. формирование гуманистического видения мира, понимания необходимости изучения литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира ; формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Век Золотой и век Серебряный – что ярче? Ученики 11 класса: Каверина А., Кузнецов Д.
Advertisements

Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Что ценнее- «серебро» или «золото» русской поэзии? Коротаева Н.В. МБОУ Туголуковская СОШ Жердевского района.
Поэзия Серебряного века Брайнина Л.В. ГОУ СОШ 530 ноябрь 2007 года ноябрь 2007 года.
Дидактический материал к уроку литературы Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Морозова.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Выполнила Ученик 6А класса Курносов Кирилл. Содержание: Литературные направления Литературные направления Литературные направления Литературные направления.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Презентацию подготовила Смирнова О.А. МОУ Лесная СОШ Литературные направления начала XX века.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Урок литературы в 9 классе «Литературные течения серебряного века русской поэзии» провела учитель литературы провела учитель литературыСклюева Ольга Николаевна.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Серебряный век русской поэзии. Словосочетание «серебряный век»- устойчивая историко-культурная метафора, возникшая в кругах русских писателей-эмигрантов,
Футуризм КСШ 4 Степанова Г.Б г.. Футуризм Искусство умерло… Да здравствует искусство! В. Маяковский.
11 класс Первая половина XIX века - это «золотой век» русской культуры, пушкинский период русской литературы. Основные черты: стремление к свободе и освобождению.
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Транксрипт:

.

формирование гуманистического видения мира, понимания необходимости изучения литературы для саморазвития и самореализации своего духовного мира ; формирование осмысления внутреннего единства разных систем ценностей, отражённых в произведениях поэтов Серебряного века и в литературе в целом ; овладение целостной системой знаний о модернистских течениях конца Х I Х - начала ХХ века : знакомство с произведениями поэтов Серебряного века, их текстуальное изучение ; анализ отличительных черт поэзии Золотого века и Серебряного века ; Золотого века и Серебряного века формирование навыков исследовательской деятельности ; формирование умений представлять результаты своей самостоятельной работы для аудитории.

сбор имеющегося в школьной, домашних библиотеках, в Интернете литературно - критического материала по темам мини - проектов ; систематизация и обобщение полученных данных ; самостоятельное текстуальное исследование произведений поэтов Серебряного века подготовка и организация творческой защиты проектов в рамках конкретных тем уроков.

1. Подготовительный: 4 сентября - организационный сбор,, учитель литературы Кузьмина Л. Н. актуализация темы проекта, формирование групп, постановка проблем, определение целей и задач, предварительное планирование работы, определение возможностей индивидуального осуществления презентации собранного материала.

2. Процесс обучения : Самостоятельная внеурочная работа ( с 5 сентября 2009) Составление чистового плана работы ( индивидуальное консультирование учителя литературы ) Работа с литературно - критическим материалом Подбор иллюстративного материала Текстовые исследования Консультации учителя литературы. Подготовка к защите. Уроки литературы с октября ( см. календарно - тематическое планирование ) календарно - тематическое планирование Урок рефлексии ( см. календарно - тематическое планирование ) календарно - тематическое планирование

« Серебряный век »… истоком своим имеет столетие ХIХ … и всеми корнями уходит в творчество Пушкина,… в импрессионистическую лирику Фета,… в некрасовские прозаизмы » Т. Бек. Силуэт Серебряного века. 1998

Конец XIX – начала XV в. – бурный период в истории России, когда радикальные обновления затронули все сферы жизни общества : наук у, техник у, культур у и искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохи – получившему всемирную славу реализму – пришла эпоха эстетического многообразия. Превзойти Достоевского, Чехова, Толстого было невозможно – нужно было создать что - то новое. Особенно динамично в то время развивалась поэзия. Расцвет поэтических жанров объясним : общество жило ожиданиями предстоящих перемен, и эти неясные представления отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний …

Символисты Акмеисты: Гумилев Н.С. Городецкий С.М. Ахматова А.А. Мандельштам О. Нарбут В.И. Лозинский М.Л. Иванов Г.В. Зенкевич М.А. Футуристы«Новокрестьянские» поэты: Клюев Н.А. Есенин С.А. Клычков С.А. Орешин П.В. Имажинисты: Есенин С.А. Мариенгоф А.Б. Шершеневич В.Г. Ивнев Р. Поэты, не входившие в литературные группировки: Анненский И.Ф. Розанов В.В. Цветаева М.И. Волошин М.А. Ходасевич В.Ф. Пастернак Б.Л. Амфитеатров А. Чулков Г.И. Декаденты: Мережковский Д.С. Гиппиус З.Н. Минский Н. Кубо- футуристы: Хлебников В. Бурлюк Д.Д. Маяковский В.В. Крученых А.А. Лившиц Б.К. «Старшие» символисты: Брюсов В.Я. Бальмонт К.Д. Сологуб Ф. Кузмин М.А. Эго-футуристы: Северянин И. Фофанов К.К. Младосимволисты: Блок А.А. Белый А. Иванов В.И.

Символизм в России оформился в начале х годов и как литературное течение существовал примерно до го года. В его эволюции выделяют 2 « генерации » поэтов : старшие символисты ( Д. Мережковский, В. Брюсов, Н. Минский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, Мирра Лохвицкая ); Д. Мережковский В. Брюсов Н. Минский К. Бальмонт Ф. Сологуб З. Гиппиус Мирра Лохвицкая младосимволисты ( А. Белый, А. Блок, С. Соловьев, « Эллис » Л. Кобылинский ). А. Белый А. Блок, С. Соловьев« Эллис » Л. Кобылинский Предтечей младосимволистов стал поэт и философ В. Соловьев. В. Соловьев.

В 1894 г. В свет выходят три сборника младосимволистов с названием « Русские Символисты », ведущий автор – Брюсов. На первый план вышли экзистенциальные темы : Бог, Жизнь, Смерть. экзистенциальные Московское крыло ( вокруг Брюсова ) определило главным принципом эстетический : искусство для искусства. Одним из знаковых стихотворений являлось « Творчество » (1895 г.) В. Брюсова « Творчество » Петербургское крыло ( во главе с Мережковским ) важным считало религиозно - философские поиски. Мотивы : одиночество, роковое раздвоение человека, безысходность, уход в мир ирреальный.

Для младосимволистов, вдохновленных трудами Шелина, Ницше, Соловьева характерна была целостность мировоззрения. Значение имеет то, что находится по ту сторону жизни. Реальный мир второстепенен, но несет отпечаток вечных идей …Три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественного впечатления… К.Бальмонт …Поэт от абстрактного идет к конкретному, от идеи к образу… впечатление сложное… читайте между строк… В.Брюсов

И. Бунин «Одиночество» В. Брюсов «И в наших городах…» А. Блок «О подвигах, о доблести, о славе…» В. Маяковский «Послушайте…» С. Есенин «Разбуди меня завтра рано»

На смену символизму идет новое направление - акмеизм ( от слова акме – высшая степень чего - либо, цвет, цветущая пора ) или адамизм ( мужественный, твердый и ясный взгляд на жизнь ) Всегда помнить о непознаваемом, но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма… Н.Гумилев

В октябре 1911 г., в противовес символистам, организован « Цех поэтов ». Название восходило ко временам средневековых ремесленных объединений и показывало отношение участников к поэзии как к ремеслу. Возглавляли « Цех » Гумилев и Городецкий, в группу входили А. Ахматова, Г. Адамович, О. Мандельштам и т. д. А. Ахматова Новое течение принесло новизну русского языка, конкретность реалистического видения мира. Вернуть жажду жизни, красоты – вот гуманистический смысл течения. Наследие символизма и акмеизма проявилось в творчестве многих поэтов XX века.

В 1911 г. Появляется эго - футуризм. Во главе с Северяниным. Группа : К. Олимпов, В. Гнедов, Г. Иванов « Мезонин поэзии » ( В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренев ) « Центрифуга » ( Н. Осеев, Б. Пастернак, Божий Дар ) Необходимым условием футуризма стала атмосфера литературного скандала : « Поэзия должна зазвучать на площади !» Футуризм, однако, оказался продуктивен – заставил общество переживать искусство как проблему, приобщение к искусству как сотворчество.

В декабре 1912 г. вышел сборник кубофутуристов « Пощечина общественному вкусу ». Позиция - претензия на вселенскую миссию, рождение сверхискусства, способного преобразить мир. Стремление рационально обосновать творчество с опорой на физику, математику, филологию. Футуризм делает установку на обновление русского языка. Представители течения активно занимались « словотворчеством » ( яркий пример – « Заклятие смехом » В. Хлебникова ) Футуризм« Заклятие смехом »

Библейские мотивы в поэзии Серебряного века

Данный проект осуществлён в учебном году учащимися 11 класса Б под руководством учителя литературы Воробьевой О. А. Материалы учебной темы соответствуют Базовому уровню обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе. Это учебный проект, вписывающийся в систему уроков по литературе по творчеству поэтов Серебряного века Взаимодействие учителя и учеников было очным. Проект прошел апробацию на городском семинаре - практикуме учителей русского языка и литературы 29 октября 2009 года. В течение учебного года участники проекта выступали с сообщениями по разработанным темам в 11 классах школы.

В ходе изучения творчества Поэтов Серебряного века представлены самостоятельные исследования групп учащихся по темам : 1. А. Ахматова. Жизнь и творчество. (1 уч - ся 2. « Поэзия как волшебство ». Сильные и слабые стороны творчества К. Бальмонта ( 2 уч - ся 3. Библейские мотивы в поэзии А. Ахматовой и А. Блока. ( 3 уч - ся ) 4. В. Брюсов. Жизнь и творческий пут ь. ( 4 уч - ся ) 5. З. Гиппиус в воспоминаниях современников. ( 5 уч - ся ) 6. В. Маяковский. Футуризм длинною в жизнь. ( 6 уч - ся ) 7. Влияние творчества В. Хлебникова на эстетику и поэтику авангардистских течений XX века. Результаты проекта оформлены в виде мультимедийных презентаций, устных сообщений и других работ, основанных на предварительном изучении литературно - критических источников, анализе литературного материала ( словесной ткани произведений ). Кроме того, представлена копилка дидактических и методических материалов для учителя.

1. Ежов И.С., Шамурин Е.И. Русская поэзия ХХ века. Антология русской лирики первой четверти ХХ века. М., Репр. возпроизвед. изд г. 2. Поэтические течения в русской литературе конца XIX-начала ХХ века. Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия. М., Долгополов Л. На рубеже веков. Л., Жолковский А. Блуждающие сны: Из истории русского модернизма. М., 1992 г. 5. Русская поэзия серебряного века гг./Отв. ред., вст.ст. М.Л. Гаспаров. М., 1993.

Поэзия Серебряного века