Четырнадцатое октября. Тема урока: «Речевые ошибки». Ольга Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Advertisements

Что такое текст.. Тебе, конечно, приходилось слышать слово текст. А что такое текст? Трудно?
Ф.И. Тютчев ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые,
Цели урока О Тютчеве. Родители поэта. Любовь поэта Памятник Тютчеву. Пейзажи к стихам Гимн природе. Словарная работа. Зима. Осень. Весенние воды. Тренинг.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Восемнадцатое марта. Классная работа. Обучение написанию сочинения- рассуждения на лингвистическую тему: «Зачем нужна пунктуация?»
Стили речи Введение в стилистику. Что мы уже знаем о речи… Представьте себе, что скоро в классе пройдёт родительское собрание. Вам нужно: а) составить.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Причастный оборот Причастный оборот. К причастию, как и к глаголу могут относиться зависимые слова : исправлять ошибки - исправляющий ошибки, исправлявший.
Лексические трудности современного русского языка. Мама песню напевала, Одевала дочку. Одевала – надевала Белую сорочку. Е. Благинина.
Объявление Дорогие ребята ! У меня потерялась собака по кличке Жулька. Я ее выгуливал, и она сорвалась с поводка. Я не смог ее догнать. Мне очень плохо.
Урок русского языка в 5 классе Урок подготовила учитель русского языка и литературы Литвинова Н.А.
ВЕСНА ! ! ! ВЕСНА ! ! ! ПРЕЗЕНТАЦИЯ О ВЕСНЕ. Зима не даром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
Сочинение-рассуждение Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения.
Урок 1 Sagatavoja skolotāja Olga Trofimova Jaunogres vidusskola.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Создание сочинения - рассуждения Пошаговые рекомендации, вариант 5. вариант 5.
ИГРА 9-10 классы. 1. Определите слово по его лексическому значению. 1- я команда Цвет фиалки и сирени я команда Заранее намеченный путь следования.
Транксрипт:

Четырнадцатое октября. Тема урока: «Речевые ошибки». Ольга Владимировна

Пословицы и поговорки. Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь! Прежде, чем что-либо сказать, надо хорошенько подумать, чтобы потом не пришлось жалеть о сказанном.

Пословицы и поговорки. Что написано пером, того не вырубишь топором. Если написанное стало известно, вошло в силу, его уже не изменишь, не исправишь.

Как мы должны относиться к тому, что мы говорим и пишем?

Прочитайте четверостишие. Что здесь не так? Люблю я майскую грозу в начале мая, Когда весной весенний первый гром, Как бы резвяся и в игру играя, Грохочет громко в небе голубом. А.Хайт.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. А.Хайт. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Ф.И.Тютчев. я майскую весной в игру громко

Выберите один из вариантов, который вы считаете правильным. Объясните, почему этот вариант лучше другого. 3. Перед смертью он долго болел. Он учился в консерватории.1.Он учился в музыкальной консерватории. 2. Налицо разбазаривание государственного имущества. Налицо незаконное разбазаривание государственного имущества. Перед своей смертью он долго болел. 4. Состоялся обмен имеющимся опытом. Состоялся обмен опытом. 5. Они окончательно закончили работу. Они закончили работу.

8. Он предчувствовал этот поворот в своей судьбе. Художник мастерски давал портреты внешности своего героя. 6. Художник мастерски описывает внешность своих героев. 7. Главная суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту. Этот поворот в своей судьбе он предчувствовал заранее. 9. Эрмитаж – сокровищница нашей культуры. Эрмитаж – ценная сокровищница культуры. Суть вопроса заключается в том, что вы не смогли доказать свою правоту.

Здесь были приведены предложения с речевой избыточностью и тавтологией. Речевая избыточность – повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. Тавтология – в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Что нужно в тексте убрать или заменить? Почему? 1. Он был мужественным и смелым человеком. 2. Мы быстро бросились бежать вниз по эскалатору. 3. Он облокотился локтем на стол. 4. Эта девушка произвела на всех очень прекрасное впечатление. 5. Вместе с Городецким сотрудничал Блок. 6. Внутренний интерьер дворца поражал роскошью. 7. Писателя интересуют вопросы психологических чувств героя. 8. Сонина комната походила как будто на сарай.

Приводимые ниже примеры содержат речевую ошибку, которая называется: Подмена понятий – такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол, как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют.

Как устранить ошибку в примере? 1.На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце.

Как устранить ошибку в примере? 1.На высоком столике стояли миска с водой, мыло, полотенце. На высоком столике стояла миска с водой, лежали мыло и полотенце.

Как устранить ошибку в примере? 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта.

Как устранить ошибку в примере? 2. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и ремонта. Жильцы требовали ликвидации неполадок в квартирах и проведения ремонта.

3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет.

Как устранить ошибку в примере? 3. Школа опустела, не слышно привычного шума и ярких стенгазет. Школа опустела, не слышно привычного шума и не видно ярких стенгазет.

В следующем задании будут ошибки, которые называются: Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю - такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие.

Из двух вариантов в скобках выберите один, присущий разговорному стилю. 1.Юрий Гагарин ( – ) в 1961 году. 2.Разговор по телефону: «Знаешь, ( – ) я не могу прийти, я готовлюсь к экзаменам». 3.Мальчик услышал, что охотники ищут медвежью берлогу. Он бегом кинулся к медведям, чтобы ( – ). 4. Я так рада! Моя племянница ( – ), наконец, квартиру. 5. Медведь увёл медведицу с медвежатами ( – ). 6. Старый ворон ( – ) со всей стаей. в данный моментсейчас был в космосепосетил космос проинформировать их об этом сказать им об этом приобрелакупила на другую жилплощадь в другую берлогу вступил в конфликтначал спорить

Речевая избыточность – Тавтология – Подмена понятий – Необоснованное стремление к псевдовысокому стилю – повторение в тексте «лишних» слов с одинаковым или очень близким значением. в тексте необоснованно повторяются однокоренные слова. такая ошибка возникает в случае, если в один ряд как однородные попадают несовместимые понятия. Например, глагол, как центр предложения может сочетаться только с частью слов (но не со всеми словами), которые за ним следуют. такие ошибки появляются, когда автор текста хочет выразить свою мысль излишне торжественно и не к месту включает слова высокого книжного стиля в контекст разговорного стиля. В этом случае возникает стилистическое несоответствие.