Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Не исключена возможность появления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЦЕЛЬ: познакомить с историей создания изделий из лоскутков; формировать навыки выполнения стачных швов; воспитывать трудолюбие, благоприятное отношение.
Advertisements

Удивительные треугольники С самых давних времен, еще до изобретения швейной машинки, шитье из треугольников полюбилось многим мастерицам. Предполагают,
Изготовление изделия в лоскутной технике Смирнова Т.А. Учитель технологии МОУ СОШ 3 г. Киржач.
Заплаты Заплаты ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи.
Панно-оригами из ткани. Вам потребуется: х/б ткани шириной 90 см следующих расцветок: ткань с мелким пестрым рисунком 15 см, розовая 90 см, а также 5-6.
Сборка деталей блоков. Виды швов Стачной шов Двойной стачной шов Двойной стачной шов Бельевой шов (французский) Бельевой шов (французский) Ложный шов.
Тема Изготовление прихватки в лоскутной технике «спираль» Учитель технологии : Основина Елена Александровна.
НАСТЕННОЕ ПАННО. Работа с лоскутами г. Учитель швейного дела Жаркова Л.Н. ГБС(К)ОУШ 8 г. Ейска.
ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА 2007 г. учитель трудового обучения Овчинникова Т.И. ГОУ средняя школа 244 Проект по «Технологии»
От простого к сложному. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого.
Учитель технологии МБОУ СОШ 9 Севастьянова Светлана Александровна г.Вилючинск Камчатский край.
Лоскутная пластика Порядок выполнения прихватки « Степной цветок» Выполнила учитель технологии МОУ лицея 4 Наумченко Н.В.
ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА Составила учитель технологии высшей категории Бурдукова Н.А.
ПЭЧВОРК Лоскутное шитье Что такое "пэчворк"? Patch" в переводе с английского означает лоскут или заплата. Соответственно, "пэчворк" – шитье из лоскутов.
Лоскутное шитье При работе с лоскутами, необходимо владеть цветовой грамотой Гармоничное сочетание контрастных цветов.
Образцы основных видов вышивания. ( В этой презентации я покажу виды простейших швов)
ВЫШИВКА 1 часть Учитель технологии Низамова Елена Геннадьевна.
«Лоскутные иллюзии и фантазии» Мастер-класс. ЛОСКУТНЫЕ ИЛЛЮЗИИ Вам интересны зрительные иллюзии? На первый взгляд создается впечатление, что узор состоит.
Мода для нас… Стачной шов Накладной Двойной шов Запошивочный шов Настрочной.
Дом детского творчества «На реке Сестре» Курортный район г. Санкт-Петербург РУЧНЫЕ ШВЫ Методическая подборка Составитель Педагог ДДТ «На реке Сестре» Шеститко.
Транксрипт:

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Одной из причин появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков.

Первоначально это было не столько лоскутное шитье, сколько перешивание, подновление одежды и предметов убранства жилища из лоскутков отслуживших свой срок вещей. Старые вещи разрезались, лоскутки сортировались: все, что годилось для шитья, шло на лоскутные одеяла, занавески; из очень поношенного плели дорожки, шили махровые коврики-половички. Поскольку «мелкоте» - так на Руси называли мальчиков и девочек до шести – восьми лет – новой одежды не полагалось, то русские крестьянки перешивали старые рубашки взрослых членов семьи на рубашечки для самых маленьких. Да и одежде для более взрослых детей шили преимущественно из старой одежды родителей или просто давали донашивать свою. Такая традиция была распространена не только в бедных семьях, но и в зажиточных и даже богатых. Следует сказать, что до XVIII одежда на Руси была в основном домотканой, то есть изготавливалась из полотна, сотканного на ткацком стане, который был почти в каждой избе. Долгая и трудоемкая работа от выращивания льна до производства ткани не позволяла расточительно относиться к сотканному полотну. Поэтому сам крой народной одежды и приемы ее шитья предполагали безотходное использование материала. Все это давало бережливому и расчетливому крестьянскому уму толчок к лоскутному творчеству, позволяя находить все новые и новые способы использования старых вещей. Однако с появлением первых фабричных ситцев в XVIII веке и значительным их удешевлением в XIX веке, а также благодаря изобретению швейной машины появились новые возможности для развития и существенного обогащения лоскутной традиции. Дешевые, практичные, красочные ситцы охотно использовались не только в крестьянских, но и в городских домах: из них шили одежду, а из разноцветных остатков ситцев – лоскутные одеяла. В XX веке, во времена кризисов, падения производства и войн лоскутное шитье помогало многим людям выжить, сохраняя семейный бюджет и обеспечивая самым необходимым.

Виды лоскутной техникиВиды лоскутной техники Свободная техника УголкиКвадратПолоска Объемная техника Ромбы

Пэчворк - лоскутная техника аппликации и шитья тканей. Один из традиционных видов народного творчества. Квилтинг - вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются не менее трех слоев ткани. При этом на поверхности квилта образуется рельефный узор и она становится трехмерной.

Традиционная лоскутная техника в стиле «крейзи» («сумасшедший стиль») – это сборка лоскутного полотна из множества мелких, разных по форме и размерам разноцветных лоскутков.

Правила работы с лоскутом ПРАВИЛО 1 В работе чаще всего используют кусочки ткани самой различной формы. Пришивать лоскутки нужно на основу из хлопчатобумажной ткани размером немного больше, чем будет наше готовое изделие. Без основы работать не рекомендуется, так как швы тянутся в разные стороны и у изделия будет неряшливый вид. ПРАВИЛО 2 Начинать работу надо от центра изделия. Без сметки (лучше всего пользоваться обычными булавками) пришивайте лоскуток к лоскутку, двигаясь по часовой стрелке или против нее. Центральную часть изделия заполняйте сначала мелкими лоскутками и по мере увеличения полотна присоединяйте все более крупные. Центральный лоскуток, как правило, называют зрачком. Для него обычно подбирается кусочек ткани яркого цвета или материя с выразительным, интересным фрагментом узора. Самыми удачными получаются узоры, в которых центральная деталь имеет форму треугольника или многоугольника.

ПРАВИЛО 4 Лоскутные витки можно сделать контрастными по цвету. Для этого каждый надо собрать по принципу «цветового хаоса». При этом старайтесь не объединять между собой лоскутки, слишком близкие по цвету и рисунку: они будут смотреться как одно большое цветовое пятно и могут нарушить задуманную композицию. ПРАВИЛО 5 Если вы впервые занялись лоскутным шитьем, сначала сделайте небольшой образец, ориентируясь на цветные графические рисунки, на которых показана последовательность пришивания лоскутков на круглую основу (диаметром до 20–22 см). Из такого блока получатся небольшие вещи – кухонная прихватка, подставка под чайник. Покрывала, одеяла, панно, чехлы для подушек – собирают из нескольких блоков квадратной формы. Их можно сшивать между собой как полотно или накладывать как аппликации на ткань и пристрачивать, накрывая срезы декоративной тесьмой. ПРАВИЛО 3 Лоскутки можно объединять, составляя композиции из деталей контрастных или близких оттенков разного цвета, но в одной гамме: например, можно начать собирать свою мозаику с самых светлых фрагментов, а после завершения очередного круга начинать каждый новый виток с использования все более темных лоскутков, близких по цвету. Или, наоборот, начните свою работу с самых темных лоскутков, а закончите самыми светлыми.

КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ 1. Расположите яркий лоскуток-зрачок в центре основы лицевой стороной вверх. Приколите зрачок булавкой. Второй лоскутик приколите лицевой стороной вниз к любой из сторон зрачка (булавки всегда нужно вкалывать перпендикулярно шву) и, совмещая, стачайте по прямой линии все три слоя ткани, отступив от края на 5 мм или на ширину лапки. Удалите все булавки, чтобы не отпечатались под утюгом, и приутюжьте шов «на ребро» (оба среза вместе). 2. Отверните второй лоскуток на лицевую сторону и прогладьте.

3. Приколите 3-й лоскуток лицевой стороной вниз ко 2-му и к следующей стороне зрачка, продолжая двигаться по часовой стрелке. Стачайте, приутюжьте шов «на ребро» и срежьте излишки ткани. 4.Отверните 3-й лоскуток и прогладьте. Каждый лоскуток должен полностью перекрывать срезы, к которым его притачивают.

5. Пристрочите 4-й лоскуток (лицевая к лицевой) к 3-му, одновременно – к свободной стороне зрачка и 2-му лоскутку. Отутюжьте и срежьте лишнее. Отверните 4-й лоскуток и прогладьте. 2-й ряд: 5-й лоскуток притачайте сразу к трем 1-го ряда: 4-му, 2-му и 3-му. 6-й – к 5-му и 3- му, 7-й – к 6-му, 3-му и4-му. Двигаясь по часовой стрелке, в каждом ряду «наращивайте» размеры лоскутков. Заполнив всю основу, срежьте лишнюю ткань по краям.

Орнамент состоит из семи равных по величине правильных шестиугольников – сот. Между собой соты сшиты вручную. Готовый орнамент «Соты» может быть нашит как аппликация на какую-либо основу вручную или на машине.

Русский квадрат» относится к национальной технике лоскутного рукоделия, что подтверждает само ее название. Эта техника наиболее сложная и требует особой аккуратности при выполнении изделий.

Порядок сборки: орнамент «Русский квадрат» Для работы по схеме сборки «русский квадрат» необходимо выкроить квадратную заготовку, подготовить полосы и равнобедренные прямоугольные треугольники из ткани. Чтобы геометрический рисунок схемы выглядел эффектнее, следует понаблюдать определенную пропорциональность между размерами элементов, участвующих в составлении схемы. Если в качестве элемента берут квадрат из ткани со стороной a, то ширина полос для обтачивания этого квадрата должна определяться из соотношения: b меньше a/2, где b - ширина полосы. Выбранная ширина полосы может использоваться при выкраивании полос любого яруса. Если ширину полосы необходимо увеличить, то следует вновь прибегнуть к приведенному соотношению. В этом случае в качестве величины a берут размер стороны квадрата, полученного после присоединения предыдущего яруса полос. Треугольники, которые притачивают к углам каждого яруса полос, лучше кроить по шаблонам. Размер треугольника зависит от ширины полосы. Построение шаблона ведут в следующем порядке: Строят равнобедренный прямоугольный треугольник с катетами, равными 2c, где c - ширина полосы данного яруса в рабочем состоянии (т. е. с припуском на шов по одному краю). Затем параллельно гипотенузе данного треугольника, отступив на ширину шва, проводят линию до пересечения с продолжениями катетов треугольника.

Таким образом, получают прямоугольный треугольник, служащий шаблоном, выкраивание по которому ведут без припусков на швы. При выполнении схемы сборки «русский квадрат» удобно пользоваться схемой «колодец». Сборку образца начинают с центра. Элемент 1 последовательно с каждой из сторон обтачивают элементами 2, 3, 4 и 5. Затем на угол стыковки элементов 2 и 3 лицевой стороной накладывают элемент 2а таким образом, чтобы прямой угол треугольника был направлен к центру. Машинная строчка, соединяющая элементы, должна прокладываться параллельно условной диагонали первоначального квадрата, не пересекая его угол. Ширина шва 0,5 - 0,7 см. Следует убедиться, что элемент 2а притачан правильно, без перекосов. В противном случае данный этап работы следует повторить. После этого шов притачивания разутюживают, а лишнюю ткань первого яруса полос срезают. Элементы 3а, 4а и 5а притачивают аналогичным образом. Получив первый ярус схемы «русский квадрат», переходят ко второму ярусу. Для этого к вновь образованному квадрату притачивают элементы 6, 7, 8 и 9, формируя второй ярус полос. Затем к каждому углу этого яруса притачивают прямоугольные треугольники (элементы 6а, 7а, 8а и 9а). Так, двигаясь от яруса к ярусу, выходят на нужный размер образца.

У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «бревенчатая изба», «лабиринт». Эта схема сборки лоскутных изделий была распространена в Европе и Америке еще в XIX веке. В ее основе лежит шитье из полос. Особенность шитья – сборка цветных полосок по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика, на котором делают цветовой акцент. Размер стороны квадрата превышает ширину полос первого яруса. Узор выполняется на основе.

Орнамент «Колодец» Порядок работы 1.Загладьте на основе две диагональные линии, сложив основу в двух направлениях, и в точке пересечения приколите «очаг» лицевой стороной вверх. 2.Первую полоску лицевой стороной приложите к верхней части «очага», выровняйте срезы, пристрочите по припуску, приутюжьте шов «на ребро», отверните полоску, отутюжьте шов в направлении от центра и обрежьте излишек вровень с «очагом». 3.Вторую полоску приложите лицевой стороной к правой стороне «очага» и правому срезу первой полоски, пристрочите, отверните, отгладьте и срежьте лишнее.

4. Аналогично пришейте третью полоску, совместив ее с нижней стороной квадратика и второй полоской. Лишнее отрежьте. 5. Четвертую полоску притачайте сразу к трем деталям: левым срезам первой и третьей полосок и левой стороне «очага» – теперь он вокруг обшит первым рядом полосок. 6.Остальные полоски пришивайте ряд за рядом по спирали вокруг «очага», пока основа полностью не закроется.

Этот узор – разновидность «колодца»: в квадрат собирают узкие полоски двух контрастных цветов.

Последовательность выполнения орнамента «Ананас» 1. Подготовьте необходимые детали: лоскут-основу из плотной светлой ткани, центральный квадрат и полоски – одни из ткани центрального квадрата, другие из контрастной по цвету ткани. Загладьте основу дважды пополам, образуя две перпендикулярные линии, и приколите в центре квадратик, расположив его углы по заглаженным сгибам. 2.Полоски первого ряда – контрастные цвету квадратика. Приложите полоску лицевой стороной к квадратику, совместите срезы, пристрочите, загладьте шов «на ребро», отверните, отгладьте и срежьте излишек. Все остальные полоски этого ряда притачивайте аналогично, перекрывая стороны квадратика и 0,5 см бокового среза предыдущей полоски. В этом – одно из отличий от «колодца», где срезы полосок перекрываются полностью.

3.Второй ряд полосок пришивайте параллельно сторонам основы. Чтобы контур центрального квадратика остался четким, швы должны пройти по его углам, не заходя на них: прикладывайте полоску лицевой стороной вниз к квадратику, располагая линию припуска точно на вершине угла, концы полоски при этом выходят за срезы полосок первого ряда на расстояние припуска. Пристрочите, отгладьте, отрежьте лишнее и притачайте остальные полоски этого ряда. 4.Третий ряд полосок пришейте параллельно сторонам центрального квадратика: приложите полоску лицевой стороной на любую полоску первого ряда, совместите срезы и притачайте. Заполните полосками всю основу, свободные углы по краям – треугольниками из светлой ткани

Схема сборки лоскутных изделий «елочка», или «паркет», своим названием обязана внешнему сходству с видом паркетной кладки или формой ели. Орнамент «елочка», «паркет»

Орнамент «Ёлочка» Порядок работы: 1.Для работы необходимы заготовки из ткани, выкроенные в виде квадратов и полос. Правильно подобранная ткань делает работу быстрой, а изделие получается аккуратно выполненным. 2.Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полосу (элемент 2) складывают лицевыми сторонами внутрь, выравнивают по краю и скрепляют машинной строчкой. После этого шов разутюживают, раскладывая срезы на две стороны. Вторую полосу первого яруса (элемент 3) притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, то есть, прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Подравняв притачанную полосу и разутюжив шов, получают первый ярус полос. Далее к элементам 2 и 3 аналогичным образом притачивают элемент 4, подравнивают его, а шов разутюживают. Затем к элементам 3 и 4 притачивают элемент 5. После подравнивания и разутюживания шва получают второй ярус полос «елочки». Таким образом, наращивая первоначальный квадрат от яруса к ярусу по двум сторонам, выходят на нужный размер образца.

Орнамент «Кольцо дружбы» относится к аппликационным, так как представляет собой предварительно собранное на машине лоскутное кольцо, которое затем настрачивается в край или пришивается вручную на основу-фон. В цветовом отношении это многоцветный орнамент: самых разных по цвету лоскутков группируются вокруг центра, образованного кругом. Гармоничное соседство, содружество разноцветных лоскутков и определило название орнамента.

(или «ёёшки», как говорили наши бабушки) Представляет собой ажурную композицию из самых разных по цвету круглых фрагментов, каждый из которых напоминает своим внешним видом сухую сплющенную инжирину. Весь орнамент от начала до конца собирается только вручную. Особенностью его является то, что каждый фрагмент имеет законченный вид как с лицевой, так и с изнаночной стороны. Благодаря этому из соединенных между собой отдельных фрагментов можно сразу получать готовые изделия. Для шитья годятся почти все ткани, кроме толстых и тяжелых. Хороши капрон, шелк, трикотаж, штапель, кружевное полотно, даже шерсть. Лучше использовать хорошо драпирующиеся ткани.

Орнамент «Йо-Йо» Порядок работы 1. Выбранные для изделия ткани отутюжить и нарезать кружками (можно квадратиками, чтобы облегчить работу) диаметром 10 см (по желанию диаметр можно менять). 2.Наружный срез подогнуть на изнанку на 1 см (руками) и прометать по сгибу швом «вперед иголку». Строчка идет на расстоянии 0,2 см от сгиба (рис). Нитки крепкие в тон лоскутков. Длина стежка зависит от толщины ткани и составляет 0,2-0,7 см. чем толще ткань, тем длиннее стежок. По мере прометывания нитку подтягивать. Лоскуток постепенно принимает нужную форму. Завязать узелок. 3.Место стыковки (дырочку) расположить в центре объемного лоскутка и слегка приутюжить с лица изнанки. 4.Аналогично заготовить все лоскутки и выложить их на столе по рисунку. Сшивать фрагменты между собой встык согласно общей цветовой идее. Использовать нитки в тон лоскутков. Если два соседних лоскутка контрастируют по цвету, то нитка должна хорошо смотреться на обоих соседних фрагментах. Нитки прочные. Длина соединения 0,5-1 см. в конце соединения обязательно завязывать узелки.

Орнамент «Шахматка» Порядок работы 1. Первые два лоскута верхнего ряда соедините лицевыми сторонами внутрь, сколите, совместив срезы, и прострочите точно по линии припуска на шов. Шов приутюжьте «на ребро», а затем заутюжьте в сторону более темного квадратика, чтобы припуски на шов не просвечивали через ткань. 2.Присоедините третий квадратик ко второму лицевыми сторонами внутрь и сострочите. Шов заутюжьте в сторону темного квадратика. Последовательно пристрочите все очередные квадратики этого ряда. Первая полоса готова. 3. Приготовьте все остальные полосы и соедините в полотно: сложите лицевыми сторонами внутрь первые две полосы и сколите булавками точно по машинным швам, расположив булавки перпендикулярно срезам. Далее полосы сострочите по линии припуска на шов и, вынув булавки, приутюжьте шов «на ребро», а затем в одну сторону. Аналогично соедините остальные полосы и отутюжьте готовый образец.

Орнамент представляет собой круг, в котором вокруг центра по восьми осям выкладываются особым образом заутюженные лоскутные чешуйки. Для чешуек годятся любые ткани: шелк, ситец, синтетики, трикотаж, шерсть. Причем при соединении в одном изделии разных тканей получается интересная «игра фактур» и светотени.

Орнамент «Кругляш» Порядок работы: 1.Для одного изделия - круга диаметром 32 см - заготовить: - 4 ярких лоскутка размером 13х13 см (минимум 9х9 см) - для центра комплектов по 8 лоскутков в каждом. Размер лоскутков 13х13 см. при изготовлении этих комплектов должны быть использованы всего 4-6 разных тканей. Это позволит избежать лишней пестроты. Все лоскутки выкраиваются по долевой нити (ДН). 2. Каждый лоскуток сложить в «чешуйку». Для этого перегнуть лоскуток пополам по ДН изнанкой внутрь, приутюжить. Затем сложить сгибами друг к другу, образуя встречную складочку. В таком положении лоскуток сильно приутюжить. Чтобы края лоскутка не отгибались в стороны и «чешуйка» не раскрывалась, можно сколоть ее булавкой, вводя ее с изнаночной стороны «чешуйки», пережимая встречную складочку и снова уводя конец булавки на изнанку. Готовые «чешуйки» складывать по цвету со стопочки, образуя своеобразную палитру лоскутков.

3. Подготовить: -круг диаметром 32 см из хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для основы; - круг диаметром 32 см из хорошей хлопчатобумажной или шерстяной ткани - для подкладки-задника; -вспомогательный круг диаметром 32 см из бумаги или ненужной плотной неокрашенной ткани; -косую полоску 6х105 см для окантовки края изделия; -маленькие пяльцы диаметром см; -разноцветные крепкие нитки в тон лоскутков; 4.На круге-основе наметить 8 осей-радиусов. Запялить его в пяльцы. 5. На вспомогательном круге из бумаги также наметить 8 осей и положить его на стол осями вверх. 6. Брать «чешуйки» оочередно комплект за комплектом из палитры лоскутков и выкладывать на вспомогательном круге сразу на готовый вид, начиная от центра: сначала выложить 4 ярких центральных лоскутка встык друг к другу, то есть боковыми сгибами «чешуек» к нарисованным осям. Затем выкладывать сверху второй ряд «чешуек», отступая от центра круга на 1,5-2 см. во втором ряду уже 8 «чешуек». Середина каждой «чешуйки» должна попасть на нарисованную ось. Лоскутки нужно выкладывать по часовой стрелке, либо против нее, не нарушая раз и навсегда выбранного направления.

7. Аналогично выложить на вспомогательный круг все остальные комплекты «чешуек». «Чешуйки» четвертого и пятого рядов можно выложить со смещением, то есть встречными складочками не на проведенные оси, а посередине между основными осями. Следующий ряд выложить снова по осям, а затем опять со смещением и так далее до заполнения всей основы. 8. После подробного выкладывания можно приступать к шитью на основу. Осторожно вынимая «чешуйки» из выложенного орнамента (из центра), их надо переносить на запяленный круг, скалывать с основой булавками в «готовый вид» и пришивать вручную сначала «носики», затем «хвостики». Другими словами, сначала надо пришить к основе все кончики «чешуек» и завязать узелок. Затем, не отрезая нити, вывести ее по изнанке основы на нижние края «чешуек» и плотно пришить их к основе по самому краю всего первого ряда. Нитку закрепить и отрезать. Строчка прямая наметочная. Длина стежка равна 1-1,5 см. стежки прокладывать так, чтобы они пережимали все складочки и сгибы «чешуек», тем самым надежно прикрепляя лоскутки на своих местах. Нитки должны быть подобраны в тон лоскутков. То же повторить с лоскутками второго и каждого последующего ряда до заполнения всей основы. Утюжить изделие по ходу работы не надо. 9. Когда все лоскутки пришиты, подрезать уголки, вылезающие за края основы. Сложить лоскутный верх с подкладкой-задником изнанками внутрь, сколоть булавками и прометать через все слои по самому краю изделия. 10. Окантовать край круга одинарной или двойной косой полоской.

Шитье из прямоугольных треугольников – самый древний вид лоскутной техники. Наибольшее распространение этот вид получил на Руси. Поэтому шитье из прямоугольных треугольников принято считать национальной русской техникой лоскутного рукоделия. Издавна известны яркие деревенские лоскутные одеяла, собранные из пестрых треугольных кусочков. Они не только служили предметами обихода, но и являлись украшением скромного деревенского жилища. Этот узор по-другому называется «Квадрат в квадрате». Свое название он получил оттого, что действительно каждый квадрат узора вставлен в предыдущий и в целом это всё похоже на алмаз.

Порядок работы: Работу начинают с построения схемы. Стороны центрального квадрата достраивают прямоугольными треугольниками, чтобы получился большой квадрат, и так раз за разом, пока не образуется квадрат нужного размера. Схему можно раскрасить, выделив определенным цветом треугольники каждого ряда. Дальше готовят шаблоны: для центрального квадрата, треугольника каждого ряда и основу из ткани или флизелина. Отмечают на ней 4 пересекающихся линии: 2 перпендикулярные и 2 диагональные. Сборку треугольников ведут по схеме от центра. Закрепляют квадрат на основе лицевой стороной вверх. К одной из сторон прикалывают треугольник первого ряда лицевой стороной вниз, совмещая его длинную сторону с квадратом, и стачивают вместе три детали (основа, квадрат и треугольник) по припуску на шов. Шов приутюживают «на ребро», отгибают треугольник, еще раз утюжат и закрепляют булавкой. Точно также пристрачивают следующие 3 треугольника этого ряда. Затем проверяют, совпадают ли углы образовавшегося квадрата с линиями на основе и подравнивают ножницами квадрат, чтобы все стороны были равны. Следующие ряды треугольников пришивают таким же образом.

Используемые ресурсы: 1. colzo.htm