Байгушева С.В., Нефтеюганск. Написание и защита реферата - одна из форм аттестации знаний. В последнее время в российских школах широкое распространение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Advertisements

Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Как правильно оформить реферат. Реферат (от латинского Referre докладывать, сообщать) небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Школьный реферат и основные требования к его написанию. Автор: Данилова Юлия Валерьевна, учитель биологии, МОУ«Средняя общеобразовательная школа 1» муниципального.
Подробный план создания исследовательской работы.
Школьная научно- исследовательская работа и основные требования к ее написанию.
ШКОЛЬНЫЙ РЕФЕРАТ Основные требования к написанию реферата.
Рекомендации по написанию реферата по физике ГБОУ НПО «ПУ 33» Преподаватель Каховская Т.Н. Селижарово 2012 г.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Тема : Составление конспектов. Конспектирование лекций как творческий процесс Выполнила: Тыныс А.А. Группа: 102 фк Приняла: Нурмаханова Г.К.
Вторичные тексты в учебной деятельности школьников.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
Конспект. Конспектирование Библиотечный урок для 9-10-х классов.
НОУ ТСОШ 1 Виды исследовательских работ и этапы работы над ними.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Учебник – это основное средство обучения. Дидактические функции учебника: Мотивационная Информационная Контрольно-корректирующая.
Программа « Ступени развития личности» -формирование ключевых компетенций учащихся через программу; -определение ведущей деятельности; -требования к реферату,
Транксрипт:

Байгушева С.В., Нефтеюганск

Написание и защита реферата - одна из форм аттестации знаний. В последнее время в российских школах широкое распространение получила такая форма промежуточной и итоговой аттестации, как реферат. Ученики предпочитают глубоко подготовить один вопрос, а преподаватели не одобряют лотерею из билетов (выучить которые чрезвычайно трудно) и приветствуют добротную подготовку одной проблемы. Одно время было принято, что экзаменационный реферат могут писать только ученики, имеющие итоговые пятерки или четверки: с одной стороны данный подход, в определенной мере, стимулировал учащихся, а с другой - ограничивал данную форму экзамена от откровенной халтуры. Затем в ряде школ рефераты стали разрешать писать любым допущенным к экзамену ученикам. И это вполне логично, потому что написание реферата официально является одной из форм сдачи экзамена, а не особой привилегией или поощрением. К сожалению, многие в качестве реферата представляют объемную работу, которая создавалась путем переписывания одной- двух книг в течение N-го количества часов самостоятельно или с привлечением родственников в лучшем случае, а зачастую просто распечатки из компьютерной сети "Интернет". Споры вокруг места реферата в школьной жизни продолжаются и по сей день. Остается актуальным и главный вопрос: "А что же такое реферат и как его писать?"А что же такое реферат как его писать?"

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1. Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) 2. Реферат – 1) краткое, устное или письменное, изложение научной работы, книги и т.п.; 2) доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников. (Словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой) 3. Реферат (от латинского refero – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. (Советский энциклопедический словарь. М., 1981) 4. Реферат – вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста. (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1993)

АналитическийАналитический. АналитическийАналитический. Реферат-обзор. Реферат- резюме. Реферат- резюме.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Аналитический реферат - это тематически самостоятельный письменный текст, подготовленный на основе других текстов первоисточников, и содержащий, не обобщение их содержания, а специальный анализ профессионально высказываемых в научной литературе взглядов и полученных результатов. Основной подход к оформлению аналитического реферата - от личной авторской позиции к высказываемым в литературе мнениям и убеждениям. Цель такой реферативной работы - самостоятельный и грамотный анализ предварительно обобщенной информации на одну или сходную тему, в рамках одной и той же проблемы.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Цель реферативной работы - обобщенная и сравнительная информация о содержании ряда первоисточников, написанных на одну тему или же в рамках одной проблемы. Реферат-обзор пишется обычно тогда, когда нужно изложить историю того или иного вопроса. При написании такого реферата очень важным является умение сравнивать, видеть общее и разное.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Это информационно-справочный текст, в котором сообщается в жесткой форме обобщенная информация о содержании одного текста, текста первоисточника. Он пишется деловым стилем. Как учебный текст он позволяет закрепить и углубить навыки самостоятельной работы с литературой. В деловой практике пишутся теми или иными службами в помощь специалистам. Основной подход при оформлении - от конкретной работы к ее сокращенному варианту.

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1.Тема должна быть актуальной, отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, отрасли образования, школы. Она должна вызывать интерес у детей. 2. Тема должна быть содержательной, информативной и довольно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти достаточное количество литературы. 3. Тема должна соответствовать познаниям детей, опираться на материал учебной программы. Вместе с тем тема должна содержать элемент новизны, в какой-то степени выходить за рамки изученного, только тогда она сможет вызвать интерес у учеников, пробудить любознательность и пытливость

Байгушева С.В., Нефтеюганск 5. Название реферата должно отражать тему, быть ясным, четким, конкретным, не очень длинным и не слишком наукообразным; тема должна быть сформулирована грамотно (с литературной точки зрения. Желательно избегать слишком длинных названий (история культуры показывает, что даже самые гениальные произведения, названные слишком длинно, известны сейчас в сокращенном варианте). 4. Тема должна быть конкретно. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать ученик.

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1. Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом. 2. НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом. 3. Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. НЕ рассказывает о книгах.

1. Обосновать актуальность выбранной темы, написать о личной заинтересованности автора в её исследовании, отметить практическую значимость изучения данного вопроса. 2. Сформулировать конкретные цели и задачи реферата, т.е. вопросы, на которые автор дает ответы в своем реферате. 3. Введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны. 4. Написать, из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. ) Объем введения обычно составляет две страницы текста. Введение рекомендуется писать в последнюю очередь при работе над рефератом.

Байгушева С.В., Нефтеюганск – критически осмыслить, рассмотреть основные современные теории, связанные с проблемой; – изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме... – подробно охарактеризовать своеобразие (специфику) использования языковых средств в. – выявить особенности употребления …... – рассмотреть вопрос (содержание теории) …... – описать (осветить) состояние изучения проблемы...… – обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею)…... – осуществить критический анализ отдельных положений современной теории о …... – сопоставить разные точки зрения на …... – дать оценку, анализ (чего?) …... – обобщить (что?) …... – представить точки зрения разных ученых на (что?)... …

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1. В данном разделе должна быть раскрыта тема. 2. В основной части, как правило, разделенной на главы, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. 3. Излагается СУТЬ ПРОБЛЕМЫ, РАЗЛИЧНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА НЕЕ, СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ АВТОРА реферата. Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. 4. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами. Достаточно 10 страниц (а может быть, и меньше) текста для основной части реферата. Больше внимания лучше обратить на обоснованное распределение материала по параграфам, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения.

Байгушева С.В., Нефтеюганск В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ЯСНЫЕ ОТВЕТЫ НА ПОСТАВЛЕННЫЕ В ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСЫ Делаются СОБСТВЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота изложения, бедный или слишком наукообразный язык, неточность цитирования, отсутствие ссылок на источник.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Список использованной литературы завершает работу. В нем фиксируются только те источники, с которыми работал автор реферата. Список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или заглавий книг. При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий. Если привлекались отдельные страницы из книги, они указываются. Иностранные источники (изданные на иностранном языке) перечисляются в конце всего списка.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Приложение к реферату позволяет повысить уровень работы, более полно раскрыть тему. В состав приложений могут входить: копии документов (с указанием «ксерокопировано с…» или «перерисовано с…»), графики, таблицы, фотографии и т.д. Приложения могут располагаться в тексте основной части реферата или в конце всей работы. Приложение должно иметь название или пояснительную подпись и вид прилагаемой информации – схема, список, таблица и т.д. Сообщается и источник, откуда взяты материалы, послужившие основой для составления приложения (литературный источник обязательно вносится в список использованной литературы). Каждое приложение начинается с нового листа, нумеруется, чтобы на него можно было сослаться в тексте с использованием круглых скобок например: (см. приложение 5). Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объем реферата не включаются.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Содержание (оглавление) реферата – это перечисление глав реферата с указанием страниц их расположения. Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными. Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение (обоснование выбранной темы) 4. Основная часть 5. Заключение (выводы) 6. Список использованной литературы 7. Приложения (если таковые имеются) Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.).

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1. Оформление титульного листа (пример). В верхней части листа посередине: Средняя общеобразовательная школа 14 Центрального окружного управления Нефтеюганского комитета образования Ниже крупно посередине без кавычек и слова тема указывается тема реферата, ниже мелко слово реферат. Ниже справа: В нижней части страницы посередине: Нефтеюганск 2006 ученика(цы) 9 класса А Фамилия, имя отчество Научный руководитель _Байгушева С.В.__________________

Байгушева С.В., Нефтеюганск 2. Все страницы должны быть пронумерованы (титульный лист не нумеруется). Первая страница реферата содержание (или оглавление). К сожалению, очень часто учителя не настаивают на этом кажущемся им формальным требовании, а ведь именно с подобных "мелочей" начинается культура научного труда. Оглавление включает перечень заголовков отдельных частей реферата с указанием страниц. Номер на первой странице не ставится. В содержании указываются названия глав, разделов, параграфов и номера страниц, на которых они расположены. 3. Цитаты подтверждают выдвинутые положения, однако не стоит перегружать доклад цитированием. Все термины, встречающиеся в первичном тексте, обязательно разъясняются в специальных сносках или непосредственно в работе. Используются только общепринятые сокращения и аббревиатуры, смысл которых ясен из контекста.

Байгушева С.В., Нефтеюганск 4. В текст реферата могут быть внесены иллюстрации и таблице, но только в том случае, если это помогает раскрыть основное содержание реферируемого материала. 5. На все цитаты, данные, факты, рисунки и т.д. в конце реферата обязательно должны быть библиографические ссылки. Ссылки нумеруются по тексту в порядке их цитирования. Сноски можно делать двумя разными способами - постранично (все приводимые цифры или цитаты с каждой страницы обозначаются цифрами с 1 и далее или возрастающим количеством звездочек) или в отдельном приложении (каждый использованный источник дается в приложении по номерам, а при ссылках в скобочках ставится номер работы и страница). Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Так, первый вариант требует особой внимательности пишущего реферат, ведь надо заканчивать страницу с расчетом уместить в конце необходимые сноски. В то же время читающему и проверяющему работу достаточно удобно, так как не надо постоянно заглядывать в приложение. Второй вариант, несомненно, удобен для ученика, но при этом постоянно приходится искать процитированный источник.

Байгушева С.В., Нефтеюганск 6. Последней частью реферата является список изученной литературы в той форме, которая используется при сносках. Дополнить ее можно лишь требованием указывать название издательства после места издания. Кроме того, использованные источники должны быть поставлены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Конечно, можно также потребовать распределить источники по категориям - публицистика, документы, литература и т.п., но это представляется излишним для школьного реферата, который не может быть полностью тождественным по форме полноценной научной работе. Примеры оформления ссылок: - на конкретные страницы монографии: Золотов Ю.А., Дорохова Е.Н., Фадеева В.И. и др. Основы аналитической химии. М.: Высшая школа Т. 2. С на всю монографию: Зимон А.Д., Лесков Н.Ф. Коллоидная химия. М.: Химия с. - на статью в журнале: Сенцов В.Г., Брусин К.М. Клиника, диагностика и лечение острых отравлений клофелином. // Токсикологический вестник С на материал, размещенный в Internet: Кокоткин И. Компьютер на страже здоровья.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Общий объем реферата не должен превышать страниц для печатного варианта. При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля страницы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала). Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

Байгушева С.В., Нефтеюганск 1. Ознакомление учащихся с отличительными признаками реферата как жанра научной литературы. 2. Обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов ее содержания, разъяснение требований, которым должна удовлетворять выбранная для реферата тема. 3. Обучение умению определять и точно формулировать цели и задачи реферата. 4. Формирование умений осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения, составлять план текста и т.д. 5. Ознакомление учащихся со способами сжатия текста.

Байгушева С.В., Нефтеюганск 6. Формирование умения создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст, обладающий всеми свойствами текста. 7. Ознакомление учащихся со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением. 8. Актуализация сведений учащихся об известных им способах и средствах связи предложений и частей текста. 9. Повторение и углубление сведений о научном стиле. 10. Обогащение речи учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля. 11. Ознакомление учащихся со спецификой оформления реферата. На некоторых элементах этого плана следует остановиться подробнее:

Байгушева С.В., Нефтеюганск Обучение вдумчивому чтению При обучении учащихся составлению реферата нужно иметь в виду, что его написание невозможно без предшествующего вдумчивого и эффективного чтения источников. Хорошо развитые навыки активного и осмысленного чтения текстов и анализа их, смысловой обработки включают умения выделять существенную и второстепенную информацию, членить текст на смысловые куски и определять связи между ними, находить опорные слова, словосочетания и предложения, группировать излагаемые факты, обобщать, критически осмысливать и оценивать информацию. Обучение детей приемам анализа и осмысления текста – может решаться с помощью специальной системы заданий ученикам, разделенной на три этапа.

Байгушева С.В., Нефтеюганск На этапе общего знакомства с книгой: 1. Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны? 2. Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии. 3. Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь-справочник, монография и т.д.). Определите, для кого она предназначена. 4. Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. 5. Прочитайте оглавление книги, если есть – аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.

Байгушева С.В., Нефтеюганск На этапе общего знакомства с книгой: 1. Познакомьтесь с титульным листом. Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны? 2. Проанализируйте заглавие. Все ли слова в нем понятны? Определите по заглавию, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете по теме, обозначенной в заглавии. 3. Обратите внимание на классификационную характеристику книги в подзаголовке (учебник, учебное пособие, словарь-справочник, монография и т.д.). Определите, для кого она предназначена. 4. Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена давно, то не исключено, что приведенные в ней сведения могли устареть. В этом случае вам потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу. 5. Прочитайте оглавление книги, если есть – аннотацию, предисловие и послесловие к ней. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность книги для разработки вашей темы.

Байгушева С.В., Нефтеюганск На этапе чтения текста. 1. Обращайте внимание на все непонятные слова и выражения. Отыскивайте их толкование в словарях или справочниках. 2. Подумайте, что вам непонятно в самом содержании текста. Попробуйте разобрать конкретные примеры на все общие утверждения – возможно, станет понятнее текст. 3. Ведите диалог с автором текста. По ходу чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании. 4. Проверяйте верность выдвинутых вами предположений при чтении последующих частей текста. 5. Спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы. 6. Старайтесь все время выделять в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли. 7. Особое внимание уделяйте первым фразам каждого абзаца, так как именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.

Байгушева С.В., Нефтеюганск После прочтения текста. 1. Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы). Охарактеризуйте его проблематику, способы освещения и решения проблем. 2. Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращаясь за советом к взрослым, учителю. 3. Выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте аргументы в обоснование своей точки зрения. 4. Постарайтесь соотнести прочитанное с другой известной вам информацией по той же теме, определить сходства и расхождения. 5. Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Как отделять главное от второстепенного Одним из основных для реферирования является умение выделять в тексте главную, наиболее существенную информацию. Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли (положения, утверждения) автора, его выводы, классификация явлений, фактов. Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты, а также разного рода комментарии. Существуют «сильные позиции» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора. Такими «сильными позициями» в учебном и научном тексте являются: 1) заглавие, 2) зачин (введение), 3) концовка (заключение).

Байгушева С.В., Нефтеюганск Сильные позиции есть не только во всем тексте, но и в его частях. В абзаце наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. В отдельном предложении более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое. Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами). Главную информацию учащийся должен воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, порой в буквальном смысле – дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию. Как отделять главное от второстепенного (продолжение)

Байгушева С.В., Нефтеюганск Обучение приемам сжатия текста. В науке известны три способа сжатия текста. 1. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Избыточными, как правило, являются однородные определения, конкретизирующие словосочетания. 2. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Обучение приемам сжатия текста ( продолжение). 3. Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Перечислим наиболее известные в методике элементы сжатия. Выделите опорные слова в предложении. 2. Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть. 3. Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию. 4. Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста. 5. Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл. 6. Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания. 7. Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста. 8. Проделайте следующую работу с текстом: а) составьте к нему план; б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом; в) через несколько дней «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи; г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Использование клише – особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Каждое из речевых клише обычно употребляется в определенных смысловых компонентах реферата, его структурных частях. Поэтому клише выступают не только как часть языковой оболочки текста, символ его принадлежности к научному стилю, но и как полезное средство создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности.

Байгушева С.В., Нефтеюганск Тема. – Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как... … – Реферат посвящен характеристике проблемы... … – Реферат посвящен решению вопроса... … – Реферат посвящен анализу литературы... … – Темой реферата является... … – В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?). Проблема. – В центре внимания автора находятся... … – На первый план автором выдвигаются... … – Главные усилия автора направлены на... … – В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... …останавливается на следующих проблемах и т.д. Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат. – Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как... … – Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия)... – Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.). – В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?).

Байгушева С.В., Нефтеюганск Характеристика первоисточников, используемых автором реферата. – Автор привлекает к анализу следующие материалы … – В основе реферата лежат материалы исследований... … Описание основных подходов к решению проблемы. – В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы.... … – Материалом исследования послужили... Можно выделить несколько подходов к ее решению. – Существует несколько основных точек зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?). – В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений (точек зрения).

Байгушева С.В., Нефтеюганск Изложение сущности различных точек зрения. – Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?). Выражение отношения к различным точкам зрения. Согласие. – Мы разделяем точку зрения автора... … – Нельзя не согласиться с мнением автора о том... … Несогласие, критика. – Трудно согласиться (с чем?)…... – Хочется опровергнуть взгляды автора... … – Следует отметить недостатки в позиции, аргументации автора. – Нельзя принять утверждения (кого о чем?), потому что... … – Дискуссионной (спорной) представляется точка зрения автора (на что?). – Автор упускает из виду...…, не подтверждает выводы фактами, необоснованно утверждает (что?).

Байгушева С.В., Нефтеюганск Выбор той или иной точки зрения. Выводы. – Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?). – Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?). – Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?). – В итоге можно прийти к выводу, заключению о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея, концепция, выдвинутая (кем?). – Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что... … – На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?). – Можно сделать заключение, что... …

Байгушева С.В., Нефтеюганск После отбора необходимой информации, ее обобщения и систематизации перед учеником встает проблема написания текста реферата. Текст реферата не должен быть «сшивкой» фраз из первоисточников или дословным копированием исходных материалов, а новым текстом, созданным в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному речевому высказыванию. К их числу можно отнести следующие свойства: 1) содержательно-тематическое единство; 2) подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли; 3) логическая и языковая связность; 4) структурная упорядоченность; 5) смысловая и композиционная завершенность; 6) стилевая однородность.