Открытый урок по русскому языку и культуре речи. Тема: «Лексическая и грамматическая сочетаемость слов» Лениногорское музыкально-художественное педагогическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь.
Advertisements

Лексика 1 лек С ика 2 Лексикон 3 Омонимы 4 слоВо 5 Антонимы 6 пеРеносное 7 сИнонимы.
СЛОВАРИ Знать: какие бывают словари, как строится словарная статья. Уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу.
«Словарь-это целый мир, расположенный в алфавитном порядке». А. Франс.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009,
Тема: «Развитие культуры речи как одной из составляющих коммуникативной компетентности учащихся». Презентацию подготовила учитель русского языка Частоступова.
"Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли и радости, труды, горести наших предков и наши собственные. Подумайте, что все.
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь.
МОУ СОШ 1 р.п.Лысые Горы Саратовской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ к внеклассному мероприятию по русскому языку Учителя русского языка и литературы Власовой М.В.
Разминка к уроку по теме «Морфемика». Закончи предложение Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка - лексикология. Раздел языкознания, изучающий.
Составила: учитель-логопед Кузнецова Н.Ю.. 1. Обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными, синтаксическими)
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Типы связи слов в словосочетании. Подчинительные словосочетания.
Львиная доля времени на уроках русского языка уходит на формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся. Однако, когда дело доходит.
О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
Нарушевич Андрей Георгиевич. Новый план работы ЕГЭ-2015 Часть I 24 задания Процент первичного максимального балла – 58 % Часть II 1 задание (сочинение-рассуждение)
Транксрипт:

Открытый урок по русскому языку и культуре речи. Тема: «Лексическая и грамматическая сочетаемость слов» Лениногорское музыкально-художественное педагогическое училище

Цель урока: 1. Обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология», совершенствовать навыки пользования ими в устной или письменной речи; 1. Обобщить знания учащихся по разделу «Лексикология», совершенствовать навыки пользования ими в устной или письменной речи; Познакомить учащихся с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов. Познакомить учащихся с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.

Задачи: Развивать языковое чутьё, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок; Развивать языковое чутьё, вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок; Пополнять словарный запас учащихся; Пополнять словарный запас учащихся; Поддерживать к чтению русской классической литературы. Поддерживать к чтению русской классической литературы.

Фонема, антонимы, падеж, склонение, диалекты, историзмы, число, метафора, неологизмы, морфология, профессионализмы, однозначные и многозначные слова, словообразование, фразеологический оборот, омофоны, грамматика. Фонема, антонимы, падеж, склонение, диалекты, историзмы, число, метафора, неологизмы, морфология, профессионализмы, однозначные и многозначные слова, словообразование, фразеологический оборот, омофоны, грамматика.

Подберите синонимы: Специальность Специальность Обучение животных Обучение животных Скорый поезд Скорый поезд Асфальтированная дорога Асфальтированная дорога Небольшая комната, где люди моются Небольшая комната, где люди моются Популярная игра на льду Популярная игра на льду Помещение в школе Помещение в школе Вид плавания Вид плавания

Русская народная песня «Пряха» Русская народная песня «Пряха» Русская народная песня «Тонкая рябина» Русская народная песня «Тонкая рябина» Исполняют студентки 2 курса отделения «Музыкальное образование» Исполняют студентки 2 курса отделения «Музыкальное образование» Мадиянова Анжела и Егорова Мария Мадиянова Анжела и Егорова Мария

Разбитый с силой, разделённый на куски. Заключить между распростёртыми руками, пальцами, лапами, плотно прижать кого- или что-либо к себе. Достойный звания человек, отзывчивый, гуманный. Только один такой, кроме него нет никакого другого. Являющийся типом, обнаруживающий общее в частном, индивидуальном. Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление. Общий, одинаковый, один для всех. Благозвучная последованность звуков, образующая музыкальное единство. Лишённый воли, подавленный морально, принуждённый к покорности. Ярко выраженный, обладающий особенностями, свойственными какому-либо типу.

Ошибки в лексической сочетаемости слов Связаны со значением слова Синонимы (обоюдный – единодушный, кушать-есть) Омонимы (скрепя сердце, но скрипя зубами; очки ) Паронимы (одеть-надеть, представить-предоставить, ванна-ванная, заразный-заразительный) Использование слов в несвойственном значении (обуть-надеть кому-либо обувь, обуть ребёнка; переодеть -кого-то, НО: поменяй платье или переоденься; шокировать-удивить в отрицательном значении; подсказать-незаметно о чём-то, НО: скажите, как пройти? который час?) Плеоназмы (памятные сувениры, подниматься вверх, заранее предчувствовать, моя автобиография) Тавтология (участники участвуют, питание подпитывает, свойство свойственно) Расщепление сказуемого (нести дежурство, вести борьбу, провести опрос, наблюдается нехватка) Неполнота высказывания (повысить эффективность чего? Дети ведут …плохо. Я чувствую…хорошо. ) Иноязычные слова (абориген, тривиальный, апогей, регламент, приоритет, пролонгация, лимитировать) Употребление стилистически сниженной лексики (промеж, теперича, умаяться, небось, брюхо, манатки) Использование диалектных слов (кочет, утирка, ротан, позвонок, слаборукий, нальи, пуховки, рогач)

Ошибки в грамматической сочетаемости слов Связаны с формообразованием слова Произношение окончаний прилагательных, причастий, местоимений в род. падеже муж. рода г-(в) (большо(в)о, звеняще(в)о, мое(в)о) Несклоняемые существительные (пальто, такси, пианино) Род. падеж существительных множ. числа (помидоров, апельсинов, носков, граммов, НО: сапог, чулок, ботинок ) Полная и краткая формы прилагательных (Он добрый, но слабоволен. – Он добрый, но слабовольный. ) Недопустимо соединение простой и сложной составной сравнительной степени прилагательных (более красивее) Склонение числительных (оба, обе; два, двое; пятьюстами) Правописание местоимений (никто-некто, никому-ни к кому) Чередование согласных в корне глагола при спряжении (хотеть-хочу, бежать-бегу, хлестать-хлещу, хныкать-хнычу) Нарушение норм образования причастий и причастных оборотов ( Человек, попытающийся –который попытался бы; подгоняемые облака неслись по небу ветром--подгоняемые ветром облака; море, плескавшее--плескавшееся море) Ошибки в образовании деепричастий (выбегнуввыбежав, выползявыползая) Использование предлогов (согласно, благодаря, вопреки, наперекорс дат. падежом - чему? несмотря на, невзираяс вин. падежом- на что? ) Нельзя употреблять предлог «благодаря» при отрицательных последствиях. Слитное написание союзов (зато, тоже, также, чтобы). )

Ошибки в лексической сочетаемости слов Связаны со значением слова Синонимы (обоюдный – единодушный, кушать-есть) Омонимы (скрепя сердце, но скрипя зубами; очки ) Паронимы (одеть-надеть, представить-предоставить, ванна-ванная, заразный-заразительный) Использование слов в несвойственном значении (обуть-надеть кому-либо обувь, обуть ребёнка; переодеть -кого-то, НО: поменяй платье или переоденься; шокировать-удивить в отрицательном значении; подсказать-незаметно о чём-то, НО: скажите, как пройти? который час?) Плеоназмы (памятные сувениры, подниматься вверх, заранее предчувствовать, моя автобиография) Тавтология (участники участвуют, питание подпитывает, свойство свойственно) Расщепление сказуемого (нести дежурство, вести борьбу, провести опрос, наблюдается нехватка) Неполнота высказывания (повысить эффективность чего? Дети ведут …плохо. Я чувствую…хорошо. ) Иноязычные слова (абориген, тривиальный, апогей, регламент, приоритет, пролонгация, лимитировать) Употребление стилистически сниженной лексики (промеж, теперича, умаяться, небось, брюхо, манатки) Использование диалектных слов (кочет, утирка, ротан, позвонок, слаборукий, нальи, пуховки, рогач)

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другим. (Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание)

Новые значения в сочетании слов Власть – законодательная, исполнительная, представительная, федеральная, родовая, религиозная, коммунистическая, экономическая, посттоталитарная. Власть – законодательная, исполнительная, представительная, федеральная, родовая, религиозная, коммунистическая, экономическая, посттоталитарная. Помощь – гуманитарная, финансовая, материальная, политическая, спонсорская, кредитная. Помощь – гуманитарная, финансовая, материальная, политическая, спонсорская, кредитная.

Найдите и исправьте лексические ошибки в следующих предложениях Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности. Российская армия формирует в освободившихся районах отделения милиции из жителей прилегающих к Чечне областей; эти люди хорошо знают менталитет местности. Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику! Если вы хотите сделать подарок своим близким, приходите в наш магазин: только у нас супердешевые цены на бытовую технику! Людей приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине. Людей приезжающих на отдых в Грецию, никогда не мучает ностальгия по Родине. Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен. Выходец из России, этот колоритный человек окончил медицинский факультет, хотя врачом никогда не работал, был необыкновенно богат и хлебосолен. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой. Премию уникальному специалисту решили заплатить валютой. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. Главное для пловцов-синхронистов – согласование движений. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании. Особенно важную роль призван выполнить новый Закон об образовании. Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет не просто. Каждый работник предприятия понимает: осилить эти рубежи будет не просто. Любая проверка – она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии. Любая проверка – она играет на пользу предприятию, потому что предприятию всегда проще разобраться вместе с кем-то в том, что творится на предприятии. В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее. В этой статье подводится резюме выступлениям сборной российских атлетов на Олимпиаде в Сиднее.

Словарь Усердней с каждым днем гляжу в словарь. В его столбцах мерцают искры чувства. В подвалы слов не раз сойдет искусство, Держа в руке свой потайной фонарь. На всех словах – события печать, Они дались недаром человеку, Читаю: «Век, от века, вековать Век доживать, бог сыну не дал веку, Век заедать, век заживать чужой…» В словах звучит укор, и гнев, и совесть. Нет, не словарь лежит передо мной, А древняя рассыпанная повесть. С.Я.Маршак