Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Гаврилов-Яма Ярославской области Личность Ивана Грозного в истории и литературных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Advertisements

Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
Презентация к уроку по истории (3 класс) по теме: презентация к уроку истории в 3 классе "Иван Грозный"
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ Первый русский царь. Иван Грозный (Иоанн IV) родился 25 августа 1530 года. Сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской.
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова
Учитель Кузнецова Н.В. МБОУ СОШ 70 г.Красноярск. Тема: М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Исторические личности в литературных произведениях Автор: Харитонова Л.Ю., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 1 г. Гаврилов-Ям Ярославская область.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Даруй же Рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ твой и различать,
Исторические источники «Песни про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова Подготовила ученица 7ª класса МОУ Петровской СОШ Сауткина Лилия 2007.
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Урок литературы в 7 классе МБОУ «Добринская СОШ» Учитель Маркова Т. А.
Составитель: Штина Е.С. В чем смысл обращения М.Ю.Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?
«Домострой» произведение древнерусской литературы 16в. собрано и отредактировано выходцем из Новгорода попом Сильвестром, влиятельным советником и воспитателем.
Транксрипт:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Гаврилов-Яма Ярославской области Личность Ивана Грозного в истории и литературных произведениях Автор: ученица 8 «а» класса Шешнина Ксения Руководитель: учитель литературы Харитонова Лилия Юрьевна 2009г.

Цель Хочу понаблюдать над тем, как изображается личность Ивана Грозного в исторических документах и в произведениях художественной литературы Хочу понаблюдать над тем, как изображается личность Ивана Грозного в исторических документах и в произведениях художественной литературы

Иван Грозный – историческая личность Иоанн Грозный управлял государством с 1538 г. по 1584 г., почти 46 лет. За это время было казнено 3-4 тысячи человек, то есть меньше 100 человек в год, включая уголовных преступников. Прозвище Ивана –Грозный в западно- европейских языках переводится как «ужасный».

Характер Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьба за власть враждующих между собой боярских рядов Шуйских и Бельских. Поэтому сложилась мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьба за власть враждующих между собой боярских рядов Шуйских и Бельских. Поэтому сложилась мнение, что убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нём подозрительности, мстительности и жестокости.

Рост Русского государства при Иване IV При вступлении на престол Иоанн унаследовал 2,8 млн. кв. км., в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое – до 5,4 млн. кв. км. За это же время население выросло на % и составило млн. человек.

Культурная деятельность Иван IV вошёл в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией.

В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина есть сведения о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами красивых жён знатных людей, дьяков, купцов том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя, что исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не обеспечивал их семьи В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина есть сведения о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами красивых жён знатных людей, дьяков, купцов том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя, что исторический Грозный конфисковывал имущество казнённых, а не обеспечивал их семьи

Умер Иван Грозный в 1584г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталось разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, для других образцом сурового. Но справедливого правителя.

Личность Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837) В «Песне…» возвышенное прошлое противопоставляется измельчавшей современности. Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растёт: В «Песне…» возвышенное прошлое противопоставляется измельчавшей современности. Царь Иван Васильевич показан по-настоящему грозным, гневливым. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растёт: Вот нахмурил царь брови чёрные Вот нахмурил царь брови чёрные И навёл не него очи зоркие, И навёл не него очи зоркие, Словно ястреб взглянул с высоты Словно ястреб взглянул с высоты небес небес На молодого голубя сизокрылого… На молодого голубя сизокрылого…

Рисуя облик Ивана Грозного, М.Ю. Лермонтов использует соответствующие эпитеты: слово у царя «грозное», очи «зоркие», брови «чёрные». Сравнивает его с ястребом- птицей «хищной», «безжалостной». Речь Ивана Грозного соответствует образу грозного царя. Она гневная по настроению.

Иван Васильевич казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства Кирибеевича, об этом он скажет «только Богу единому». Как верно говорится в исследовании русского романтизма, «Грозный в поэме убеждён в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих поданных». Иван Васильевич казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства Кирибеевича, об этом он скажет «только Богу единому». Как верно говорится в исследовании русского романтизма, «Грозный в поэме убеждён в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих поданных». Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову. Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову.

Вывод Образ Грозного, по мнению учёных- историков сложен и противоречив. В.Г. Белинский так охарактеризовал его: «…Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный, порыв гнева его- смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своей духа…» Образ Грозного, по мнению учёных- историков сложен и противоречив. В.Г. Белинский так охарактеризовал его: «…Взгляд очей его- молния, звук речей его- гром небесный, порыв гнева его- смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблёскивает величие падшего…но сильного и благородного по природе своей духа…»

Литература В.Я. Коровина. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7класс. Москва.: «Просвещение», В.Я. Коровина. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений 7класс. Москва.: «Просвещение», А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва.: «Просвещение», 2003 А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. Конец XVI – XVIII век. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Москва.: «Просвещение»,