Национальные традиции в обучении декоративно-прикладному искусству на уроках обслуживающего труда Автор: Пискунова З.В., учитель обслуживающего труда школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Классный час для учащихся начальной школы. На территории четырёх государств: России, Норвегии, Финляндии и Швеции издавна проживают саамы. Старое русское.
Advertisements

Презентацию подготовила учитель технологии МОУСОШ2 пгт Сафоново г. Североморск Пискунова З.В. 2011г. БИСЕРНЫЕ РОССЫПИ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА Саамская вышивка.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Национальные традиции в народных ремёслах Интегрированный проект по географии и технологии Руководитель: учитель географии Хромыхина Л.В. учитель технологии.
«Развитие творческих способностей и эстетического вкуса у учащихся на уроках изобразительного искусства посредством декоративного творчества». Учитель-
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Саамская культура. Быт саамов Тупа Кувакса Вежа.
Пуляева Олеся Валерьевна учитель начальных классов МОУ ООШ 1 им. М.А. Погодина г.Полярный Мурманской области.
«Ремесла Карелии» Учебная тема проекта: «Ремесла Карелии» Авторы: Лазарева И. Н., Шатковская Е.В., Юрчик И. М. Методическая презентация МОУ Суоярвская.
Русский народный орнамент. Орнамент –это узор, основанный на по повторе и чередовании составляющих его элементов.
Тема урока: «Изготовление куклы берегини » 5 класс.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
СААМЫ Северный край Саамы (устаревшее название – лопари) – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Численность около.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
Выполнили: студентки 3 курса ИиСН Богатырёва О.В Лопатина А.А.
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности.
Марийская вышивка. Вышивка - одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы 2 имени И.И.Тарасенко станицы Выселки муниципального образования.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Транксрипт:

Национальные традиции в обучении декоративно-прикладному искусству на уроках обслуживающего труда Автор: Пискунова З.В., учитель обслуживающего труда школы 2, пгт Сафоново Мурманской области Автор: Пискунова З.В., учитель обслуживающего труда школы 2, пгт Сафоново Мурманской области МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 © © Пискунова З.В., Сафоново, Мурманская область, 2007 г.

АННОТАЦИЯ Декоративно-прикладное творчество – одно из направлений народной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством. Занятие декоративно-прикладным творчеством приобщает детей к национальной культуре, воспитывает эстетический вкус, художественное восприятие произведений. Декоративно-прикладное творчество – одно из направлений народной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с народным творчеством. Занятие декоративно-прикладным творчеством приобщает детей к национальной культуре, воспитывает эстетический вкус, художественное восприятие произведений.

ВОПРОСЫ ПРОЕКТА Основополагающий: Основополагающий: Почему надо сохранять традиции? Проблемные: Проблемные: 1. Как связаны цвет и символ в саамском орнаменте и поморской вышивке. 2. Каково влияние религии, быта на традиции народа? Учебные предметы: краеведение, ИЗО, МХК, обслуживающий труд Учебные предметы: краеведение, ИЗО, МХК, обслуживающий труд Участники: учащиеся классов. Участники: учащиеся классов.

Дидактические цели Знакомство с культурой и бытом жителей Кольского севера ( поморы, саамы); Знакомство с культурой и бытом жителей Кольского севера ( поморы, саамы); Формирование навыков вышивки бисером, украшающими швами, вязания спицами и крючком с использованием традиционных поморских орнаментов; Формирование навыков вышивки бисером, украшающими швами, вязания спицами и крючком с использованием традиционных поморских орнаментов; Практическая реализация знаний и умений в изделиях; Практическая реализация знаний и умений в изделиях; Воспитание патриотических чувств у обучающихся к своей малой Родине, Кольскому северу. Воспитание патриотических чувств у обучающихся к своей малой Родине, Кольскому северу.

Методические задачи Способствовать обеспечению оптимальных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка и оказанию помощи в развитии его способностей в духе народных традиций. Способствовать обеспечению оптимальных условий для развития творческого потенциала каждого ребенка и оказанию помощи в развитии его способностей в духе народных традиций. Познакомить учащихся с символами и знаками саамского и поморского орнаментов; Познакомить учащихся с символами и знаками саамского и поморского орнаментов; Научить выполнять национальный саамский и поморский орнамент на изделиях (девичья перевязь, игольница, кошелек варежки, носки и т.д.); Научить выполнять национальный саамский и поморский орнамент на изделиях (девичья перевязь, игольница, кошелек варежки, носки и т.д.);

Возможные темы проектов и исследования учащихся 1. Веселый клубок. Носки с орнаментом. 2. Бисерные россыпи. 3. Рукавички для сестрички. 4. Поморская вышивка. 5. Поморское полотенце. 6. Традиционный поморский орнамент в варежках. 7. Саамская вышивка бисером. Результаты представления исследования: учебные проекты для защиты, участие в городских выставках по декоративно-прикладному творчеству, экзаменационные работы, презентации и буклеты.

ПОМОРСКАЯ ВЫШИВКА В ПОЛОТЕНЦАХ В русской культуре, традиционных обрядах полотенца имели особую роль: в полотенце входил в жизнь новорожденный, полотенцем соединяли венчавшихся молодоженов, на полотенцах опускали в могилу. В русской культуре, традиционных обрядах полотенца имели особую роль: в полотенце входил в жизнь новорожденный, полотенцем соединяли венчавшихся молодоженов, на полотенцах опускали в могилу.

Обереговая вышивка в одежде По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии. По мнению древних, следовало так или иначе обезопасить все необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром ученые считают вышивку важным источником в изучении древней религии.

Цвет и символы в вышивке. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст полотенца, нарядной рубахи или подзорника. Склонность к изображению сказочных птиц-пав не утратилась, так как они издавна являлись символами семейного счастья. Тончайшим кружевом ложился красный узор на белый холст полотенца, нарядной рубахи или подзорника. Склонность к изображению сказочных птиц-пав не утратилась, так как они издавна являлись символами семейного счастья.

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.

Национальный саамский костюм Яркое зрелище представляет собой одежда саамов в дни Рождества, Колядок, живописные национальные наряды: сине – голубые длинные рубахи с красным орнаментом. Алые ленты различной ширины нашиты на плечи, грудь. Алыми полосами украшены полы одежды, обшлага, шапки. Яркое зрелище представляет собой одежда саамов в дни Рождества, Колядок, живописные национальные наряды: сине – голубые длинные рубахи с красным орнаментом. Алые ленты различной ширины нашиты на плечи, грудь. Алыми полосами украшены полы одежды, обшлага, шапки.

ШАМШУРА - ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР СААМОВ Головы саамов, по его словам, украшали унизанные бисером назатыльники из красного сукна, Девушки носили шелковые повязки, на шее - бусы из красного бисера или недорогого местного жемчуга Головы саамов, по его словам, украшали унизанные бисером назатыльники из красного сукна, Девушки носили шелковые повязки, на шее - бусы из красного бисера или недорогого местного жемчуга

В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого. В целом саамский орнамент представляет собой сложный по композиции рисунок с самостоятельно развернутой центральной частью и дополняющим ее смысловым обрамлением, которое выполнялось в соответствии с национальными правилами. В основе национальной саамской вышивки лежит счет. Твердо выдерживается и цветовая гамма орнамента. Сукно, на котором он выкладывается, берется только красного цвета, а бисер трех основных цветов - белого, голубого и желтого.

Экспонаты музея- хорошая основа для выполнения оригинальных творческих проектов учащихся ( койбицы, девичья перевязь, игольницы)

Использованная литература 1. Пантелеева Л.Т., Лявданский Э.К. Храни огонь родного очага.- Мурманск: МГПИ, Журнал «Школа и производство» 4, 2003, 2, Материалы методической темы. 4. Материалы творческих проектов учащихся. 5. Фото экспонатов Мурманского краеведческого музея, фотографии творческих и экзаменационных работ учащихся. 6. Фото экспонатов Мурманского областного центра художественных ремесел.