106-397-684 Педагогическая деятельность деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обзор личностно-ориентированных технологий Особенности личностно-ориентированного урока.
Advertisements

ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.
Проблемно- деятельностный подход в обучении и воспитании.
Самостоятельные технологии разноуровневое обучение, разноуровневое обучение, сотрудничество, сотрудничество, коллективное взаимообучение, коллективное.
Научно-методический центр Невского района. Выбор технологий обучения Технологии объяснительно- иллюстративные; Технологии объяснительно- иллюстративные;
НИПКиПРО КУРСЫ «Личностно-ориентированное образование» Руководитель: Т.В. Смолеусова 2010 г.
Личностно- ориентированный подход к образованию, с одной стороны, предполагает осознанную ориентацию учителя на личность ребенка, что является условием.
Технология обучения базису без отстающих. Еще Д.И.Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову ученика максимально возможный объем учебного.
« Перспективная начальная школа» Новые приемы учебной работы на уроках в рамках УМК « Перспективная начальная школа».
Евстифеева Н.В., руководитель РМО классных руководителей 2009 г.
Методическое объединение «Начальных классов» Тема: Применение групповых форм работы с обучающимися.
МОУ Коелгинская СОШ Формы учебной деятельности учащихся на уроке Захарова Л.А. Захарова Л.А.
Технология коллективного взаимообучения. Коллективным способом обучения (КСО) является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем.
Личностно-ориентированное обучение Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
Здоровьесберегающие образовательные технологиии. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий является наличие или отсутствие ухудшения.
Учитель русского языка и литературы Серёдкина Елена Перфильевна МКОУ Отрокская сош.
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Транксрипт:

Педагогическая деятельность деятельность

Особенности педагогической деятельности Цель определяется обществом Цель определяется обществом Мета-деятельность. т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью Мета-деятельность. т.е. деятельность, направленная на организацию и управление другой деятельностью Объект деятельности выступает и как её субъект. Деятельность носит как субъект – объектный, так и субъект-субъектный характер Объект деятельности выступает и как её субъект. Деятельность носит как субъект – объектный, так и субъект-субъектный характер Результаты педагогического взаимодействия в развитии и становлении личности проявляются только в будущем Результаты педагогического взаимодействия в развитии и становлении личности проявляются только в будущем

Модели педагогической деятельности принуждения полной свободы сотрудничества

Компетентная педагогическая деятельность предполагает владение умениями Ставить и решать педагогическую задачу Ставить и решать педагогическую задачу Общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие Общаться, организовывать педагогический процесс как сотрудничество и взаимодействие Организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи. Формировать общеучебные и специальные умения и навыки Организовывать учебный материал как систему познавательных задач, осуществлять межпредметные связи. Формировать общеучебные и специальные умения и навыки Ориентироваться на личность и её индивидуальные особенности Ориентироваться на личность и её индивидуальные особенности Прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты Прогнозировать и проектировать педагогическое взаимодействие и его результаты Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками Владеть методическими и самообразовательными умениями и навыками

Технологические принципы педагогической деятельности Ориентированность на отношения Ориентированность на отношения Учёт уровня воспитанности и обученности воспитанников Учёт уровня воспитанности и обученности воспитанников Принцип меры Принцип меры Принцип динамичности педагогической позиции Принцип динамичности педагогической позиции Принцип компенсаторности Принцип компенсаторности Сенсорологический принцип Сенсорологический принцип Принцип оригинальности и новизны воздействий и приёмов взаимодействия Принцип оригинальности и новизны воздействий и приёмов взаимодействия Культурологический принцип профессиональных аналогий и заимствований через педагогическую инерпритацию и аранжировку в педагогической деятельности Культурологический принцип профессиональных аналогий и заимствований через педагогическую инерпритацию и аранжировку в педагогической деятельности

Педагогическое мастерство

Педагогическое мастерство - уровень уровень совершенного владения совершенного владения педагогической деятельностью педагогической деятельностью

ОсновыПедагогическогомастерства

Основы педагогического мастерства Сформированное педагогическое сознание Сформированное педагогическое сознание в единстве концепций в единстве концепций В-воспитанника, Д-деятельности, В-воспитанника, Д-деятельности, Я-концепции – Я-концепции – личностной и профессиональной. ( Р.Бернс) личностной и профессиональной. ( Р.Бернс)

Основы педагогического мастерства Готовность к творческой деятельности: Готовность к творческой деятельности: Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление Наличие глубоких и всесторонних знаний и их критическая переработка и осмысление Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия Умение перевести теоретические и методические положения в педагогические действия Способность к самосовершенствованию и самообразованию Способность к самосовершенствованию и самообразованию Разработка новых методик, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание Разработка новых методик, форм, приёмов, средств и их оригинальное сочетание Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности Диалектичность, вариативность, изменчивость системы деятельности Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях Эффективное применение имеющегося опыта в новых условиях Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов Способность к рефлексивной оценке собственной деятельности и её результатов Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности на основе сочетания и выработки эталонных и индивидуально неповторимых черт личности педагога Способность к импровизации. Основанной на знаниях и интуиции Способность к импровизации. Основанной на знаниях и интуиции Умение видеть «веер вариантов » Умение видеть «веер вариантов »

Основы педагогического мастерства Профессионально значимые личностные качества: Профессионально значимые личностные качества: Толерантность. Толерантность. Стремление к максимальной гибкости. Стремление к максимальной гибкости. Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников Умение придать личностную окраску преподаванию Умение придать личностную окраску преподаванию Установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника Установка на успех в формировании Я-концепции воспитанника Владение стилем неформального общения с воспитанниками Владение стилем неформального общения с воспитанниками Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм Эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность, оптимизм Способность к педагогической рефлексии Способность к педагогической рефлексии Креативность Креативность

Основы педагогического мастерства Педагогические способности: Педагогические способности: Коммуникативные Коммуникативные Прогностические Прогностические Перцептивные Перцептивные Гностические Гностические Дидактические Дидактические Организаторские Организаторские Конструктивные Конструктивные Экспрессивные Экспрессивные

Основы педагогического мастерства Владение Владение педагогической технологией - педагогической технологией - системой способов, приёмов, шагов системой способов, приёмов, шагов последовательность выполнения которых последовательность выполнения которых обеспечивает гарантированное решение задач обеспечивает гарантированное решение задач воспитания, воспитания, обучения обучения и развития личности воспитанника и развития личности воспитанника

Основы педагогического мастерства Владение педагогической техникой: Умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать своё поведение и реакции Умением вступать во взаимодействие, общаться, контролировать своё поведение и реакции Использовать мимику, жесты, пантомимику, речь Пользоваться предметными средствами обучения и воспитания

Современные образовательные образовательные технологии технологии

Современные образовательные технологии, такие как технологии «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения», «коллективного взаимообучения», «включённого обучения», «модульного обучения» и д.р., позволяют приспособить учебный процесс к индвидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, специфическим особенностям каждой школы.

Все эти технологии можно определить как личностно - ориентированные

Технология полного усвоения знаний

Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж.Кэррол, Б.Блум и их последователи. В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В.Кларина.

Дж.Кэррол предложил параметры обучения: Постоянный параметр – Постоянный параметр – Результат обучения Переменные параметры, Переменные параметры, подстраиваемые под достижение каждым обучаемым заданного результата – Условия обучения Условия обучения

Этот подход был поддержан и развит Б.Блюмом. Б.Блюм предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б.Блюм предложил способности обучаемого определять темпом учения не при усреднённых, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Б.Блюм изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Б.Блюм изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается.

При правильной организации обучения, особенно при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить всё содержание учебного курса. Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает Если же условия обучения одинаковы для всех, то большинство достигает только «средних» результатов. только «средних» результатов. Для реализации данной технологии требуется существенная реорганизация традиционной классно-урочной системы традиционной классно-урочной системы

Категории обучаемых Малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени Талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные Учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени

Реализуя данный подход, Дж.Блок и Л.Андерсен разработали методику обучения на основе полного усвоения знаний

Исходным моментом методики является установка, которую должен принять педагог, работающий по этой системе: все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса

Педагогу предстоит определить эталон полного усвоения и достигаемых результатов, заданный в унифицированном (приведённом к единообразию) виде с помощью иерархии (последовательного расположения от низшего к высшему) педагогических целей, разработанных для мыслительной (когнитивной), чувственной (аффективной) и психомоторной сфер.

Категории целей формулируются через конкретные действия и операции, которые должен выполнять обучающийся, чтобы подтвердить достижение этого эталона.

Иерархия целей познавательной деятельности Цель Действия ученика Результат действий Знание Ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру) Запомнил, воспроизвёл, узнал Понимание ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) Объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой Применение Ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации) Применил и получил заданный результат Анализ Ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого Вычленил части из целого Синтез Ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого. Обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) Образовал новое целое Оценка Ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели Определил ценность и значение объекта изучения

Представленная таксономия целей Б.Блума получила широкое распространение за рубежом. Она используется в учебниках и дидактических пособиях в качестве шкалы для измерения результатов обучения.

Технология разноуровневого обучения

Теоретическая обоснованность данной технологии базируется на педагогической парадигме, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы (Дж.Кэрролл, Б.Блум. З.И.Калмыкова и др.).

Школа с уровневой дифференциацией функционирует путём деления ученических потоков на подвижные и относительно однородные по составу группы. Каждая из которых овладевает программным материалом в различных образовательных областях на следующих уровнях: 1 – минимальном (государственный стандарт), 2 – базовом, 3 – вариативном (творческом).

Основные принципы Всеобщая талантливость Взаимное превосходство Неизбежность перемен - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом - если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше. Это что- то надо искать - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным

Организационная модель школы Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями Внутриклассная дифференциация в среднем звене Внутриклассная дифференциация в среднем звене проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом м вариативном) по математике и русскому языку 9зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом м вариативном) по математике и русскому языку 9зачисление в группы производится на добровольной основе по уровням познавательного интереса учащихся); при наличии устойчивого интереса однородные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов Профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Этот подход привлекает педагогические коллективы, в которых созрела идея внедрения новой технологии обучения с гарантированным результатом освоения базовых знаний всеми учащимися и одновременно с возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

Технология коллективного взаимообучения

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: - организованный диалог - сочетательный диалог - коллективное взаимообучение - коллективный способ обучения (КСО) - работа учащихся в парах сменного состава.

Преимущества КСО В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение материала Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение материала

Варианты работы в парах Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения; Статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель» - «ученик»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных ученика, сильный и слабый при условии взаимного расположения; Динамическая пара: выбирают четырёх учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; Динамическая пара: выбирают четырёх учащихся и готовят одно задание, но имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнёром, причём каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей; Вариативная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания Вариативная пара, в которой каждый член группы получает своё задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания

Определено, что когда человек обучает других, он запоминает до 95% изучаемого материала.

Технология модульного обучения

Модуль – целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены П.Ю.Цявичене.

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняющихся дидактических задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением.

Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью.

Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения.

Модули позволяют перевести обучение на субъект- субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Описанные технологии не исчерпывают всё многообразие существующих в настоящее время образовательных технологий. Назовём ряд авторов других образовательных технологий: Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, С.Н.Лысенкова, П.М.Эрдниев, Н.А.Зайцев, Н.Н.Палтышев, А.М.Кушнир, И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, Н.П.Гузик и др. Их образовательные технологии и целый ряд других представлены в книге Г.К.Селевко «Современные образовательные технологии».

Творческих успехов!