Открытый урок по всемирной истории в 11 классе на тему: «Интеграционные процессы в Европе во II половине ХХ – начале ХХI века. Глобальные проблемы современности и основные пути их разрешения».
Организационный момент. Объяснение учащимся целей и задач урока. Оформление учащимися рабочих тетрадей.
Вопросы для вводной беседы с учащимися: 1. Назовите страны-победительницы во Второй Мировой войне. 2. Кому принадлежат следующие слова: «Советское руководство намеревалось отгородиться от стран Восточной Европы «железным занавесом»? 3. Определите государственное устройство Великобритании. 4. В чем заключается суть «проблемы Ольстера»? 5. Кто из премьер-министров Великобритании дольше всех был у власти в ХХ веке? 6. Кому принадлежит идея, согласно которой Франция должна стать «соединительной планкой между двумя мирами» - странами Западной и Восточной Европы? 7. В каком году во Франции была принята Конституция Четвертой республики? 8. В каком году Франция присоединилась к «плану Маршала»? 9. В каком году Франция стала членом НАТО? 10. В каком году во Франции была принята Конституция Пятой республики? 11.Раскройте понятия: «Ассимиляция», Большая Семерка».
План изучения нового материала: 1.Предпосылки европейской интеграции 2. Образование Европейского Союза. 3. Глобальные проблемы современности. Основные пути разрешения глобальных проблем современности.
Предпосылки европейской интеграции.
Задание: Каковы основные предпосылки европейской интеграции?
Предпосылки создания Евросоюза Цивилизационные Наличие общих духовных ценностей, созвучность социальных и политических идеалов. Экономические Возможность взаимодополняющего экономического и научно-технического развития. Военно-политические Общность интересов в главных вопросах международной жизни, сотрудничество в военных и военно-политических союзах, урегулирование территориальных споров. Геополитические Возможность развития экономически рентабельной сети транспортных коммуникаций. Исторические Традиционное взаимодействие, взаимное уважение.
Задание: Какой была основная цель плана Маршала?
Лекция учителя:
Образование «Европейского Союза».
Европейский Союз Европейский Совет Совет министров ЕС Европейская комиссия Европейский Суд Европейский парламент Комитет регионов Европейский банк Социально- экономический комитет Европейский Союз Европейские сообщества Общая внешняя политика и политика безопасности Сотрудничество в сфере правосудия и внутренних дел
Глобальные проблемы современности.
Работа над понятием: Глобализация - это взаимодействие государств, народов, этносов, социальных общностей в единой системе отношений на планетарном уровне; это система открытого культурного обмена, заимствования образцов поведения и адаптация культурных стереотипов; это расширение границ общения во всех отраслях человеческой деятельности и возникновения единого экономического, экологического, информационного пространства, что обусловливает необходимость выработки согласованных действий между народами и государствами.
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Экологическая проблема Суть: противоречия между производительной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Деятельность людей нанесла значительный ущерб природе. Нарушилась способность природы самовоспроизводиться: 1. Загрязненный воздух окислами серы, азота, углекислым газом. Это повлекло за собой изменение климата - глобальное потепление за счет «парникового эффекта». 2. Появились озоновые дыры, кислотные дожди. 3. Загрязненные источники питьевой воды.
Проблема сохранения природных и энергоресурсов Исчерпываются запасы полезных ископаемых планеты. НТР и индустриализация повысили спрос на отдельные редкие ресурсы. Через то за сохранение существующего годового роста их добычи на 2,5 % хрома на планете хватит на 80 лет, алюминия - на 63, никеля - на 43, серебра - на 17. Быстро исчерпываются запасы нефти и газа.
Социально-экономическая проблема Суть проблемы - наличие на планете двух полюсов: бедных и богатых стран (проблема «Север-Юг»). Основная масса «однодолларовых» стран, где люди в день получают не больше 1 доллара, находится в Азии, Африке, Латинской Америке (хотя в последнее время некоторые страны Восточной Европы, в том числе и Украина, также оказались в этой зоне). 20 % жителей планеты представляют развитые страны, 80 % - отсталые.
Демографическая проблема Во второй половине XX в. ускоренно растет население планеты (ежегодный прирост 2,5 %, через каждые 30 лет за счет демографического взрыва в странах Азии, Африки и Латинской Америки оно удваивается). При этом увеличение населения в отдельных регионах Юго- Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, как правило, не сопровождается созданием условий для жизни людей. Лишь отдельные страны (Китай, Япония, Южная Корея) проводят тактичного и выверенную демографическую политику. Увеличение количества населения приводит к усилению нагрузки на природные ресурсы, ускоряет их истощение, создает опасную для всеобщего мира ситуацией на планете.
Продовольственная проблема Суть проблемы - хроническое недоедание людей (в Азии, Африке). Известно, что постоянно 450 млн. человек на планете голодают, а несколько сотен миллионов получают недостаточное количество пищи. Проблемы неизлечимых болезней Наиболее распространены: СПИД, рак, депрессии, болезни сердечно- сосудистой системы, малярия, алкоголизм, наркомания и др. 1,5 млрд. человек на планете не имеют элементарной медицинской помощи. Те болезни, которые излечимы в богатых странах, могут быть смертельными в бедных странах.
Военно-политическая проблема Суть проблемы - угроза войны с применением оружия массового уничтожения (термоядерной, химической, бактериологической), что может привести к ликвидации человеческой цивилизации. Угроза неконтролируемого распространения ядерного оружия по всему миру, ее использования террористами в своих целях. Угроза перерастания локальных вооруженных конфликтов в мировую войну
Экстремизм и международный терроризм Обострилась проблема цивилизационного взаимодействия, взаимной адаптации общества с разной культурой. На смену идеологическим конфликтам приходят религиозные конфликты и этнические. Именно эти конфликты являются главным источником напряженности и фанатизма, экстремизма (международного терроризма). Сейчас существует ряд международных террористических организаций, которые несут угрозу миру на планете (пропалестинские террористические организации «ХАМАС», «Мученики Алякса», «Хезболлах», «Исламский джихад», международные мусульманские - «Аль кайда», баскская террористическая организация ЭТА). Жертвы терроризма измеряются десятками тысяч.
Задания: 1.В связи с чем возникают глобальные проблемы человечества? 2. Назовите три самые страшные, по вашему мнению, проблемы человечества. Объясните свой выбор.
Работа с документом:
Задание для группы 1. Почему демографическую проблему автор документа считает причиной возникновения других глобальных проблем? Задание для группы 2. Как вы считаете, почему демографическая проблема характерна для развивающихся стран, а не для развитых?
Основные пути решения глобальных проблем современности.
Лекция учителя:
Задание: Согласны ли вы с утверждением английского священника и экономиста XVIII столетия Т. Мальтуса, что рост народонаселения на Земле происходит в геометрической прогрессии, увеличение производства продовольствия - в арифметической, а голод, эпидемии и войны являются регуляторами численности населения? Т. Мальтус
Закрепление и систематизация знаний учащихся. Тест:
Вопросы для итоговой беседы: 1. Какие проблемы человечества называют глобальными? 2. В чем заключаются причины возникновения этих проблем? 3. В чем заключаются особенности глобальных проблем современности? 4. Охарактеризуйте главные («внешние» и «внутренние») глобальные проблемы современного человечества. 5. Сравните уровень остроты этих проблем в мире и в Украине. Через какие негативные явления проявляются эти проблемы в вашем регионе? Что уже делают и что, по вашему мнению, нужно сделать для преодоления этих явлений? 6. Объясните, почему только совместными усилиями народы Земли могут решить глобальные проблемы? 7. Исключает ли необходимость формирования планетарного или глобального сознания? 8. В чем вы видите потребность в развитии национального сознания? Обоснуйте свой ответ.
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
Объяснение нового домашнего задания: Отработайте текст соответствующего параграфа учебника. Подготовьтесь к исторической игре Бинго.