Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »
Advertisements

Работа в группах Ответственный в группе оценивает участие в работе.
ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 6 классе Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ24» Перепелкина Юлия Олеговна.
Урок русского языка в 3 классе Выполнила: учитель МОУ СОШ 117 Самарина Наталья Владимировна.
Русская фразеология.. Орфографическая работа Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было,
Фразеологизмы и их роль в русском языке Проект : Почему мы так говорим?
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по русскому языку в 9 классе (методическая разработка при подготовке к ГИА) Автор: Автор: Васильева Надежда.
Ребята! -Сегодня вам придётся поработать, засучив рукава. -Зарубите себе на носу: в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
МОУ Шатровская начальная общеобразовательная школа Внеклассный урок- исследования по русскому языку « Использование фразеологизмов». Программа «Школа 2100»
Восьмое чудо света.. Египетские пирамиды Храм Артемиды в Эфесе.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Обобщающий урок русского языка 6 класс Цели урока : обобщить и закрепить знания по теме « Фразеология »; развивать внимание, скорость мышления ; формировать.
Фразеологизмы и их роль в русском языке 6 класс Учитель Ильина Вера Викторовна.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Ни шатко ни валко, не чуять ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут - то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно.
«Весёлые фразеологизмы». Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом.
3 _ МОУ «Новопокровская СОШ» _ Команда «Умники и умницы» 4 класс 3 этап « Фразеологическое лото.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель МОУ СОШ 9 им. М. В. Водопьянова г. Липецка Тихонина Л. М. Тихонина Л. М.
Транксрипт:

Цели урока : - познакомить учащихся с фразеологизмами ; - учить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения ; - учить находить фразеологизмы в тексте ;

Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – « выражение » Logos – « учение »

Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизмы – это средства выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной выразительной и яркой.

«Море по колено» ничто не страшно. «Мухи не обидит» кроткий человек. «Как две капли воды» очень похожи друг на друга.

«Тянуть кота за хвост» надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода» дружные ребята. «Витать в облаках» мечтать.

«Плясать под чужую дудку» беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею» быть обузой для другого человека. «Водить за нос» обманывать.

Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т. е. выражений типа : бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т. п. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. А сейчас выполните мои задания.

Художник-иностранец продолжает изучать русский язык. Но во фразеологизмах он никак не может разобраться. Назовите фразеологизмы, которые здесь им изображены. Когда они употребляются? Составьте с ними предложения.

Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите. 1. Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. 2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. 3. Кирилл целый день бездельничал. 4. Мы догадывались, что он нас обманывает. 5. Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте. 1.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить … 3. Бросились искать приезжего. а его и след У Сережи с Мишей дружба крепкая : их водой Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи Мы его расспрашиваем, а он словно воды Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как...

Определите, есть ли фразеологизмы в предложениях Врач назначил больному прием лекарства через час по чайной ложке. Девочка болела, и мама носила ее на руках.

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. Мы дружно работали сложа руки. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык. У лягушки дух захватило от страшной высоты. Яшка сломя голову остановился.

Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы ? Какие это группы ? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. (I – сломя голову, во всю прыть ; II – и дело с концом, дело в шляпе ; III – и след простыл, поминай как звали.)

Сфера употребления фразеологизмов Стили речи книжный разговорный публицистический

Распределить фразеологизмы по сфере употребления : разговорный, книжный, публицистический Водить за нос, ломать голову, сложить оружие, сдержать слово, карточный домик, из года в год, краеугольный камень, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще, дамоклов меч, под открытым небом.

Проверь себя ! Книжный : сложить оружие, карточный домик, дамоклов меч, краеугольный камень. Публицистический : сдержать слово, под открытым небом, из года в год. Разговорный : водить за нос, ломать голову, кривить душой, гадать на кофейной гуще,

Откуда берутся фразеологизмы Исконно русские сматывать удочки, расправлять крылья Старославянские как зеницу око, не от мира сего Из разных профессий сгущать краски, ход конем, привести к общему знаменателю Крылатые слова из мифологии ахиллесова пята, нить Ариадны, дамоклов меч Крылатые слова и выражения, созданные писателем Голый король Счастливые часов не наблюдают

Ответственный в группе оценивает участие в работе.

Критикуй идеи, но не человека. Поощряй участие каждого в обсуждении. Выслушивай мнение каждого, даже если ты не согласен с ним. Сначала объяви вопросы, потом их разбирай. Ищи рациональное в высказываниях других.

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам ( что для них является общим ), определите значение фразеологизмов. 1. Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Моя хата с краю. 9. Хоть бы что. 10. Рвать и метать.

1. Вон оно что ! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука ! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только ! 9. Развести руками. 10. Ума не приложу. 11. Хорошенькое дело !. 12. Скажи на милость. 15. Вот так номер.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5. Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Два сапога пара. 13. Мороз по коже.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте? Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох. – Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют... (По Э.А. Вартаньяну) Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?

Спасибо за урок !!!! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы. Молодцы !

Правила стр Из словаря выписать значение фразеологизмов ( из текста ) с толкованием лексического значения.