки выпускников учреждений (организаций) общего и профессионального образования; информация о характере образовательных и трудовых траекторий выпускников; сайт образовательного учреждения; публичный доклад руководителя образовательного учреждения.

Е.С. Чернова Механизмы оценки качества образования На региональном уровне: государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования, среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования; статистическое наблюдение; аттестация педагогических и руководящих работников; мониторинг – систематическое стандартизованное наблюдение за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, их учебных и внеучебных достижений, профессиональных достижений выпускников образовательных учреждений, сети учреждений, осуществляющих образовательную деятельность; мониторинг реализации федеральных и региональных целевых программ; международные сравнительные исследования образовательных достижений обучающихся; социологические исследования удовлетворенности качеством образования различных потребителей образовательных услуг; общественная, общественно-профессиональная экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Е.С. Чернова Механизмы оценки качества образования На муниципальном уровне: мониторинг состояния и развития муниципальной образовательной системы по различным аспектам оценки образовательных достижений обучающихся и качества образования; мониторинг внеучебных достижений (олимпиад, смотров, фестивалей, выста­вок и других конкурсных мероприятий в системе образования) обучающихся на уровне муниципалите­та; мониторинг реализации муниципальных программ развития, оценка выполнения муници­пальных заданий образовательными учреждениями; анализ публичных докладов руководителей образовательных учреждений; анализ функционирования сайтов образовательных учреждений.

Е.С. Чернова Механизмы оценки качества образования На уровне образовательного учреждения : формирующее оценивание обучающихся; мониторинг индивидуального прогресса обучающихся и отражение его в информационной среде образовательного учреждения; оценку личностных образовательных результатов обучающихся, которые формируются через участие в разных видах внеучебной деятельности; оценку социальных навыков, общих и профессиональных компетенций обучающихся; самооценку и взаимооценку обучающихся и педагогических работников с использованием информационной среды образовательного учреждения. Администрация образовательного учреждения в рамках внутренней системы контроля качества образования проводит: внешнюю, относительно педагогов и обучающихся, оценку стартовых возможностей и итоговых результатов обучающихся в рамках мониторинга качества; экспертизу рабочих предметных программ педагогов образовательного учреждения, программ внеурочной деятельности; мониторинг реализации основной общеобразовательной программы (основной профессиональной образовательной программы).

Е.С. Чернова Логика построения системы мониторинга ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЪЕКТ КРИТЕРИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙИНСТРУМЕНТАРИЙ

Е.С. Чернова Объекты мониторинга Реализация ФГОС НОО (ООО) Эффективность инновационной деятельности … Показатели? Периодичность? Способы сбора информации? Ответственные? Возможные решения?

Е.С. Чернова Критерий Для оценки качества образования должны быть разработаны критерии и показатели развития образовательной системы (региона, муниципалитета или учреждения). Критерий (от греч. kriterion -- средство для суждения) -- признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило суждения, оценки. Измеряемую сторону критерия представляют с помощью показателей.

Е.С. Чернова Показатель В целях осуществления мониторинга качества образования необходимы методики и формулы расчета конкретных показателей в соответствии с критериями, обусловленными такими аспектами качества образования, как качество образовательной системы, качество образовательного процесса, качество образовательного результата.

Е.С. Чернова Критерий: оценка уровня обученности Показатель: степень обученности обучающихся (СОО) N – количество обучающихся; P – число изучаемых предметов; x,y,z – общее количество «5», «4», «3» в классе; A = 1,00; B = 0,64; C = 0,36 От 75% до 100% высокая степень обученности От 45% до 75% средняя степень обученности Ниже 45% низкая степень обученности

Е.С. Чернова Критерий: оценка уровня обученности Показатель: степень обученности класса (СОК), формула В.П. Симонова n – количество «5», «4», «3», «2» в классе N – общее количество обучающихся

Е.С. Чернова Индикаторы Индикаторы -- это аналитические расчетные показатели, содержательно характеризующие состояние и развитие системы образования. Цель формирования системы индикаторов -- обеспечить пользователя аналитической информацией о состоянии и тенденциях развития системы образования для принятия управленческих решений. Индикаторы процесса (процент второгодников; отсева; поступивших в учебные заведения НПО, СПО; участия в очном образовании, дистанционном образовании; окончивших средние школы, др.); Индикаторы результатов (процент занятости окончивших школу, по уровню полученного образования; когнитивные достижения учащихся; некогнитивные результаты (УУД), др.); Индикаторы ресурсов (финансирование образования, по источникам; общественные расходы на образование в отношении к общим социальным расходам в МО; затраты на одного обучающегося на разных уровнях образования; квалификация учителей, др.).

Е.С. Чернова Индикаторы результатов количественные (сколько обучили, количество обучающих, …); качественные (как обучили, кто обучал,в каких условиях обучили, …).

Е.С. Чернова Этапы проведения мониторинговых исследований в школе Подготовительный этап: Постановка цели; Определение объекта; Установление сроков проведения; Изучение теоретических основ и имеющегося опыта; Разработка инструментария для проведения мониторинга. Практический этап: сбор информации. Аналитический этап: Разработка процедур педагогического анализа получаемой информации; Анализ имеющихся данных; Разработка рекомендаций и предложений на последующий период. Структурирование полученной информации Полученная информация структурируется в три блока: 1. Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики; 2. Информация, сообщаемая ученику и родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений выбора индивидуального образовательного маршрута, работы по изменению личностных качеств; 3. Информация, сообщаемая родителям для адекватной оценки личности ребенка

Е.С. Чернова Методы методы психолого-педагогических исследований – наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент; специфические методы - анализ продуктов деятельности (например, документов: планы самообразования учителей, документация по питанию, библиотечному обслуживанию школьников, медицинские карты детей, образовательные программы, календарно-тематические и поурочные планы и т.д.), методы изучения (состояния воспитательной работы), игровые методы, методы экспертных оценок, аналитико- оценочные методы (самооценка, анализ, шкалирование, рейтингование и др.). Для обработки результатов мониторинга используют математико-статистические методы

Е.С. Чернова Формы представления результатов мониторинга При проведении анализа полученных в ходе мониторинга данных предусматривается возможность сочетания текстовой аналитической справки, схем, графиков, таблиц, диаграмм и пр. На заключительном, аналитическом этапе делаются выводы, разрабатываются рекомендации Материалы мониторинга периодически публикуются на школьном сайте Ежегодно проводится отчет перед методическим советом и Советом школы

Е.С. Чернова

Е.С. Чернова Понятие "качество образования" Понятие "качество образования" не тождественно качеству результатов образования или, что еще уже, качеству обученности. Судить о качестве образования необходимо не только с позиций качества его результатов - образованности, воспитанности, развитости учащихся, их социальной адаптированности, сориентированности на общечеловеческие ценности и т.п., но и с позиций качества функционирования образовательного процесса - его содержания, организации, технологий обучения и воспитания и созданных для его реализации материально-технических, учебно- методических, кадровых и иных условий. Комплекс критериев и показателей оценки качества общего образования имеет своего рода критериальное ядро (инвариант), отражающее государственный заказ, запросы общества и учащихся системе образования в целом. Оно должно быть дополнено индивидуальными для каждого образовательного учреждения показателями качества образования, отражающими специфику работы этого учреждения.

Е.С. Чернова Понятие "качество образования" Для отслеживания качества образования необходимо все составляющие качества образования рассматривать не отдельно друг от друга, а в их особом соотнесении, с учетом их взаимовлияния: качество результатов обусловливается качеством процесса и качеством условий его реализации и несет в себе информацию о качестве последних. Качество образования динамично, оно имеет относительный характер и изменяется не только с течением времени, но и в зависимости от уровня оценки качества образования, от типа образовательного учреждения и образовательных возможностей каждого ученика, поэтому и оценивается исходя из соотношения образовательных результатов и общественно-необходимых нормативов, возрастных норм физического и психического развития детей, степени реализации образовательных возможностей и потребностей школьников, вскрытой динамики результатов, тенденций формирования и развития личности и др.

Е.С. Чернова Литература Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, – 150 с. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Т.И. Галкина, Н.П. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, – 384 с. (Административное управление образованием). Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. – М.: Интеллект-Центр, – 424 с. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М.Л.Агранович, О.Я.Дымарская, Е.С.Заир-Бек, А.Г.Каспржак, О.Н.Кожевникова. – М. Университетская книга, – 188 с. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, с. Скок Г.Б.. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/ Отв.ред.А.Ю.Кудрявцев. – М.: Педагогическое общество России, – 102 с. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, – 230 с. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. -Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995, с.

Е.С. Чернова Интернет-ресурсы Минобрнауки РФ > Деятельность > Образование > Статистика Статистика российского образования Центр оценки качества образования ИСМО РАО Мониторинг экономики образования (ГУ ВШЭ) monitoring.hse.ru/ monitoring.hse.ru/ Инновационная образовательная сеть «Эврика»

Е.С. Чернова Локальная нормативно-правовая база ОУ (примерная) План создания системы внутреннего мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении с приказом о его утверждении Положение о Координационном совете общеобразовательного учреждения по внутреннему мониторингу качества образования Положение о Представителе руководства общеобразовательного учреждения по качеству Положение об уполномоченном по качеству в методическом объединении учителей Руководство по внутреннему мониторингу качества образования в общеобразовательном учреждении (системообразующий документ по качеству, утверждается директором) Книга процессов системы внутреннего мониторинга качества образования общеобразовательного учреждения (обязательный документ прилагается к указанному в п. 5 Руководству, утверждается директором)

Е.С. Чернова Локальная нормативно-правовая база ОУ (примерная) Положение о Центре менеджмента качества общеобразовательного учреждения Положение об управлении документацией в общеобразовательном учреждении Положение об управлении записями в общеобразовательном учреждении Положение о внутренних аудитах качества образования в общеобразовательном учреждении Положение об управлении несоответствиями, возникающими в процессе образовательной деятельности Положение о корректирующих и предупреждающих действиях в системе мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении Приказ об утверждении миссии, политики и целей системы внутреннего мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении. Макеты плана, программы, перечня вопросов, отчёта о проведении внутреннего аудита компонентов системы внутреннего мониторинга качества образования в общеобразовательном учреждении