Лескова Т. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 14 г. Дзержинска Нижегородской обл.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материалы для работы по оцениванию сжатого изложения.
Advertisements

Р АБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ. П РОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫДЕЛИТЕ МИКРОТЕМЫ Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Русский язык. Анализ изменений в проекте КИМ для 9 класса 2009 г. по сравнению с демоверсией 2008 г.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Т. Б. Петрук, руководитель городского методического объединения учителей русского языка и литературы Об изменениях в государственной итоговой аттестации.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Пословица) Цель курса - подготовиться к написанию сжатого изложения (задание С1), используя различные приёмы сжатия.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Презентация к уроку по русскому языку по теме: Сжатое изложение.(Задание С1).
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий.
Подготовка к написанию изложения. ГИА 9 класс.. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Транксрипт:

Лескова Т. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 14 г. Дзержинска Нижегородской обл.

1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля ( научно - популярного подстиля ) 2 часть – выполнение заданий с выбором ответа ( А1 – А6 ) и заданий с кратким ответом ( В 1 – В 14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста ( В 1 – В 14) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 3 часть – выполнение одного из двух творческих заданий ( С 2.1 или С 2.2) на основе прочитанного художественного или публицистического текста 2 и 3 части выполняются на основе одного и того же текста.

1 часть – чётко структурированный текст публицистического или научно - популярного стиля ; тип речи – рассуждение ; объём – 250 слов 2 и 3 части – текст художественного или публицистического стиля, в основном сюжетного характера ; объём 300 – 320 слов

Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С 1 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С 1 с развёрнутым ответом. Расширена тематика задания С 2.1 с развёрнутым ответом. Учащимся предлагается выбор из двух вариантов. Например, выбрать рассуждение о пунктуации или выбрать рассуждение об орфографии. Расширена тематика задания С 2.1 с развёрнутым ответом. Учащимся предлагается выбор из двух вариантов. Например, выбрать рассуждение о пунктуации или выбрать рассуждение об орфографии. Сокращено количество заданий с выбором ответа ( тест ). Нет задания, проверяющего восприятие форм наименования героя ( А 6). Сокращено количество заданий с выбором ответа ( тест ). Нет задания, проверяющего восприятие форм наименования героя ( А 6).

понимание основной проблемы текста, постижение позиции автора или героя, понимание характеристики героя, понимание контекстуального значения ключевых слов, понимание отношений антонимии, важных для содержательного анализа текста, опознавание изученных средств выразительности речи.

В 2 – чередующиеся безударные гласные в корне ; - безударные гласные в корне, проверяемые ударением ; - безударные гласные в корне, не проверяемые ударением ; - безударные гласные в корне, правописание которых определяется правилом о полногласии / неполногласии.

В 3 - приставки на – з /- с ; - приставка « С -»; - приставка « С -»; - приставка « ПРИ -»/ « ПРЕ -» - приставка « ПРИ -»/ « ПРЕ -» ( с разными значениями ); ( с разными значениями ); - приставки в наречиях - приставки в наречиях ( дефисное / слитное написание ). ( дефисное / слитное написание ).

В 4 – суффиксы действительных причастий настоящего времени ; настоящего времени ; - суффиксы страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прошедшего времени и отглагольных прилагательных ; прилагательных ; - суффиксы краткой формы страдательных причастий прошедшего времени ; причастий прошедшего времени ; - суффиксы отымённых прилагательных ( правописание Н / НН ); ( правописание Н / НН ); - суффиксы глаголов ; - суффиксы наречий ; - О / Ё после шипящих в суффиксах.

Изменено максимальное количество баллов за выполнение работы в целом : 44 вместо 45 выполнение работы в целом : 44 вместо 45 «5» 40 – 44 балла ( из них не менее 6 баллов по критериямГ 1- Г 4) «4» 31 – 39 баллов ( из них не менее 4 баллов по критериямГ 1- Г 4)

«3» 20 – 30 баллов Экзаменационная работа считается Экзаменационная работа считается выполненной на удовлетворительном выполненной на удовлетворительном уровне, если экзаменуемый набрал не уровне, если экзаменуемый набрал не менее 20 баллов, 5 ( пять ) / 3 ( три ) менее 20 баллов, 5 ( пять ) / 3 ( три ) из которых получены за грамотность из которых получены за грамотность ( критерии ГК 1– ГК 4). ( критерии ГК 1– ГК 4).

Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной ( итоговой ) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной ( итоговой ) аттестации выпускников основной школы в новой форме носят рекомендательный характер.

Оцениваем изложение по критерию ИК 1

Дополнена формулировка критерия ИК 1 Дополнена формулировка критерия ИК 1 Теперь она следующая : « Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы …» Слово « точно » акцентирует внимание на адекватности передачи информации исходного текста экзаменуемым. Теперь она следующая : « Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы …» Слово « точно » акцентирует внимание на адекватности передачи информации исходного текста экзаменуемым.

«Может показаться порадоксальным, но людям «Может показаться порадоксальным, но людям нужны рациональные цели, но и нерациональные мечты. У каждого человека есть цель и она практически У каждого человека есть цель и она практически всегда получается. Человек её продумывает, строит планы по достижению цели. Мечта это уже совсем другое дело. Даже что-то Мечта это уже совсем другое дело. Даже что-то волшебное. Мечта не может появиться у людей, которые не волшебное. Мечта не может появиться у людей, которые не могут отличать добро от зла. Мечта позволяет человеку верить в лучшее. И как не странно мечты сбываются. Психологи обьесняют это тем, что если у людей есть мечта, то они невольно стремятся осуществить её и даже преодоливают припятствия. Но для этого надо набраться терпения. Например, мечта посетить какуени-будь страну заставляет связать свою будущию профессию с путишествиями. Так мечта наполняет нашу жизнь содержанием и мыслью на много лет». Все микротемы прослушанного текста переданы верно, в верно, в соответствии с замыслом автора, причин для причин для снижения оценки по критерию по критерию ИК 1 нет.

Вывод: уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1. Вывод: уровень правописной и речевой грамотности работы не должен влиять на выставление оценки по критерию ИК1. 2 балла по этому критерию экзаменуемый получает в том случае, если он точно передал основное содержание прослушанного текста, верно отразив все перечисленные в таблице важные для его восприятия микротемы.

«Может показаться парадоксальным, но «Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные, но и людям нужны не только рациональные, но и совсем не рациональные мечты. Цель – конкретна, измерима, достижима. Цель – конкретна, измерима, достижима. Целью может стать покупка машины, компьютера. Нужно просчитать, что нужно делать, чтобы достичь своей цели. А вот мечта – это волшебное. Мечта А вот мечта – это волшебное. Мечта связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов будет хорошо…» Первая микротема экзаменуемым понята только частично, упущена понята только частично, упущена важная для восприятия исходного текста составляющая смысла начального предложения - упоминание о целях. В результате возник случайный и необъяснимый оксюморон « рациональные мечты », а кроме того, исчезло важное противопоставление : « цели » – « мечты », которое логически, содержательно и композиционно организует весь авторский текст. организует весь авторский текст. Это ведёт к снижению балла. За работу выставляется 1 балл.

«Может показаться странным, «Может показаться странным, что человеку нужны не только что человеку нужны не только рациональные цели, но и иррациональные мечты. Человек с целью, стремиться к осуществлению задуманного. Цели бывают разные,например, Цели бывают разные,например, поступление в вуз или покупка поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае, для достижения цели, человек может достижения цели, человек может продумать или расчитать свои поступки, чтобы достичь её, и это хорошо. хорошо. А мечта – это другое…» А мечта – это другое…» Второе предложение первого Второе предложение первого абзаца работы, а также конец абзаца работы, а также конец последнего предложения второго последнего предложения второго абзаца (« и это хорошо ») – это не абзаца (« и это хорошо ») – это не существующая в исходном тексте существующая в исходном тексте микротема. Хотя эти слова микротема. Хотя эти слова логически связаны с содержанием логически связаны с содержанием прослушанного текста, тем не прослушанного текста, тем не менее они добавляют к исходному менее они добавляют к исходному тексту микротему, которая в нём тексту микротему, которая в нём отсутствует : иметь рациональную отсутствует : иметь рациональную цель и стремиться к её достижению цель и стремиться к её достижению хорошо. Это утверждение смещает хорошо. Это утверждение смещает акценты и искажает смысл всего акценты и искажает смысл всего исходного текста. исходного текста. За работу выставляется 1 балл. За работу выставляется 1 балл.

«Людям нужны не только рациональные «Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Люди радуются, добреют, когда добиваются своей цели. Чтобы этого достичь, нужно хорошо просчитать свои действия. Цели могут быть разными. Это поступление в институт, покупка нового мотоцикла, путешествие. А вот мечта – это другое волшебство. А вот мечта – это другое волшебство. Сама мечта не способна исполниться. В мечту люди вкладывают воображение и много радужных мыслей. Мы огорчаемся, когда не можем прямо Мы огорчаемся, когда не можем прямо сейчас отправиться в путешествие. Но эта отсрочка может быть полезной: мы можем выучить язык этой страны, узнать её историю. И когда мечта осуществляется, мы И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что нас наполняет радость. Жизнь становится прекраснее и веселее. И мы становимся лучше». Первая микротема отражена верно, однако сразу же к ней добавлена не существующая в исходном тексте микротема, подменяющая исходном тексте микротема, подменяющая вторую авторскую : « Люди радуются, добреют, когда добиваются своей цели ». Поскольку вторая микротема исходного текста отсутствует, то смысловые акценты изменяются. Во втором абзаце работы происходит подмена третьей микротемы. Здесь уже полностью отождествляются цель и мечта и говорится о том, что « сама мечта не способна исполниться ». Четвёртая микротема исходного текста также отсутствует. Вместо неё в работе продолжается тема путешествия. Пятая микротема ( и вместе с ней авторская мысль ) подменяется утверждением, что исполнение желаний делает человека лучше. Экзаменуемый продемонстрировал неумение понять текст и правильно передать его основное содержание За работу выставляется 0 баллов.

Оцениваем изложение по критерию ИК 2

ИК 2 Сжатие исходного текста Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста ( исключение, обобщение, упрощение ) и использовал их на протяжении всего текста. 3 балла Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста ( исключение, обобщение, упрощение ) и использовал их для сжатия 3 микротемы текста. 2 балла

Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.1 балл Учащийся применил 1 или несколько приёмов сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста, или или учащийся не использовал приемы сжатия текста.0 баллов

«Людям нужны не только рациональные цели, но и Нерациональные мечты. Цель всегда конкретна u1080 и достижима. Поэтому можно заранее продумать, что нужно сделать, чтобы её достигнуть. А мечта – это другое дело, это что-то волшебное. Мечта всегда связана с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в то, что всё будет хорошо. И это, как ни странно работает. Это объясняется тем, что Человек неосознанно создаёт себе условия для действий, которые могут приблизить его к его мечте. И даже препятствия тут не помешают. Просто нужно набраться терпения. Например, мы мечтаем съездить в какую-то далёкую страну, но не можем сделать это прямо сейчас. Но мы постепенно всё больше узнаём об этой стране. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она на много лет наполнила нашу жизнь содержанием. Благодаря мечте мы стали интереснее и лучше». В приведённой работе применяется один основной приём компрессии прослушанного текста – исключение. Однако этот приём правильно используется на прослушанного текста – исключение. Однако этот приём правильно используется на протяжении всего текстового пространства, и потому нет причин снижать оценку по протяжении всего текстового пространства, и потому нет причин снижать оценку по критерию ИК 2. Работа оценивается 3 баллами. критерию ИК 2. Работа оценивается 3 баллами.

степень сжатия исходного Вывод : степень сжатия исходного текста в изложении может несколько текста в изложении может несколько разниться. Важно при оценивании разниться. Важно при оценивании работы по данному критерию ориентироваться не на количество ориентироваться не на количество слов в изложении, а на уровень владения экзаменуемым приёмами владения экзаменуемым приёмами сжатия текста.

«Может показаться, что существуют рациональные цели и не совсем рациональные мечты. Цель конкретна, измеряема и достижима. Например, целью может быть поступление в ВУЗ или покупка мотоцикла. Можно продумать и рассчитать, что нужно сделать, чтобы достичь этого. Мечта – это совсем другое дело, это что-то волшебное, доброе и прекрасное. Люди верят в мечту, а она позволяет верить, что всё будет хорошо. И это как ни странно работает. Психологи утверждают, что сам человек, мечтая, создаёт себе условия для исполнения желаний. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Важно набраться терпения. Время идёт, и мы всё больше узнаём то, что так нас притягивает. Когда наша мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь смыслом на много лет. Благодаря мечте мы стали добрее и лучше». В изложении первой микротемы прослушанного текста экзаменуемый пытался сжать исходную информацию, однако не справился с задачей : неправильное применение приёма исключения привело к деформации содержания этой части исходного текста. При передаче второй микротемы экзаменуемый вообще отказался от попыток сжать эту часть текста. Однако при передаче информации третьей, четвёртой и пятой микротем экзаменуемый сумел успешно применить приём исключения и сжато передал основное содержание трёх последних микротем. Данная работа должна быть оценена 2 баллами.

Вывод : при оценке сжатия текста необходимо оценивать не только наличие необходимо оценивать не только наличие приёмов компрессии в изложении, но и приёмов компрессии в изложении, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии исходного текста в экзаменационном изложении сохраняется адекватность авторской мысли и адекватность авторской мысли и возможность её восприятия читателем.

«Может быть это покажется рациональным, но людям нужны рациональные цели. Цель достижима: как например покупка мотоцикла или поступление в ВУЗ. Можно подумать о ней заранее. А мечта – это что-то волшебное. Но волшебная мечта не способна проявиться, если в неё не верить. И как ни странно это работает. Психологи говорят, если ты веришь в мечту, то мечта воплотится в реальность. Например мы мечтаем поехать в другую страну. Может быть мы даже решаемся осуществить её другими способами, например поехать работать в эту страну. И наша мечта осуществляется, мы понимаем, что благодаря мечте стали лучше». Работа свидетельствует о том, что экзаменуемый вообще не владеет приёмами компрессии. В изложении немало необязательных повторов, есть второстепенная информация, в то время как отсутствует часть главной. Сокращения исходного текста часто носят случайный характер и деформируют авторский замысел. Данная работа должна быть оценена 0 баллов.

Оцениваем изложение по критерию ИК 3

Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственный, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику ( последовательность изложения содержания ) исходного текста.

ИК 3 Важно, чтобы в сжатом изложении сохранялось количество микротем исходного текста, а абзацное членение должно соответствовать замыслу выпускника, который может, например, объединить две авторские микротемы в один абзац.

«Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель всегда конкретна. Можно заранее продумать все свои действия, чтобы достичь её. А мечта – это совсем другое дело. Это всегда что-то доброе и прекрасное. Мечта не способна появиться у того, кто не может отличить зло от добра. В мечту люди просто верят. Психологи говорят, что человек сам создаёт себе условия для действия, которые постепенно приближают его к желанию. И даже жизненные проблемы тут не помеха. Нужно просто набраться терпения и не торопиться. Мы мечтаем, например, съездить в далёкую страну. Но огорчаемся, что не можем сделать этого сейчас. Постепенно мы всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Исполнение желания наполняет жизнь содержанием и смыслом. Благодаря мечте мы сами становимся добрее и лучше». В работе допущена 1 логическая ошибка : логическая ошибка : нет смысловой и речевой связности между двумя последними последнимипредложениями второго абзаца ( выделенные предл.). Кроме того, во втором абзаце объединены две микротемы, но это не ведёт к снижению балла. За данную не ведёт к снижению балла. За данную работу выставляется 1 балл.

Вывод : следует обратить внимание на то, что оценка по критерию ИК 3 снижается на 1 балл, даже если в изложении присутствует только одна из ошибок : или 1 логическая ошибка, или ошибок : или 1 логическая ошибка, или 1 нарушение абзацного членения 1 нарушение абзацного членения текста.

«Как не странно, но человеку кроме цели нужна мечта. Цель эта может быть вполне конкретная. Например поступить в МГУ. А мечта это тоже цель. Её человек приследует всю жизнь. Допустим, человек мечтает посетить далёкую страну. Но в данный момент это невозможно. Он пытается сделать всё, что бы попасть туда. Устраивается на работу, копит деньги, изучает страну. Многие из учёных говорят, что мечты осуществляются. После того как мы достигаем свою цель и осуществляем мечту, наша жизнь становится ярче и наполняется интересными впечатлениями. Мы становимся добрее и лучше». В приведённой работе нарушена логика исходного текста ( последовательность изложения содержания прослушанного текста ). Также в работе есть 2 логические ошибки : 1) отсутствует как логическая, так и речевая связность между вторым и третьим абзацами ( соответствующие предложения выделены ); 2) отсутствует причинно - следственная ( логическая ) связь между последним предложением текста и предыдущим утверждением ( предложения выделены ): получается, что « мы становимся добрее и лучше », поскольку « наша жизнь становится ярче и наполняется интересными впечатлениями ». То есть в последнем случае нарушена логика исходного текста. Кроме того, допущена ошибка в абзацном членении : последнее предложение работы, безусловно, должно принадлежать предыдущему абзацу текста экзаменуемого. За работу выставляется 0 баллов.

Вывод : оценивая последовательность изложения содержания прослушанного текста, необходимо содержания прослушанного текста, необходимо опираться на исходный текст и его композиционно - логическую структуру. Оценивая логическую связь между единицами текста Оценивая логическую связь между единицами текста изложения, нужно иметь в виду, что она не должна изложения, нужно иметь в виду, что она не должна противоречить логике исходного текста. противоречить логике исходного текста. В то же время, оценивая речевую связность и В то же время, оценивая речевую связность и правильность абзацного членения изложения, правильность абзацного членения изложения, необходимо рассматривать эти параметры применительно к тексту данной работы, то есть к созданному к тексту данной работы, то есть к созданному экзаменуемым тексту изложения, а не сопоставлять текст, написанный выпускником, с оригиналом.

1) « Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников IX классов общеобразовательных учреждений », Москва, ФИПИ, 2009 год Научный руководитель : к. п. н., Ковалева Г. С., заместитель директора ФИПИ Авторы - составители : Л. С. Степанова, И. П. Цыбулько

2) « Материалы для подготовки председателей и заместителей председателей муниципальных предметных комиссий », Министерство образования Московской обл., Москва, 2010 год 3) « Рекомендации по использованию и интерпретации результатов выполнения экзаменационных работ для проведения государственной ( итоговой ) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году », Москва, ФИПИ, 2010 год

Изложение 2 Изложение 2 ИК 1 – 1 ИК 1 – 1 ИК 2 – 3 ИК 2 – 3 ИК 3 – 0 ИК 3 – 0 Итого - 4 Итого - 4 Изложение 3 Изложение 3 ИК 1 – 2 ИК 1 – 2 ИК 2 – 1 ИК 2 – 1 ИК 3 – 2 ИК 3 – 2 Итого - 5 Итого - 5

Изложение 4 Изложение 4 ИК 1 – 2 ИК 1 – 2 ИК 2 – 3 ИК 2 – 3 ИК 3 – 2 ИК 3 – 2 Итого - 7 Итого - 7 Изложение 7 Изложение 7 ИК 1 – 1 ИК 1 – 1 ИК 2 – 3 ИК 2 – 3 ИК 3 – 1 ИК 3 – 1 Итого - 5 Итого - 5

Удачи !!!