Методические основы и принципы разработки основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО нового поколения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Advertisements

Разработка основных профессиональных образовательных программ в рамках внедрения ФГОС доктор педагогических наук, профессор Блинов Владимир Игоревич
Федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования: основные положения С.А. Ефимова, к.п.н., директор ЦПО Самарской области.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Подготовка образовательных учреждений профессионального образования к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения.
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО Зачесова Елена Васильевна.
Проблемы и перспективы введения ФГОС нового поколения О.Ф.Батрова, Е.В.Зачесова Центр профессионального образования.
Разработка и экспертиза основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО БЛИНОВ Владимир Игоревич
Формирование основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения 2 этап: Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП.
Разработка ОПОП Секция 2. Основная профессиональная образовательная программа Обеспечивает реализацию ФГОС с учетом типа и вида образовательного учреждения,
Введение нового поколения ФГОС НПО и СПО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО СФЕРОЙ ТРУДА Профессиональное образование Сфера труда ЦЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Разработка рабочих программ профессионального модуля и учебной дисциплины.
Функциональный анализ трудовой деятельности как основа разработки ФГОС нового поколения и примерных основных профессиональных образовательных программ(ПОПОП)
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Вопросы обеспечения образовательных организаций примерными основными профессиональными образовательными программами Олег Евгеньевич Пермяков, д.п.н., главный.
Выполнение требований ФГОС и запросов работодателей при формировании планов СПО.
Факторович А.А., кандидат педагогических наук, Федеральный институт развития образования Федеральные государственные образовательные стандарты как основание.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Транксрипт:

Методические основы и принципы разработки основных профессиональных образовательных программ НПО/СПО нового поколения

«Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение Российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности». Д.А.Медведев «Ситуация с профессиональным образованием внушает тревогу, а иногда просто вызывает возмущение. Дефицит рабочих кадров, квалифицированных специалистов рабочих и инженерных специальностей таков, что есть основания ставить вопрос об угрозе национальной безопасности. Ведь никакой инновационный прорыв, переход экономики на прогрессивные инновационные рельсы невозможен без квалифицированных рабочих рук. Квалифицированные рабочие кадры – это фундамент любых инноваций». Х. Д. Чеченов

Основания введения ФГОС З-на РФ «Об образовании» в ред. (ФЗ 309-Ф3 от ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ФЗ 260 от ) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете и Санкт- Петербургском государственном университете"

ФГОС - 3 предусматривает: Изменение целей Изменение организации Изменение содержания Изменение условий Особенности регионального рынка труда Особенности региональной системы ПО

Система требований в ФГОС НПО / СПО К результату освоения ОПОП К структуре ОПОП К условиям реализации ОПОП Характеристики ПД: Область, объект Виды ПД; ОК и ПК Соотношение обязательной и вариативной части; Циклы дисциплин; Профессиональные модули; Практика, аттестации Кадры Материально- техническая база Методическое сопровождение

Национальная рамка квалификаций РФ Наукоемкость деятельности (характер знаний) -Деятельность, требующая синтеза профессиональных знаний (в том числе, инновационных) и практического опыта. -Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. -Самообразование. -Решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. -Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности. Сложность деятельности (характер умений) -Самостоятельная профессиональная деятельность, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. -Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Общие требования уровня квалификации Общие компетенции Профессиональные компетенции по видам профессиональной деятельности Компетенции сфокусированы на способности выполнять работу и ее результатах: Применение умений Применение знаний Общие отраслевые требования ++ + Частные требования специальности Требования к результатам профессионального образования

ПК 1.3 ПК 1.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВПД 1ВПД 2ВПД 3ВПД 4ВПД 5 ПК 1.1 ПК 2.3 ПК 2.2 ПК 2.1 ПК 3.3 ПК 3.2 ПК 3.1 ПК 4.3 ПК 4.2 ПК 4.1 ПК 5.3 ПК 5.2 ПК 5.1 Требования к содержанию

Требования к условиям реализации ОПОП Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. Создание образовательной среды для освоения модульных программ Подготовка кадров к разработке и ведению междисциплинарных курсов Мероприятия по переходу к новым ФГОС материально- техническое кадровое финансовое информационно- методическое организационное Обеспечение

Требования к структуре основной профессиональной образовательной программе (ОПОП) учебный план рабочие программы учебных дисциплин и модулей др. материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся программы учебной и производственной практик календарный учебный график методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии совокупность учебно-методической документации

Новшество при формировании основных образовательных программ на основе ФГОС СПО и НПО нового поколения

Задачи ОПОП Требования работодателя Требования государства Потребности и возможности личности Компетенции по видам проф. деятельности Уровень квалификации по образованию Возможность построения ИОТ ( вариативная составляющая)

Компетенция как результат образования Способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области

Соотношение элементов ОПОП СПО-НПО Учебные дисциплины Профессиональные модули 30%-20% Вариативная часть Инвариантная часть 70%-80% Примерная ОПОП Рабочая ОПОП +

Логика разработки минимума результата в ФГОС Профессиональная деятельность Виды ПД ВПД 1ВПД 2ВПД 3… ВПД n ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПД КОМПЕТЕНЦИИ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПК ПК ПК … ПК n.1- n.3

Виды деятельности учителя Учебно-методическая ( НПО, СПО) Научно-методическая (ВПО) Учебно- воспитательная Социально- педагогическая Организационно- управленческая Культурно- просветительская Методическое обеспечение образовательного процесса Преподавание Классное руководство Организация внеурочной деятельности по предмету(-ам) ГОС-II ФГОС-III

Основные виды ПД Логика разработки структуры ОПОП в ФГОС СПО ВПД 1 ВПД 2 ВПД 3 ВПД n ПМ 1 ПМ 2 ПМ 3 ПМ n МДК 1.1+УП/ПП МДК 2.1+УП/ПП МДК 3.1+УП/ПП МДК n.1+УП/ПП Профессиональный цикл Дисциплины ОП ОГСЭ циклЕН цикл ОГСЭ цикл (вкл. ФК) ЕН цикл Дисциплины

Профессиональная деятельность III поколение ОПД: А, В, С, D… ОГСЭ, ЕН УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА (ЦЕЛОСТНАЯ ПД) Профессиональное образование (СПО, НПО) ПРОФ. МОДУЛЬ 1: междисциплинарный курс 1 ПРОФ. МОДУЛЬ 2: междисциплинарный курс 2 ПРОФ. МОДУЛЬ n: междисциплинарный курс n ВИД ПД 1: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД 2: ПК1+ПК2+…+ПКn ВИД ПД n: ПК1+ПК2+…+ПКn

Последовательность разработки ОПОП 1. Разработка БУП 2. Разработка программ ПМ 3. Разработка программ дисциплин 4. Проведение экспертизы 5. Разработка рабочего учебного плана 6. Разработка календарного графика

Разработка чернового варианта БУП Разработка чернового варианта УП ПОПОП УП ПОПОП 1 этап разработки Примерное распределение объема времени по циклам и определение «нагрузки» по каждой дисциплине и ПМ (МДК + практика)

Примерная основная профессиональная образовательная программа (ПОПОП СПО) БУП + Программы дисциплин ОГСЭ (инвариантны) Программы дисциплин ЕН и ОП (зависят от специальности) Программы профессиональных модулей (включая практику для освоения ВПД) + +

2 этап разработки Разработка программ ПМ, при необходимости коррекция БУП и «нагрузки» по дисциплинам и ПМ

МДК 1.2. Цели и задачи модуля (требования к результатам освоения модуля) знать ФГОСФГОС Практика уметь иметь практический опыт

Логика разработки программ Раздел 1. Заполнение паспорта программы ПМ(Д) Раздел 2. Результаты освоения ПМ (Д) Раздел 5. Контроль и оценка результатов Раздел 3. Структура и примерное содержание ПМ(Д) Раздел 4. Условия реализации программы ПМ(Д) Коррекция п. 1.3 Коррекция УП ОПОП Расчет часов УП ОПОП Сверка БУП Коррекция программы ПМ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Производить расчёт параметров электрических цепей Лаб. р. «Расчет параметров электрических цепей» Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Производить разборку, сборку и регулировку приборов и устройств СЦБ. Точность выполнения операций по разборке, сборке, регулировке приборов и устройств СЦБ Экспертная оценка Наблюдение за действиями обучающегося во время практики Освоение дисциплины ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ДОПУСТИМЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОСТИ разработка чернового варианта БУП и определение «нагрузки» по каждой дисциплине, ПМ (МДК + практика) ОПОП НПО: 70–85% ОПОП СПО базовой подготовки: 50–65% ОПОП СПО углубленной подготовки: 50–60%

ОГСЭ - дисциплины Программа ОГСЭ 1 Программа ОГСЭ 2 Программа ОГСЭ 3 … ЕН- дисциплины ОП- дисциплины УчебныйпланУчебныйплан Программа ЕН 1 Программа ЕН 2 … Программа ОП 1 Программа ОП 2 Программа ОП 3 … Профессиональные модули Программа ПМ 1 Программа ПМ 2 Программа ПМ 3 … Программа преддипломной практики (СПО) МДК + Учебная и производст- венная практика КалендарныйграфикКалендарныйграфик Вариант рабочей ОПОП

Структура примерной программы профессионального модуля 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Пример профессионального модуля ПМ 01. Ведение технологического процесса обработки алмазов и полуфабрикатов в бриллианты МДК Принципы организации и планирование производства бриллиантов МДК Эксплуатация оборудования и технологического оснащения для обработки алмазов и полуфабрикатов ПМ 02. Обработка алмазов и полуфабрикатов на высокотехнологичном оборудовании МДК Компьютерные технологии в обработке алмазов МДК Лазерные технологии в обработке алмазов ПМ 03. Организация работ структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов ПМ 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих МДК Управление работой структурного подразделения (участка) по производству бриллиантов Практика МДК Теоретическая подготовка по профессии/ям (огранщик, обдирщик, распиловщик, разметчик алмазов)

Разработка программ дисциплин, при необходимости коррекция БУП и «нагрузки» по дисциплинам и ПМ 3 этап разработки

Структура примерной программы учебной дисциплины 1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Уметь определять причины и размер ущерба и способы его возмещения Выполнение пр. р. «Оценка ущерба и предложение по возмещению»

2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины 2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению 3.2. Информационное обеспечение обучения

Структура программ профессиональной подготовки по профессии «Тракторист» кат. С и Е Общедисциплинарный курс Вариативная часть Устройство трактора кат. «С» Инвариантная часть 1Общеслесарные работы 5. Оказание мед помощи 2. Правовая ответственность 6. Охрана труда 3. Общетехнологические сведения 4. Правила дорожного движения Устройство трактора кат. «Е» Профессиональные модули Инвариантная часть 1 ремонт типовых соединений 2 ремонт дисков 3 ремонт рессор 4. Ремонт амортизаторов 5. Ремонт ободов и дисков тракторных колес Вариативная часть 1 Техническое обслуживание «С» 2 Основы управления трактором Кат «С» 3.Разборка тракторов кат. «С» 1. Техническое обслуживание» Е» 2. Основы управления кат. «Е» 3. Разборка трактора кат. «Е»

Профессиональныемодулиидисциплины УП.00 Учебная практика ПП.00 Производственная практика (практика по профилю специальности) ПА.00 Промежуточная аттестация ГИА.00 Государственная (итоговая) аттестация ПДП.00 Производственная практика (преддипломная практика) Практики и аттестации в ОПОП СПО

Сертификаты Оценка квалификации Оценка учебных достижений Диплом Зачтены следующие профессиональные модули: 1.(наименование ПМ) 2.(наименование ПМ) 3.(наименование ПМ) Приложение к диплому МДК 1………..…….5 (отл) Дисциплина 2…….3 (удовл) Дисциплина 3 …….зачтено Информация, необходимая для продолжения образования Информация, необходимая для работодателя ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Мероприятия по переходу к ФГОС нового поколения 5. Внедрение практико ориентированных форм обучения: проектирование, моделирование, исследования, деловые игры, тренинги, имитационные занятия и др. 2. Наработка базы программ профессиональных модулей и учебных дисциплин 1. Подготовка кадров к разработке программ на основе ФГОС 3. Консультационная поддержка разработчиков 4. Проведение экспертизы

п. 4 ст. 7. В Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. п. 5. ст. 9 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами п.6.1. ст. 9 Основные профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

ФЗ N 307-ФЗ от 1 декабря 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» Статья1. (П. 7.1) установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования Постановление Правительства РФ от 24 декабря Определяет правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования Письмо РСПП 578/04 от 29 апреля 2010 г. «Об участии работодателей в разработке основных профессиональных образовательных программ

Сроки перехода ОУ: 1. Все образовательные учреждения в обязательном порядке должны перейти к обучению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) с 1 сентября 2011 года; 2. Прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 31 августа 2010 года. 3. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.