Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Advertisements

Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Анализ художественного текста. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Электронные учебные материалы Как писать рецензию Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Проблема (К1) Это сложный, требующий разъяснения вопрос, который автор ставит в центр своего текста. Весь авторский текст посвящён исследованию этого вопроса-проблемы.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
1. Над каким вопросом размышляет автор? (проблема текста) 2. Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (комментарий) 3. Как автор отвечает на.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
Учимся писать сочинение-рассуждение. Урок в 10-ом классе Выполнила учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 4 города Нефтекамска Васюткина С.Е.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Транксрипт:

Публицистический стиль и его особенности. Создание собственного текста-рассуждения на основе исходного (подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ)

Разве можем мы забыть отчий дом, Родину?.. Они – в душе… И.А.Бунин Эпиграф урока

Николай Михайлович Карамзин

ОТЕЧЕСТВООТЕЧЕСТВО ЛЮБОВЬ ФИЗИЧЕС- КАЯ НРАВСТВЕН- НАЯ ПОЛИТИ- ЧЕСКАЯ МЕСТО РОЖДЕНИЯ ВОСПОМИНА- НИЯ ПАТРИОТИ- ЧЕСКИЕ ЧУВСТВА АРГУМЕНТЫ Память о первом дне дружбы Память о первом дне дружбы л апландец Житель Гельвеции Всякое растение имеет более силы в своём климате: закон природы и для человека не изменяется. закон природы и для человека не изменяется.

Как сформулировать проблему? Способы формулирования проблемы. Сформулировать самостоятельно (своими словами) Процитировать автора В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или сочетанием, - подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например: - Автор поднимает проблему …; - Автор предлагает нам задуматься над проблемой … Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений: - Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Найти авторскую формулировку проблемы, используя цитату из текста, например: «Из чего же вырастает огромная человеческая любовь к Родине?» - таким вопросом начинает свой текст...

Николай Михайлович Карамзин размышляет над проблемой…

Глоссарий Актуальная. Актуальный – важный, существенный для настоящего момента. Нравственная. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; соблюдение принятых в обществе правил.

Текстуальный «от текста к действительности» Текстуальный «от текста к действительности» Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Текстуальный комментарий предполагает объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Избирая текстуальный комментарий, вы идете от текста к действительности, связываете мысли автора текста со своими знаниями о жизни. Концептуальный «от действительности к тексту» Концептуальный «от действительности к тексту» Концептуальный комментарий предпола- гает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даёте различного рода интерпретации. В этом случае избирается направление мысли от действительности к тексту. На каких примерах в тексте автор рас- сматривает проблему? Какими факта- ми, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают осо- бого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссыла- ется автор? Почему? На каких примерах в тексте автор рас- сматривает проблему? Какими факта- ми, событиями автор иллюстрирует проблему? Какие высказывания заслуживают осо- бого внимания? Почему? На чьи мнения, высказывания ссыла- ется автор? Почему? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой про- блемой? Почему эта проблема привлекла внима- ние автора? Какой аспект этой проблемы рассма- тривает автор? К какому типу проблем принадлежит эта проблема? Актуальна ли эта проблема в наши дни? Как часто мы сталкиваемся с этой про- блемой? Почему эта проблема привлекла внима- ние автора? Какой аспект этой проблемы рассма- тривает автор? Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной проблемы

Автор подчёркивает, что привязанность человека к месту своего рождения объясняется… Наша нерасторжимая связь с отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примера, подтверждаю- щего данное высказывание, Карамзин приводит… Наша нерасторжимая связь с отечеством, по мнению историка, имеет силу закона природы. В качестве примера, подтверждаю- щего данное высказывание, Карамзин приводит…

Авторская позиция Средства выражения авторской позиции Слова-маркеры Оценочная лексика Средства выразительности Вводные слова Побудительные предложения Главное, самое важное, надо, (не) нужно, … Отличный, прекрасный, превосходный, … Риторические восклицания, например: «Как много во всем этом ума и чувства красоты!» К сожалению …, к счастью …, ко всеобщей радости …, … Различные призывы автора, обращения к читателю, например: «Учитесь у великих…»

Автор считает, что… Автор подводит читателя к выводу о том, что… Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу… Позиция автора такова,.. Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом… Автор призывает нас (к чему)… Автор убеждает нас в том, что… Автор осуждает (кого/что, за что)… Типовые конструкции для выражения авторской позиции

Аргументация собственной позиции Рассуждение Тезис (положение, которое надо доказать) Тезис (положение, которое надо доказать) Аргументация (доказательство, доводы) Аргументация (доказательство, доводы) Вывод (общий итог) Вывод (общий итог)

ТЕЗИС Автор … Отечество - это … АРГУМЕНТ 1 (иллюстрации) Действительно, … Например, … АРГУМЕНТ 2 (иллюстрации) Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Вспомним … ВЫВОД Итак,… Таким образом, … Да, … Структура аргументации

АРГУМЕНТАЦИЯ ФАКТ + ПРИМЕР + ПРОБЛЕМА + Тезис : Человек связан духовно и физически с местом своего рождения. Таков закон природы и закон жизни. Способы аргументации Вывод : Я полностью согласен с автором. Действительно, … Я не могу согласиться с автором: … (почему?)

Заключение сочинения Виды заключения Обобщение основных мыслей автора Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос Призыв, обращение к читателю Использование цитат Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке возвращаются к позиции автора, излагая её более широко и эмоционально. В конце сочинения возвращаемся к проблеме текста, подчеркивая её актуальность. Особенно уместны в том случае, если автор нас к чему-либо призывает, например, со словами: вспомните…, подумайте…, … Это должны быть высказывания автора или цитаты из другого источника, достаточно полно выражающие мысли автора.