Газизова Алсу Наильевна руководитель Научного Общества Учащихся (НОУ) «Казань – колыбель моя» Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Дорогами войны Цели: Представить панораму поэтов-фронтовиков Великой Отечественной войны.
Advertisements

Работу выполнила ученица 10 класса МОУ СОШ с. Макарье Видякина Виктория.
Никакие трудности не смогли сломить волю этого мужественного человека. Находясь в застенке, он продолжал писать стихи, которые передавались из рук в руки,
Валентин Петрович Катаев. Цели урока: -обобщить знания детей о творчестве В. Катаева, -пробудить интерес к творчеству писателя, -воспитывать трудолюбие,
Родился шестым ребёнком в семье. Отец - Мустафа Залилов, мать – Рахима Залилова (урождённая Сайфуллина). Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния», где.
Великой Победе посвящается Салют, Победа!
Муса Джалиль - один из великих поэтов татарского народа. Кроме своего поэтического творчества, он оставил пример мужества и героизма. Не только его поэзия,
Жизнь и творчество Ф. М. Лукина Ф. М. Лукин – наша гордость.
МАОУ ООШ станции Тулебля Патриотический клуб «Патриот» Девиз: «Знания! Честь! Верность Отчизне!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ГИМНАЗИЯ » ГОРОДА МЕНЗЕЛИНСКА РТ Проектная работа на тему : Выполнила : ученица 4 класса Хабирова Айсылу.
День Защитника Отечества. Историческая справка День защитника Отечества – под таким названием мы отмечаем этот праздник. 23 февраля - день воинской славы.
ОНИ ЗАЩИЩАЛИ РОДИНУ Презентация ученика 4 «Б» класса Андреева Александра.
Фатых Карим Забыв о смерти, в жизнь поверьте, Любите Родину свою! За верность Родине бессмертье Награда храброму в бою МОУ СОШ г. Багратионовска Коршунов.
Портреты татарских писателей в творчестве М.Рахимова.
Выполнила ученица 8 «А» класса МОУ «Макуловская СОШ»: Баканова Юлия. Руководитель учитель татарского языка и литературы: Галимова Зульфира Алиевна.
Песня меня научила свободе, Песня борцом умереть мне велит. Жизнь моя песней звенела в народе, Смерть моя песней борьбы прозвучит. ПО СЛЕДАМ ПЕСЕН МУСЫ.
Час Мужества ( к уроку « Лирика Великой Отечественной..» в 7 классе ) Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина.
Всероссийский конкурс методических разработок «Педагогический калейдоскоп» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 9 с углубленным изучением отдельных.
Презентация к уроку татарской литературы в 5 классе для русскоязычных учащихся на тему: «Стихотворение Г.Тукая «Ребёнок и мотылёк»
Транксрипт:

Газизова Алсу Наильевна руководитель Научного Общества Учащихся (НОУ) «Казань – колыбель моя» Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 62» Авиастроительного района г. Казани Республики Татарстан

Цели и задачи НОУ: 1. Формировать чувство гражданственности у учащихся младших классов. 2. Привить навыки исследовательской деятельности. 3. Развивать творческую активность у учащихся.

Участники НОУ «Казань – колыбель моя»

Участники НОУ «Казань – колыбель моя» в работе

Этапы работы НОУ: 1. Посещение музеев известных людей и знакомства с их биографией. 2. Изучение произведений знаменитых людей. 3. Защита творческих проектов учащимися.

Знаменитые люди нашего города

Муса Джалиль ( ) поэт, Герой Сов. Союза. В гг. секретарь правления Союза писателей ТАССР. В 1941 г. призван на фронт, в 1942 г. попал в плен. Создал подпольную организацию советских военнопленных. В 1944 г. фашистским судом приговорен к смертной казни, 25 августа 1944 г. казнен в тюрьме Плетцензее. В заточении написал цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Музей-квартира в Казани с 1983 г., откуда он в 1941 г. ушел на фронт. Среди экспонатов – личные вещи Мусы Джалиля. поэт, Герой Сов. Союза. В гг. секретарь правления Союза писателей ТАССР. В 1941 г. призван на фронт, в 1942 г. попал в плен. Создал подпольную организацию советских военнопленных. В 1944 г. фашистским судом приговорен к смертной казни, 25 августа 1944 г. казнен в тюрьме Плетцензее. В заточении написал цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Музей-квартира в Казани с 1983 г., откуда он в 1941 г. ушел на фронт. Среди экспонатов – личные вещи Мусы Джалиля.

Сначала войны Джалиль добровольцем ушел на фронт. Он писал статьи о мужестве солдат и офицеров для армейской газеты «Отвага», стихи, участвовал в боях. Джалиль попал в окружение под Ленинградом. Рядом с ним взорвалась мина. Тяжело раненным, он еще сражался. Не желая попасть в руки к врагу, последнюю пулю оставил для себя. Но вместо выстрела прозвучал пустой щелчок. Осечка. Поэта захватили в плен, затем отправили в концлагерь. Муса и здесь остается борцом. Из таких же патриотов он создал подпольную группу. В нее вошел и татарский детский писатель Абдулла Алиш. Вместе они будут готовили побег военнопленых, распространяя патриотические листовки, рассказывали о победах Красной Армии. Подпольщиков выдал предатель. М.Джалиля вместе с товарищами арестовали и посадили в тюрьму, где его пытали и избивали. Написанные в заточении стихи составят «Моабитскую тетрадь». Товарищи М.Джалиля по заключению сохранили его тюремные книжки и передали их на Родину. Стихи поэта, которому присвоили звание Героя Советского Союза, издавались почти на ста языках. И на любом языке – это рассказ о подвиге, о любви к Отчизне. Сначала войны Джалиль добровольцем ушел на фронт. Он писал статьи о мужестве солдат и офицеров для армейской газеты «Отвага», стихи, участвовал в боях. Джалиль попал в окружение под Ленинградом. Рядом с ним взорвалась мина. Тяжело раненным, он еще сражался. Не желая попасть в руки к врагу, последнюю пулю оставил для себя. Но вместо выстрела прозвучал пустой щелчок. Осечка. Поэта захватили в плен, затем отправили в концлагерь. Муса и здесь остается борцом. Из таких же патриотов он создал подпольную группу. В нее вошел и татарский детский писатель Абдулла Алиш. Вместе они будут готовили побег военнопленых, распространяя патриотические листовки, рассказывали о победах Красной Армии. Подпольщиков выдал предатель. М.Джалиля вместе с товарищами арестовали и посадили в тюрьму, где его пытали и избивали. Написанные в заточении стихи составят «Моабитскую тетрадь». Товарищи М.Джалиля по заключению сохранили его тюремные книжки и передали их на Родину. Стихи поэта, которому присвоили звание Героя Советского Союза, издавались почти на ста языках. И на любом языке – это рассказ о подвиге, о любви к Отчизне.

Абдулла Алиш ( ) детский татарский писатель. Сборник рассказов для детей «Волны», «Клятва», «Мой брат», «Мамины сказки». Соратник М.Джалиля. Казнен немецкими фашистами в тюрьме Плетцензее за участие в деятельности подпольной организации сов. военнопленных. Музей в г.Казани в школе 55. детский татарский писатель. Сборник рассказов для детей «Волны», «Клятва», «Мой брат», «Мамины сказки». Соратник М.Джалиля. Казнен немецкими фашистами в тюрьме Плетцензее за участие в деятельности подпольной организации сов. военнопленных. Музей в г.Казани в школе 55.

У Абдуллы рано пробудился интерес к книгам и сказкам. С 5-6 лет он начал собирать книги, буквально изводил взрослых, заставляя читать и перечитывать их. Некоторые понравившиеся книги он знал наизусть и, водя пальцем по строкам, «читал» их другим. Алиш как детский писатель и знаток души детей уделял огромное внимание воспитанию молодой смены писателей-журналистов. Он вел большую переписку с юнкорами, давал им добрые советы, оказывал помощь, внимание и чуткость. И неудивительно, что многие его юные друзья стали писателями, это Самат Шакир, Джавад Тарземанов, Махмуд Хусаин и др., преподавателями, научными работниками, а кружковцы – юные друзья Алиша – Харис Якупов и Лутфулла Фаттахов – стали известными художниками. Будучи детским писателем, Алиш всегда внимательно относился к детям, изучал их характеры; прежде чем начать свое новое произведение, он читал их своим друзьям – детям, советовался с ними. У Абдуллы рано пробудился интерес к книгам и сказкам. С 5-6 лет он начал собирать книги, буквально изводил взрослых, заставляя читать и перечитывать их. Некоторые понравившиеся книги он знал наизусть и, водя пальцем по строкам, «читал» их другим. Алиш как детский писатель и знаток души детей уделял огромное внимание воспитанию молодой смены писателей-журналистов. Он вел большую переписку с юнкорами, давал им добрые советы, оказывал помощь, внимание и чуткость. И неудивительно, что многие его юные друзья стали писателями, это Самат Шакир, Джавад Тарземанов, Махмуд Хусаин и др., преподавателями, научными работниками, а кружковцы – юные друзья Алиша – Харис Якупов и Лутфулла Фаттахов – стали известными художниками. Будучи детским писателем, Алиш всегда внимательно относился к детям, изучал их характеры; прежде чем начать свое новое произведение, он читал их своим друзьям – детям, советовался с ними.

Участники НОУ в музее А.Алиша

Габдулла Тукай ( ) татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основатель современного татарского языка. С осени 1907 г. в Казани сотрудничал в журнале «Яшен», «Ялт-Йолт», которые фактически редактировал. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа. В стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык, родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между богатыми и бедными. татарский поэт, литературный критик, публицист, один из родоначальников новой татарской литературы, основатель современного татарского языка. С осени 1907 г. в Казани сотрудничал в журнале «Яшен», «Ялт-Йолт», которые фактически редактировал. Универсальность мышления и сама личность поэта способствовали созданию в его творчестве многообразной картины жизни татарского народа. В стихах Тукай утверждал высокий долг поэта-гражданина, воспевал родной язык, родную землю, выступал в защиту равноправия женщин, мечтал о свободном от социального и национального угнетения обществе, показал социальные контрасты между богатыми и бедными. Музей в с.Новый Кырлай (1979). Музей в с.Новый Кырлай (1979). Литературный музей в г.Казани (1986) Литературный музей в г.Казани (1986) Дом-музей Тукаевых в д.Кошлауч Арского района (1996) Дом-музей Тукаевых в д.Кошлауч Арского района (1996)

Конец апреля. Кругом звучат стихи. В Казань приходит особый праздник – День поэзии. Это день рождение великого татарского поэта Г.Тукая – 26 апреля. Поэты, писатели прямо на улицах читают свои новые произведения. Они говорят с Тукаем и о Тукае. Льются тукаевские строки. Звучат наставления, крылатые слова Тукая. Слышатся имена тех, кого он считал своими наставниками, - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В созвездии великих имен ярко горит звезда по имени Тукай. Прав был поэт: Пушкин – море, море – Лермонтов. В небе вечности сверкай Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай! Конец апреля. Кругом звучат стихи. В Казань приходит особый праздник – День поэзии. Это день рождение великого татарского поэта Г.Тукая – 26 апреля. Поэты, писатели прямо на улицах читают свои новые произведения. Они говорят с Тукаем и о Тукае. Льются тукаевские строки. Звучат наставления, крылатые слова Тукая. Слышатся имена тех, кого он считал своими наставниками, - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова. В созвездии великих имен ярко горит звезда по имени Тукай. Прав был поэт: Пушкин – море, море – Лермонтов. В небе вечности сверкай Негасимое созвездие: Пушкин, Лермонтов, Тукай!

Музей Г.Тукая в Кырлае

Салих Сайдашев ( ) композитор, дирижер. Один из основоположников татарской профессиональной музыки. Создал предпосылки для становления ведущих музыкальных жанров – оперы, балета, музыкальной комедии, симфонической и хоровой музыки, массово-бытовой и эстрадной песни. Особое место в творчестве занимает музыка к спектаклям. композитор, дирижер. Один из основоположников татарской профессиональной музыки. Создал предпосылки для становления ведущих музыкальных жанров – оперы, балета, музыкальной комедии, симфонической и хоровой музыки, массово-бытовой и эстрадной песни. Особое место в творчестве занимает музыка к спектаклям. Музей-квартира в г.Казани Музей-квартира в г.Казани

Он всякий раз встречает казанцев и гостей Казани. Встеречает, когда они прибывают в наш город на поезде «Татарстан». Лишь только пассажиры сойдут на перрон, как начинает звучать марш Салиха Сайдашева. Марш – лишь маленькая частица мелодий С.Сайдашева. Мелодий этих очень много. В детстве очень любил бывать Салих на русских и татарских концертах и спектаклях. С юных лет он вслушивается в народные мелодии, которые звучали в родном городе, окрестностях Казани. В мир народной музыки его вводили татарские песцы. Первое, на чем научился играть Салих, была гармонь. Он мог играть на ней часами. Нередко за гармонью все забывал. Пошлет его мать по торговым делам в магазин. А он заберется на чердак и наигрывает своим сверстникам на гармошке. Не раз ругала мать его за такую забывчивость. Но однажды он сказал ей: «Знаешь, мама! Не гони ты меня в магазин. Я туда не пойду, потому что один музыкант дотронулся до моей руки. А ведь когда музыкант дотрагивается до чьей-то руки, то этот человек тоже обязательно становится музыкантом. И я им буду!» Чуть позже Салих научится играть на рояле. Песни, музыка С.Сайдашева не забыты и не забудутся. Они звучат сегодня, будут звучать завтра, будут звучать всегда. Мир волшебных Сайдашевских мелодий, которых когда-то не было, влечет к себе и чарует по-прежнему. Он всякий раз встречает казанцев и гостей Казани. Встеречает, когда они прибывают в наш город на поезде «Татарстан». Лишь только пассажиры сойдут на перрон, как начинает звучать марш Салиха Сайдашева. Марш – лишь маленькая частица мелодий С.Сайдашева. Мелодий этих очень много. В детстве очень любил бывать Салих на русских и татарских концертах и спектаклях. С юных лет он вслушивается в народные мелодии, которые звучали в родном городе, окрестностях Казани. В мир народной музыки его вводили татарские песцы. Первое, на чем научился играть Салих, была гармонь. Он мог играть на ней часами. Нередко за гармонью все забывал. Пошлет его мать по торговым делам в магазин. А он заберется на чердак и наигрывает своим сверстникам на гармошке. Не раз ругала мать его за такую забывчивость. Но однажды он сказал ей: «Знаешь, мама! Не гони ты меня в магазин. Я туда не пойду, потому что один музыкант дотронулся до моей руки. А ведь когда музыкант дотрагивается до чьей-то руки, то этот человек тоже обязательно становится музыкантом. И я им буду!» Чуть позже Салих научится играть на рояле. Песни, музыка С.Сайдашева не забыты и не забудутся. Они звучат сегодня, будут звучать завтра, будут звучать всегда. Мир волшебных Сайдашевских мелодий, которых когда-то не было, влечет к себе и чарует по-прежнему.

Творческие работы участников НОУ «Казань – колыбель моя»

Мы в прессе: